СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

БЮДЖЕТ НА ЗАПУСК

Производство оборудования для вейк-парков

 

300 000 рублей

ДАТА СТАРТА

 

САЙТ

2011 год

 

www.vertigosports.ru

 

Александр ИЩЕНКО

Основатель Vertigo Sports

 

 

Как пришла идея

Я всегда много занимался спортом. Знакомый, с которым мы катались на сноуборде, как-то рассказал мне про кайт, и мы вместе стали его осваивать. Я начал поздновато: мне было 24 года, но поскольку это был молодой спорт у нас, уже через год я участвовал в соревнованиях и дотренировался до призовых мест в чемпионатах России. Кроме того, я занимался сёрфингом и на зиму старался уезжать кататься в Египет или на Бали.

У меня был свой бизнес — производство полимерных труб. Но спорт стал занимать всё больше времени, и тогда я решил всё продать и заняться любимым делом. Мне захотелось построить под Ростовом на Павло-Очаковской косе станцию для кайта и виндсёрфинга. Это очень хорошее место для обучения. Я долго оформлял права на землю. Сначала поставил там два вагончика, купил пять досок и пять парусов для проката, организовал обучение: для взрослых за деньги — 400 рублей в час, для детей бесплатно. Через два года досок в прокате было уже около 35-ти, и я построил двухэтажную сёрфстанцию, где неоднократно проводились чемпионаты России по кайтсёрфингу. За четыре тёплых месяца я зарабатывал около 800 000 рублей. Не могу сказать, что это был очень доходный бизнес, но мне хватало на то, чтобы на зиму уезжать кататься или преподавать в тёплые страны.

Идея с канатными дорогами пришла довольно спонтанно. Я хотел для себя сделать буксировочную установку, чтобы кататься на вейкборде, когда нет ветра. Кабельный вейкбординг очень похож на кайт, там похожая техника и трюки, только, как правило, в вейк-парке ещё есть фигуры: трамплины, боксы, слайдеры — это добавляет возможностей в катании. Раньше на вейке катались за катером, но теперь всё большую популярность приобретает кабельное катание. Впервые я увидел буксировочную установку в Египте, пробовал кататься, но там это устройство было самодельным и очень примитивным. Я сразу увидел, чего в ней не достаёт и как её можно усовершенствовать. В принципе, установка несложная: две опоры на разных берегах, и между ними по канату движется каретка, приводимая в действие электродвигателем. Я сам по образованию экономист, но ещё в юности делал из японских «праворуких» машин «леворукие», автоматические коробки передач ремонтировал, так что конструкцию канатки мне разработать было несложно. Проект я отдал профессиональным конструкторам, они просчитали нагрузки, и можно было запускать производство.

 

 

 

 

 

За первый год работы мы увеличили количество вейк-парков
в России вдвое, запустив более 20 канатных буксировочных установок по всей стране

 

 

 

С чего начали

Первую установку по моим чертежам сделали на одном из местных предприятий. Это была модель, которую позже мы назвали Start. Мы установили её в Ростове-на-Дону. 

Почти сразу к нам обратились люди, которые попросили изготовить подобное оборудование на воднолыжный стадион в подмосковной Дубне, а затем начался поток заказов. Полгода ушло на регистрацию фирмы, разработку технической документации, получение сертификатов и прочую бумажную волокиту. В результате на свет появилась «Вертиго» — компания по производству буксировочных установок и фигур для воднолыжного спорта. За первый год работы мы увеличили количество вейк-парков в России вдвое, запустив более 20 канатных буксировочных установок по всей стране.

 

Установки

Канатную дорогу имеет смысл устанавливать в городе с населением от 300 000 человек. Средняя стоимость катания — 30-40 рублей в минуту, средний сезонный пробег — 500 часов. Программа, которой управляет оператор канатки, позволяет выбрать оптимальные параметры для спортсменов любого уровня. С прошлого года мы запустили в серийное производство вторую модель установок — Pro. Она работает намного тише, более долговечная и современная. Эта модель разрабатывалась специально для интенсивной коммерческой эксплуатации. Модель Start стоит 550 000 рублей и требует расходных материалов на 20 000-25 000 рублей за сезон, Pro стоит 650 000 рублей, но вложить в неё в сезон надо всего 7 000 рублей. За всё время, то есть год с небольшим, мы продали больше 30 «Стартов» и восемь Pro. Оборот за 2012 год достиг 12 млн рублей. Практически всё пошло на развитие производства: новый цех, более качественные материалы и детали.

Название бренда, Vertigo, мне подсказал один человек, с которым я познакомился, когда какое-то время занимался рекламой. Мне нравится, что смысл не лежит на поверхности, но вообще в переводе с английского это значит «головокружение».

 

 

 

 

 

 

Клиенты

Сейчас работает 18 вейк-парков в 16 городах. Мы поставляли канатки в Находку, в Поволжье, в Казахстан. Поступает много заявок из Украины. Мы пробовали туда отправлять оборудование, но с растаможкой всё оказалось так муторно, что мы решили открыть производство в Мариуполе, сейчас как раз его запускаем. Расстояние от Ростова-на-Дону — всего 160 км, но там всё в два раза дешевле: помещение, материалы, рабочая сила.

Первое время установками интересовались, в основном, спортсмены, а сейчас уже чаще — бизнесмены. Окупается установка за один-два сезона, исключений у нас ещё не было. В Москве парк с одной канатной дорогой окупился за полсезона. В Краснодаре — тоже очень успешный парк, пока там одна канатка, но в этом году планируется установка ещё двух.

Среднестатистический вейкбордер — мужчина от 22 до 30 лет, работает по найму или занимается бизнесом. Женщин мало, они обычно приезжают в вейк-парк после работы. Мужчины, по моим наблюдениям, более свободно распоряжаются своим временем.

 

«Под ключ»

Почему установки популярны? Мы стараемся предотвратить все возможные сложности, связанные с открытием вейк-парка. Даём каждому бизнес-план, комплект документов для получения разрешения на установку объекта: презентацию, письма от проверяющих органов, сертификат центра стандартизации, Ростехнадзора, экологические заключения и т.п. Канатка — объект нестационарный, так что с властями обычно проблем не бывает, а если они возникают, установку за два дня можно демонтировать и установить в другом месте. Всё, что нужно, — это водоём шириной около 150 метров, доступ к электричеству, оператор и спасатель.

Производство у нас работает на склад, так что любой заказчик может уже через неделю получить не просто канатку, а установленную на месте конструкцию (установка входит в стоимость). Отдельно продаются винтовые анкеры, с помощью которых устанавливается канатка (около 30 000 рублей) и фигуры (слайдеры, трамплины).

Таким образом, примерные расходы на открытие вейк-парка — 700 000-800 000 рублей. Расходные материалы и фигуры практически всегда есть на складе. Мы поддерживаем все парки информационно, помогаем с организацией соревнований.

 

 

 

 

В Европе работает более 100 вейкпарков с кольцевыми канатками. Думаю, в России мы сможем установить 150-180 реверсивных 
и 10-20 кольцевых. Что потом? Весь мир

 

 

 

Команда

На производстве в Ростове занято 12 человек, ещё четверо — на Украине. Кадры являются основной проблемой. Дело не в образовании, просто мало у кого руки растут из нужного места. За хороших работников нужно держаться: я стараюсь выплачивать зарплату сотрудникам независимо от сезона.

 

Продвижение

Мы участвуем во многих музыкально-спортивных фестивалях и соревнованиях, сделали для этого мобильную канатку, под которую собирается бассейн. Также у нас есть сайт и блог на популярном интернет-ресурсе о вейкбординге. Но вообще поиском клиентов заниматься не приходится, они нас находят сами.

 

Конкуренты

Знаю, что есть ещё один российский производитель, но объёмы у него гораздо меньше наших. Я принципиально никого не копирую, а делаю так, чтобы мне самому нравилось кататься. Вообще, вейкбординг больше всего развит в Германии. Я слышал, там даже в школе на физкультуре занимаются им и под установки специально создают водоёмы.

 

Планы

Мы собираемся расширить ассортимент фигур, которые пока рассчитаны на новичков, и выделить их в отдельное производство, чтобы были фигуры на любой вкус.

Сейчас запустили в производство кольцевую дорогу, на которой могут кататься одновременно до 10 человек. Реверсивная канатка хороша для начинающих, а кольцевая больше подходит для уже опытных спортсменов. Планируем установить первую летом. С монтажом она будет стоить 7 млн рублей, уже есть заказы. В Европе на сегодняшний день работает более 100 вейкпарков с кольцевыми канатками. Думаю, в России мы сможем установить 150-180 реверсивных и 10-20 кольцевых. Что потом? Весь мир.

Фото: Владимир Пешков