«Я до последнего момента не верил, что эта акция с игрушками так здорово зайдет», — говорит владелец группы компаний «Слата» Вячеслав Заяц, держа в руках и, кажется, все еще с удивлением разглядывая плюшевую брокколи и морковь. Ради игрушечных овощей и фруктов иркутяне собирали наклейки за покупки в супермаркетах целыми семьями и даже рабочими коллективами. В ближайшие дни промо-акция с «Витаминными друзьями» закончится, вместо нее обещают запустить что-то еще более увлекательное. А 16 ноября «Слата» откроет свой первый супермаркет в новом формате, начав масштабное обновление сети.

Мы поговорили с Вячеславом Зайцем о том, чего ждет от магазина у дома современный горожанин, почему среди управленцев «Слаты» так много экспатов, и кто покупает в супермаркетах черную икру по 18 тысяч рублей за банку.

Вячеслав, сейчас «Слата» — огромная сеть супермаркетов, которая уже вышла за пределы региона и показывает явные федеральные амбиции. Вы думали о таком масштабе, когда начинали этот бизнес?

Когда мы стартовали с сетью супермаркетов, понимали с самого начала, что это будет большая сеть. Но насколько большая — не предполагали. Не знали, как это будет выглядеть. Да, всегда было понятно, что есть место для роста. Но только пять-шесть назад мы увидели, до каких цифр мы можем расти в формате «Слата», и тогда запустили второй формат — дискаунтеры «Хлеб-Соль». Через год мы подтвердили для себя результативность этого формата и поняли, какой может быть сеть. Сейчас наши магазины есть по всей Иркутской области, в Забайкалье.

В то же время появляются слухи о продаже сети — понятно, что «Слата» привлекательна для федеральных игроков. Вы заявили, что не намерены продавать бизнес, но насколько часто получаете такие предложения?

Небольшие слухи мы не комментируем, но когда это начинает муссироваться — приходится рассказывать, как все обстоит. У меня нет желания расставаться со «Слатой», хотя предложения поступают. За последние полтора года их было около десятка, последнее — в июле. Я их не обсуждаю с предполагаемыми покупателями.

За последние полтора года было около десятка предложений продать «Слату». Я их не обсуждаю

Создатели крупного бизнеса — люди с совершенно особенным складом ума и набором личных качеств. На ваш взгляд, что в вашем характере, опыте и взглядах на жизнь стало фундаментом для построения такой крупной коммерческой структуры?

Успех всегда связан с личными результатами. Стать успешным можно не только в бизнесе, но и во многих других областях. И я думаю, каждый должен рассматривать возможность роста и развития через призму своих навыков, стремлений, способностей. Нужно верно их оценить, найти правильную сферу приложения, дело, к которому тянет, — и реализовываться. Если говорить обо мне, я с детства был организатором — старостой класса, капитаном футбольной и баскетбольной команды. Любил спорт и интеллектуальные игры, очень увлеченно занимался математикой. Родители приучили к порядку и воспитали во мне ответственность, эти качества усилила армия. При всей своей занятости я продолжаю много читать, увлекаюсь географией, историей, мне важно постоянно познавать новое. И я всегда пользовался теми навыками и умениями, которые приносили наибольший результат, делал то, что получалось лучше. Наверное, эта комбинация и привела к тому, что есть сейчас.

Вас, кстати, дразнили в школе из-за фамилии?

В школе у меня не было никаких кличек. Девчонки дразнили, разве что. Я же не знал тогда, почему они дразнятся, мне бы кто объяснил. Но у меня был друг, сейчас его нет, который однажды в начале 2000-х в ресторане он раз 30 подряд заказал песню «Про зайцев» — хохмил так. Одно время мне часто дарили сувениры в виде разных зайцев, среди них был даже огромный плюшевый, ужасный пылесборник. Все это копилось дома, но потом куда-то ушло. Так что каких-то негативных детских воспоминаний, связанных с фамилией, у меня нет. Наоборот, я с большим теплом вспоминаю детство. Я вырос на Украине, в Херсонской области — это край, где растут самые вкусные помидоры и арбузы, которыми снабжается вся Украина. Все лето там у нас были овощи и фрукты, и мы с мальчишками знали, в какое время какой сорт винограда созревает в виноградниках в радиусе 10 километров. Например, 18 июля: вот-вот созреет Золотистый ранний. Виноград мы ходили воровать по ночам. Иногда забредали в чей-нибудь сад за грушами. У нас дома были сливы и абрикосы. А еще несколько семей пчел, и в мае, когда цвела акация, мы выкачивали из ульев первый мед — около ведра. Я брал плошку, наливал в нее мед, макал белый хлеб и ел его с молоком. Мед заканчивался, я подливал снова, он спешивался с попавшими туда хлебными крошками, и мама время от времени просто отнимала у меня эту плошку, чтобы помыть. Так за лето я съедал ведро меда.

И сейчас можете съесть ведро?

Вряд ли, но мед люблю по-прежнему. Чай с медом пью. В капучино его добавляю! Едем на природу — жена берет банку меда.

У вас с женой принято говорить дома о работе?

С некоторых пор мы дома работу не обсуждаем вовсе.

Важны коллективность и обсуждение в принятии решений и авторитаризм в их исполнении

Как выстраиваете коммуникацию на работе? Насколько у вас демократичная компания?

Я считаю, что в команде нужны люди разного склада: всегда должен быть конструктивный спор. Но есть качества, которые считаю обязательными: мне важно работать с людьми целеустремленными, умными, интеллигентными, которые могут конструктивно и красиво друг с другом общаться и договариваться. Есть принцип, которого мы придерживаемся: коллективность и обсуждение в принятии решений и авторитаризм в их исполнении.

Вы считаете себя харизматичным лидером?

У Сергея Макшанова есть определение харизмы из пяти критериев: физическая и сексуальная привлекательность, интеллект выше среднего, социально приемлемая маргинальность и наличие экстремального опыта в истории жизни. И конечно, мне удавалось вести за собой людей. Вы же спросили, считаю ли я себя харизматичным лидером? Да.

Можете назвать самую неоднозначную позицию в ассортименте «Слаты»?

Раньше меня удивляли банки черной икры в ассортименте наших небольших магазинов. Однажды в каком-то супермаркете предложил ее убрать — ну зачем она тут с ценником 18 тысяч. Оказалось, ее отлично покупают китайцы.

Да, туристы из Китая любят наши супермаркеты. В «Слате» пока нет вывесок на китайском, как вы относитесь к их появлению в других магазинах?

Нормально отношусь, сегодня это реальность и тоже ответ на запрос покупателей — в магазинах действительно много туристов. Но если вы о китайской экспансии, думаю, есть простой выход: нужно сексом заниматься с правильным результатом. Тогда нам не придется тревожиться о вывесках.

Кстати, об иностранцах. В вашей команде много экспатов. Почему вы выбрали такой вектор — приглашать европейских управленцев для развития сети продуктового ритейла в Сибири?

В какой-то степени это произошло случайно, но я понимаю, что вряд ли был возможен другой путь. Если у вас есть десять магазинов, а вы хотите построить сто, или у вас есть сто, а вы планируете тысячу, — высока вероятность, что вам не удастся это сделать просто потому, что у вас нет такого опыта. Должен быть человек, который работал в другом масштабе и с этой высоты видит то, что вы делаете. Была и еще одна причина: специалистов определенного профиля просто нет в Иркутске. Например, должность операционного директора в ритейле предполагает специальное обучение, опыт именно в этой сфере, и нам нужен был готовый специалист, потому что мы собирались расти быстро. То же самое в логистике: компетентные специалисты в городе есть, но, опять же, нам нужен был совершенно определенный масштаб и опыт.

Без толерантности к стрессу у бизнесмена ничего не получится. Пугливому человеку не нужно заниматься бизнесом

 

Сейчас «Слата» входит в топ самых крупных российских продуктовых сетей по уровню выручки по версии РБК. За счет чего вы планируете подниматься в этом рейтинге?

Думаю, все эти рейтинги условны: РБК видит так, кто-то другой, возможно, дал бы нам другое место. Но расти мы планируем и понимаем естественные ограничения. Наш следующий год расписан, если говорить о территориальной экспансии, мы понимаем, какие будут показатели выручки. Но кроме этого мы намерены меняться, чтобы соответствовать запросам покупателей и расти благодаря этому: 16 ноября запускаем магазин в обновленном формате. Мы привлекли консультантов, посмотрели на «Слату» с точки зрения нашего покупателя и хотим ответить на его ожидания, а может быть даже предвосхитить их.

А чего ждет от вас сегодняшний покупатель?

Покупателя удивлять трудно. Люди много ездят, много видят, сравнивают, хотят только лучшее и по лучшей цене. И хотя существуют естественные ограничения, которые связаны с логистикой или с уровнем покупательской способности большинства людей, мы всегда должны предлагать что-то новое. Сейчас мы принципиально меняем визуальный облик и оформление магазина, изменится его внутренняя компоновка. И, конечно, мы пересматриваем ассортимент. Супермаркеты «Слата» находятся у дома, и мы хотим быть удобным магазином, поэтому должны предоставить покупателю ассортимент, в котором будет все самое необходимое, включая большой выбор свежих продуктов, которые мы покупаем практически каждый день.

Но требовательный покупатель не может быть удовлетворен надолго. Сейчас мы поменяем формат, и, если у нас все получится (а я в этом уверен), покупатель будет доволен. Но через какое-то время он привыкнет и будет воспринимать этот уровень как должное, а в обратной связи между строк мы прочтем: придумывайте еще что-то.

Людям надо предлагать то, что они хотят, уделять этому внимание в первую очередь, и критично смотреть на свой бизнес

Вижу, вы очень спокойно к этому относитесь, хотя речь идет о постоянных переменах, которые всегда связаны со стрессом. Вы из тех людей, которые находят в нем ресурс?

Нас не будут постоянно хвалить, это нормально. Компании гораздо важнее успевать реагировать на критику в самом начале, пока она не достигла значительных масштабов, сразу улавливать запросы и отвечать на них. Бизнес — занятие стрессовое. Любой, кто начинает бизнес, будет чувствовать и тревогу, и страх, и много чего еще. Мы прошли через все это: нас трясло, но мы становились сильнее. Толерантность к стрессу нужно вырабатывать — без нее у бизнесмена ничего не получится. Пугливому человеку не нужно заниматься бизнесом. Как и тому, кто заранее все знает. Это большая ошибка — судить только по своим предпочтениям и вкусам. Не нужно думать, что если я люблю этот сорт помидоров, то все будут его покупать. Людям надо предлагать то, что они хотят, уделять этому внимание в первую очередь, и критично смотреть на свой бизнес. А для этого нужны уверенность и спокойствие.

16 лет на рынке

Магазины в 38 населенных пунктах Иркутской области и Забайкальского края

> 7 000

Сотрудников

133 000  

Покупателей в день в сети «Слата»

128 000

Покупателей в день в сети «Хлеб-Соль»

260 магазинов

На 1 октября 2019 года

Материал подготовлен при поддержке

Фотографии: Антонида Фролова. Редакция благодарит ресторан «Миша» за помощь в организации съемок.