На твоем кумире, на тебе: Как Ray-Ban придумал очки, которые хотят все И которые идут всем
The Village регулярно пишет о культовых брендах. Сегодня рассказываем о марке Ray-Ban — историю о том, как очки, созданные маленькой компанией для военных в 30-е годы, по сей день остаются главным аксессуаром киногероев и музыкантов.
В Екатеринбурге примерить модели Ray-Ban и почувствовать, как внутри зазвучала «Born to be wiiiiiiiiiild», а где-то вдали многообещающе заурчал байк (или «Тесла»!), можно в салоне «Фокус» на Антона Валека, 12, где находится самый большой корнер бренда на Урале.
Небесные защитники
Очки Ray-Ban Round Double, 10 950 рублей
В 1929 году американская компания Bausch & Lomb, специализирующаяся на оптике, получила заказ от военно-воздушных сил страны: пилотам нужны были очки, надежно защищающие от солнца. Работа над линзами продолжалась в течение нескольких лет, но результат однозначно стоил того. Bausch & Lomb представила очки с тонкой пластиковой оправой, которая надежно сидит на лице, и зелеными антибликовыми линзами (они до сих пор являются фирменной чертой марки). Их запустили в производство, назвав Ray-Ban (в переводе с английского «блокировщик лучей»). Через год пластик заменили на металл. А ко Второй мировой войне линзы стали градиентными, чтобы защищать глаза, но позволять лучше видеть приборную панель.
Очки-держатели для сигарет
Очки Ray-Ban Aviator, 11 800 рублей
Авиаторы (а это были именно они) стали носить все летчики США, а через несколько лет и остальные американцы — ведь все хотели походить на героев. В 1937 очки летчиков поступили на прилавки оптик под названием Aviator. Они стали символом мужественности и аутдор-лайфстайла. Следующими Bausch & Lomb выпустила очки Shooter с круглым отверстием посередине оправы — для того, чтобы прикреплять туда сигарету, пока заняты руки (серьезно!), и желтыми линзами, которые рассеивали голубой свет и позволяли четко видеть в тумане. Вы точно видели такие на Джонни Деппе в фильме «Страх и ненависть в Лас-Вегасе». Третьим релизом Ray-Ban стал Outdoorsman — культовая до сих пор модель, напоминающая авиаторы, но с кожаной перемычкой по верхней линии линз и дужками, удобно огибающими уши.
Первый в мире унисекс
Слева — очки Ray-Ban Justin, 11 200 рублей; справа — Ray-Ban Round, 12 850 рублей
После окончания Второй мировой случился экономический подъем. Американцы жаждали праздника и покупали вещи, а у индустрий моды и развлечений случилось второе рождение. В середине 20 века иконами стиля стали голливудские звезды. В 1952 году Ray-Ban выпустил свой главный в истории хит — трапециевидные очки Wayfarer. Примечательно, что это был первый в мире массовый унисекс-аксессуар — тогда носить вещи другого гендера было не принято. Вайфареры раскупили после двух появлений на экранах: Одри Хепберн элегантно носила их в «Завтраке у Тиффани», а Джеймс Дин покрасовался в них в «Бунтаре без причины».
Бунтари и секс-символы
Очки Ray-Ban Chris, 11 200 рублей
Далее Ray-Ban не останавливался и штамповал культовые (как бы сейчас сказали, инстаграмные) модели, быстро чуя моду и социальные тренды. К 1969 году каталог марки насчитывал 50 моделей. Гениальные пиарщики бренда плотно работали с кинопродакшном и музыкальной индустрией. Многие музыканты получили «Рей-Бены» в подарок и щеголяли в них перед папарацци. Солист The Smiths Джонни Марр стал настоящим лицом бренда — он везде появлялся в очках Ray-Ban Signet. (Забегая немного вперед, в 2011 году Джонни выпустит именную коллекцию сигнетов с автографом). Очки Ray-Ban появились в тысячах фильмов: от «Таксиста» Скорсезе (1957), где молодой Роберт де Ниро выглядел суперкруто в модели Caravan, до «людей в черном» Уилла Смита и Томми Ли Джонса в очках Predator. Не успел Малкольм Икс, борец за права темнокожих в 60-е годы, появиться на публике в оправе с массивной вставкой по линии бровей, как Ray-Ban выпустил аналогичную модель Clubmaster. Когда Жаклин Кеннеди стали называть иконой стиля, вышли очки Jackie Ohh, похожие на любимые пары первой леди от Франсуа Пинтона — с крупными линзами и округлой оправой.
Полезная конкуренция
Очки Ray-Ban Oval, 12 050 рублей
В конце 90-х годов у бренда появился мощный конкурент — итальянская компания Luxottica. Она также выпускала под несколькими брендами доступные модные очки для молодежи и спортсменов. Продажи Ray-Ban начали падать, и в итоге в 1999 году Bausch & Lomb продала бизнес конкурентам. А в 2007 году Luxottica приобрела еще одного конкурента на рынке молодежной оптики — бренд Oakley. Сегодня это гигант, владеющий брендами Persol, Vogue-Eyewear и другими и выпускающий очки почти всех люксовых марок — от Armani до Prada.
Очки не для ботанов
Слева — очки Ray-Ban Hexagonal, 14 750 рублей; справа — Ray-Ban Hexagonal, 8 250 рублей
Смеем предположить, что команда Ray-Ban не пожалела о переходе под итальянское крылышко. Покупка «Люксоттикой» подарила бренду необычайный размах. Марка получила две новые линейки — детскую Ray-Ban Junior, которая почти полностью копирует взрослую, и медицинские оправы. Это было началом новой эры, когда очки по рецепту перестали быть неэстетичной необходимостью и стали желанным модным аксессуаром (при этом доступным для многих!). Ray-Ban адаптировал все свои солнцезащитные оправы для прозрачных линз, при этом одни и те же стили можно найти в женской и мужской линейке. Если вы обожаете определенную модель, теперь можно носить ее круглый год днем и ночью.
NEVER HIDE
Очки Ray-Ban Square, 13 200 рублей
В 2007 году бренд обзавелся слоганом NEVER HIDE, который использует до сих пор («никогда не прячься» — пер. с англ.). И действительно, тогда от Ray-Ban было не скрыться. Марка стала вливать в рекламу миллионы долларов и продавать очки по всему миру. Пиар-кампании стали еще изобретательнее. Так, в 2012 году бренд предложил музыкантам The Kills, Black Kids, Ladyhawke, Ipso Facto и Paolo Nutini записать кавер на любую песню 1950-1960 годов (как вы помните, важнейшую декаду для Ray-Ban) и организовал для их исполнения концерты в Нью-Йорке, Пекине и Милане. Неплохо, а?
Бескомпромиссный перфекционизм
Очки Ray-Ban Hexagonal, 6 700 рублей
В погоне за славой символа поп-культуры бренд не забыл своего старта как производителя технологичных и функциональных очков. Уже 84 года Ray-Ban продолжает делать очки легче, крепче и удобнее. Например, в 1970 изобрел очки-хамелеоны — линзы Ambermatic, моментально ставшие хитом в спорте, меняли тональность в зависимости от освещения. В 2012 году крупным открытием бренда стал материал LiteForce — термопластик, ранее использовавшийся в авиации, автопроме и медицине. Благодаря этому оправы стали гораздо более крепкими и гибкими — практически неубиваемыми. А недавно клабмастеры, раунды и караваны стали выходить в оправах из ультралегкого японского титана.
Очки, которые вы передадите внукам
Удивительно, как Ray-Ban остается маркой одновременно крайне трендовой и уважительно-классической. Если вы купили авиаторы в нулевых, не сомневайтесь — они совсем не выйдут из моды, и вы будете гордо носить их на пенсии. Сегодня Ray-Ban переосмысляет свои культовые модели, улучшая их качественные характеристики и немного меняя форму, чтобы соответствовать актуальным трендам и подойти как можно большему количеству людей. Так, в 2020-м и 2021-м на прилавки вернулись оправы 60-70-х годов. Например, Balorama, которые носил Клинт Иствуд в «Грязном Гарри», вышеупомянутые предаторы «людей в черном», а также целых три версии Olympian — тех самых очков Питера Фонды в «Беспечном ездоке».
Материал подготовлен
при поддержке