«Хочешь быть русским — плати»: Интервью с Егором Просвирниным Создатель заблокированного «Спутника и погрома» — об АП, Навальном и сходстве русских националистов с гомосексуалами

В конце прошлой недели Генпрокуратура потребовала в одном ряду с пабликами в поддержку ИГ (запрещенного в России) и «Джабхат ан-Нусры» заблокировать националистический интернет-журнал «Спутник и погром», за пять лет выросший из личного блога журналиста Егора Просвирнина до независимого ресурса с платной подпиской и почти миллионной месячной аудиторией.
Редакция The Village не разделяет взглядов героя интервью и его издания (и не очень верит в его слова о расовой политической войне в США и тайном внешнем управлении деньгами Марка Цукерберга), но считает принципиально недопустимой государственную цензуру интернет-медиа. Мы поговорили с Просвирниным об аудитории «Спутника и погрома», проблемах с Генпрокуратурой и будущем элитарного национализма.
Дополнение от редакции: 27 декабря 2021 года Егор Просвирнин умер, выпав из окна своей квартиры в центре Москвы. А через 2 месяца, в феврале 2022-го, началась война: Россия развернула масштабное наступление на Украину. Теперь власти оправдывают «специальную военную операцию» идеями защиты и объединения русских, а государственная пропаганда во многом использует риторику русских националистов — включая героя этого интервью. Редакция The Village не поддерживает эти идеи и выступает против войны — а этот разговор остается частью истории.

Фотографии
Про блокировки и читателей из администрации президента
— Почему «Спутник и погром» закрывают только сейчас? Сайт существует уже пять лет, и за ним просто не могли все это время не следить люди в определенных кабинетах.
— Предвыборная кампания. Там же не только «Спутник и погром», но еще 10 сайтов. Смотрите: 09:35 — новость у всех информагентств, что заблокировали «Спутник и погром», 09:45, следующая новость — заблокировали московский штаб Навального. Говорить, что это какое-то совпадение... Судя по тем процессам, которые происходят последние несколько дней, началась зачистка всего. Не только «СиП», а всего показательно нелояльного.
— Просто всегда казалось, что «СиП» не закрывали до сих пор исключительно из соображений контроля и мониторинга.
— Как говорила Винокурова (Екатерина Винокурова, журналистка. — Прим. ред.) на четырехлетии «Спутника», половина АП читает «Спутник и погром». Последний раз В. В. Путин избирался в 2012 году, «Спутника» тогда просто еще не существовало, а инструменты блокировок начали разрабатывать только в 2013-м. Потом начался Донбасс, есть же слитая переписка Прокопенко (Тимур Прокопенко, замначальника управления по внутренней политике АП РФ. — Прим. ред.) и там есть упоминание «СиП», типа «Давайте этих нациков уже грохнем? — Да не, пускай пока живут». Меня на самом деле это глубоко оскорбило — с таким пренебрежением, такая гнида, которая ничего в жизни не сделала. Вот оно — ощущение.
— При этом, если верить только что вышедшей книге Чарльза Кловера, работники силовых ведомств, например, относятся к национализму с определенным пиететом, находя в нем продолжение своей роли в Советской империи.
— У них такая гибридная идеология, монстр. Они дошли до теории глобального заговора. Кроме Кловера, надо прочесть еще прекрасную книгу про новое дворянство, где есть фраза то ли Патрушева (Николай Патрушев, секретарь Совбеза РФ. — Прим. ред.), то ли Бортникова (Александр Бортников, директор ФСБ. — Прим. ред.), что вот «в 1990-е Россия висела на волоске, ее подхватил спасительный крюк рыцарей чести, агентов, офицеров ФСБ». Есть какие-то слова про патриотизм, но совсем условно понимаемый. «Мы хорошие, потому что мы есть. — А почему? — А потому что мы Россию спасли. — А как спасли? — Ну вот как-то так, крюком».
— В любом случае всегда было подозрение, что они рассматривают националистов как пускай и не до конца управляемых, но союзников.
— Им же не нужны какие-то лоялисты, патриоты, им нужно, что все было управляемо. Массовые патриотические настроения по свистку не выключишь, а одна из основ их идеологии — все должно быть структурировано, ничего не должно быть само по себе. Известно, что было с «Русским образом», который закончился тем, что перешел к убийствам. В этом всем непосредственно засветился Никита Иванов, до сих пор работающий в АП, с великим концертом группы «Коловрат» недалеко от Болотной. Это стало прививкой — один раз попробовали с националистами дружить, так националисты начали убивать даже не врагов отечества, а просто антифашистов. С тех пор уже все. Как сказал в 2013-м Владимир Владимирович, «будем регистрировать все партии, кроме националистических». Более того, их очень напугала реакция на «русскую весну».
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village. Мы и есть «вайс на русском». Мы всегда им были, а теперь делаем наш интернет-журнал по подписке. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал про преодоление, травмы, протесты, панк, образ жизни, искупление и смелость оставаться собой. Эксцентричная журналистика про наших людей и для наших людей — где бы мы ни оказались теперь. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.