«Вся ваша юность — это надпись на футболке»: Стиль в клипе Монеточки «Последняя дискотека» Бабулин хрусталь, тухлая дыня, красное платье Zara и другие находки в видео про «свободу в квадрате»

На прошлой неделе вышел первый клип Лизы Монеточки — студентки ВГИКа, прославившейся своими «простыми песенками о том, что может понять каждый, без выкрутасов», как описывает их сама автор. Но, в отличие от первых ее хитов вроде «Гоши Рубчинского», в «Последней дискотеке» все не так просто. Вполне осмысленная песня о молодости накануне свидания с лысым затылком взрослого мира и его букетом роз из папиных бутылок выросла из зарисовок к учебному фильму сокурсницы Лизы.
По задумке режиссеров Ренаты Джало и Станиславы Шторм, «Последняя дискотека» — это «история о свободе, которая все равно находится в квадрате». Но сами они признаются, что результат работы от этой задумки далек из-за обилия перипетий в съемочном процессе. Про то, как он устроен, эстетику гниения, нелесбийский поцелуй и артефакты в новом музыкальном видео команда создателей рассказала The Village.
Сценарий и подготовка
Идея видео «Последняя дискотека» определила текст песни. История ее создания началась с того, что Лизу Монеточку подселили на время сессии в комнату общежития ВГИКа к Ренате Джало. «Я тогда снимала учебный фильм, который хотела назвать „Последняя дискотека“, потом показала Лизе материалы, и на следующий день Лиза уже написала песню, — рассказывает Рената, режиссер клипа. — Мы вышли покурить на лестницу в общаге и быстро придумали, что можно снять. А потом уже мы со Стасей (Станиславой Шторм, вторым режиссером видео. — Прим. ред.) в „Макдоналдсе“ продумали весь сценарий».
Над клипом трудились почти 20 человек. Подготовка к съемкам — написание режиссерской экспликации, подбор референсов, формирование съемочной группы — заняла полтора месяца, а весь клип был отснят за 16-часовую смену. «За эту смену мы отсняли четыре локации: зал, набережную Москвы-реки, квартиру и улицу, — рассказывает Владимир Яньшин, исполнительный продюсер. — Особенно яркой в этих съемках была локация спортивного зала». В школе, как планировалось изначально, снять клип не получилось, поэтому альтернативой стал спортзал во Дворце культуры имени Горбунова.
Локации и реквизит
Команду привлек диссонанс, который создавал спортивный фон: футбольные ворота, разметка, надписи на стенах вроде «Культуру и спорт — в быт народа», «Быстрее, выше, сильнее!». «Мы хотели добиться стилистики „праздник своими силами“ — банкет на сдвинутых партах, советские тройные деревянные стулья, скудное украшение зала. Разодетые выпускники в этом школьном пространстве тоже должны были создать некоторое несоответствие, — объясняет художник-постановщик Юлия Чванкина. — Натюрморты должны были передавать эстетику разложения, гниения: режиссеры привезли тухлые дыню и арбуз, я — завядшие цветы, мы с художниками раздавили много фруктов и овощей». Вся эта картина должна была передавать утро после вечеринки — надкусанные конфеты, скомканные фантики, пятна от вина на белых скатертях, огрызки, объедки, воздушные шары на столах и разбросанные ленты выпускников.

Весь праздник, собственно, и создавался своими руками: вместо скатертей на столах — простыни из IKEA, посуда и вазы — собственность художника, хрусталь взят у бабушки Чванкиной, листья кувшинок она нарвала в пруду возле дома, сухие цветы привезли художницы. «Всю первую локацию, спортзал, мы вместе с массовкой протанцевали под „Пошлую Молли“, и процесс шел довольно быстро», — рассказывает Шторм.

Враждебная среда
В первом и последнем кадрах клипа герои картинно стоят на фоне фасада с работой московского граффити-объединения Letme. «Одноклассники главной героини и учителя — это враждебная среда, — объясняет художник-постановщик. — Мы хотели показать равнодушных жестоких детей, следующих кричащей моде».
Изначально у съемочной группы была договоренность с крупным брендом, который должен был одеть всех актеров массовых сцен, чтобы они выглядели как единая масса. «Такая вот метафора слепого следования моде и отсутствия индивидуальности», — поясняет художник. Но буквально в последний момент с брендом возникли проблемы, и костюмы выпускникам пришлось искать своими силами.
Юлия Чванкина
художник-постановщик
Мы принесли все, что могло подойти: пластиковые прозрачные очки-авиаторы, спортивные олимпийки, футболки с популярными надписями. Друзья Руфь, которые снимались в клипе (парень и девушка, первый и третья слева) пришли в каких-то безумных нарядах из 90-х, девушка с каре в моем личном платье Topshop, на ком-то личные вещи режиссеров Станиславы Шторм и Ренаты Джало и даже самой Лизы Монеточки! Актеры массовых сцен принесли футболку „Юность“ не только себе, но и другу.

Главные герои
Главную героиню клипа, актрису Русю Артхаус, Джало нашла в инстаграме.
Сначала режиссеры и художник хотели сохранить образ выпускницы из песни («...И лента в крови, и платье. Как классно, что в этот праздник ты надела все самое красное»). Но он отошел директрисе — ее создатели клипа видели роковой женщиной. «Эта похитительница юных сердец должна была разительно отличаться от остальных учителей в классическом понимании — никаких кондовых костюмов, юбок годе, воланов, химических завивок, — рассказывает Чванкина. — Все эти образы с ниткой бирюзы мы отдали учительницам. Соблазняющая главную героиню директор (актриса Елена Попова) одета в красное платье Zara, подчеркнутое красной линией губ».

Шикарному и соблазняющему красному на директоре решили противопоставить что-то светлое, нежное, юное. Поэтому из красного главной героине оставили только символ — ленту выпускника. «Очень не хотелось скучное выпускное платье принцессы как у всех. Когда на роль была утверждена Руфь, стало ясно, что нужно что-то очень современное, лаконичное, минималистичное», — комментирует художник.



Контраст в образах главных героинь особенно заметен в сюжетообразующей сцене, где директриса отвлекает выпускницу от прочищения желудка в туалете почти насильственным поцелуем.
Станислава Шторм
режиссер
Многие расценивают поцелуй в туалете как лесбийский мотив, но мы не вкладывали в это ничего подобного. Для нас это является некой метафорой апогея давления школьной среды на учеников, в том числе и выпускников.

Юлия Чванкина
художник-постановщик
С Лизой мы подробно обсуждали ее образ, думали и о кроваво-красной рубашке, и о блестках-веснушках, и о красных ягодах в волосах. Но снова решили отказаться от всех украшательств и ярких платьев в пользу легкости, подвижности. Диджей Витя Исаев одет в личную одежду, у него выработан свой стиль, который менять не хотелось. Он скинул мне несколько готовых луков в раскладке, и мы остановились на чем-то одном.


Учителя
Большая часть актрис на роль учительниц найдена режиссерами на улицах, в «Макдоналдсе», трамвае. Многие из них не выдерживали многочасовые съемки и уезжали посреди смены, поэтому сценарий клипа приходилось менять прямо на съемочной площадке.
Из-за скромного бюджета команда была вынуждена использовать собственные запасы ретроодежды и заимствовать ее у друзей. Для пары учителей купили подходящие по стилю платья и блузы в масс-маркете: H&M, Zara, Monki. Продюсеры предупреждали актрис заранее, просили одеваться «как училки». «Нужно отдать им должное, у кого-то неплохо получилось», — рассказывает Чванкина.
«Одевать учителей было действительно интересно. Это тот момент, когда ты вспоминаешь школу и утрируешь комедийный образ учителя, — делится ассистент художника-постановщика Ольга Борисова. — Все происходило в бешеном темпе, мы носились с одного этажа на другой, в хаосе искали одежду, которой не хватало, и задачи менялись просто ежеминутно. Но было приятно видеть, как актрисы радуются подобранному костюму и даже гордятся собой».
Фотографии: Монеточка