В скромном офисном центре на севере Москвы двое телевизионщиков сидят рядом и сосредоточенно трясут свои телефоны до тех пор, пока не раздается звон. Они тестируют новую функцию «бампнись с друзьями», которая дает дополнительную виртуальную валюту в мобильной викторине «Клевер» — достаточно поднести смартфон к гаджету другого игрока.

Это игру, разработанную специалистами «ВКонтакте», с начала весны скачали более 9,5 миллионов раз. Дважды в день там можно включить эфир, правильно ответить на вопросы и заработать немного денег. Некоторые пользователи не пропускают ни одной игры и воспринимают ее как дополнительный заработок. The Village поговорил с разработчиками, авторами вопросов и игроками.

Текст

Анна Соколова

Текст

Ольга Карасева

«Клевер» — игра с призами

платформа

iOS

Android


9 500 000

установок

19 000 000 рублей

выплачено в качестве призовых

50–200 рублей

средний выигрыш

300 000 игроков

одновременно

Запуск

Работа над «Клевером» началась в январе. «Мы смотрели видео в соцсетях: люди проходили игру в подобных приложениях всей толпой, испытывали яркие эмоции», — вспоминает разработчик «ВКонтакте» и один из авторов идеи приложения Сева Жидков. Незадолго до этого мобильные викторины стали сверхпопулярны за рубежом. В американскую HQ Trivia играют более 7 миллионов человек, аналоги есть также в Индии и Китае.

После новогодних праздников разработчики «ВКонтакте» за пару дней сделали прототип, показали коллегам и решили, что нужно запускать. В начале марта вышло приложение, которое позволяет зарегистрированным в соцсети пользователям два раза в день смотреть прямой эфир. Ведущий задает 12 вопросов с 3 вариантами ответов, и все, кто дошел до конца, делят между собой призовой фонд.


За несколько месяцев работы приложение выплатило 19 миллионов рублей призовых.


«По сути, известные викторины запихнули в телефон, — говорит один из ведущих и главный редактор Клевера Артем Мовчан. — Ребята в Америке соединили популярные у них стримы и традиционные викторины, можно сказать, что «Клевер» — это клон такой игры. Но и „Своя игра“ — тоже адаптация популярного американского шоу». Помимо «Клевера», Мовчан работает над выпусками программы «Вечерний Ургант» в творческой лаборатории ведущего. Его команда берется и за другие сторонние проекты. Пожалуй, самый известный пример — клип Филиппа Киркорова «Цвет настроения синий».

По словам главного автора «Клевера» Дениса Ртищева, сотрудники «Лаборатории» уже были знакомы с HQ Trivia, когда к ним пришли с предложением из «ВКонтакте». «Они давно хотели работать с нами, а мы давно ждали сотрудничества с ними. Все сошлось!», — говорит он. Сейчас разработчики из соцсети отвечают за техническую часть и общение с рекламодателями, а написанием сценариев и съемкой занимается подрядчик — «Лаборатория Ивана Урганта». Сам ведущий не бывает в студии ежедневно, но наблюдает за ее работой и принимает финальные решения по важным вопросам вроде выбора нового ведущего или сценария промо.

Съемки

Для съемок компания арендовала две комнаты в бизнес-центре, спрятанном в промзоне на Преображенской площади. В одной из них сидит команда из пяти редакторов и сценаристов. В другой, обитой черным звукопоглощающим поролоном, на фоне зеленого экрана идут съемки. На первый эфир все собираются к обеду, сначала идет репетиция: ведущий зачитывает сценарий с вопросами, просит поправить кое-какие неточности, потом — прямой эфир. Он длится 15 минут, за это время ведущему надо успеть бодро зачитать 12 вопросов и дать правильные ответы на них.

Вопросы придумывает вся команда, но финальное решение принимает Мовчан. Он говорит, что наиболее сильную реакцию вызывают неочевидные ответы: недавно 100 тысяч игроков срезались на вопросе о любимой еде Карлсона в книге Астрид Линдгрен — в отличие от мультика там он обожал тефтели. Вопросы усложняются к концу игры — это позволяет увеличить сумму выигрыша для каждого победителя. «Хорошо, когда человек получает 200 рублей, но если он выиграл 7 рублей и потом снова столько же, он перестанет играть, потому что ему уже неинтересно», — говорит Мовчан.

Помимо трех основных ведущих, бывают и приглашенные. Сначала эфир провел Иван Ургант, потом стали звать знакомых артистов — все они выступают бесплатно. В студии побывали Дмитрий Хрусталев, «Бригада У», Джиган, Елка, Manizha и другие известные личности, но не у всех это прошло гладко. Так, эфир с растерянным Дмитрием Дюжевым стал очень популярен в соцсетях. «У нас ведущий стоит перед камерой в пустом помещении и должен сам себя заводить, есть техническая задержка, ее надо учитывать, объявляя результаты — в общем, надо приспособиться», — объясняет замешательство артиста Артем Мовчан.

Деньги

За несколько месяцев приложение установили более 9,5 миллионов раз. И если раньше самую популярную трансляцию во «ВКонтакте» смотрели 100 тысяч человек, то «Клевер» перебил этот рекорд с результатом в 890 тысяч. В среднем же играют по 300 тысяч человек одновременно. Охватить такую аудиторию помогла бонусная схема: игроки получали дополнительную жизнь (возможность дать неправильный ответ и продолжить игру), если пригласят друга. По этой схеме, по словам разработчика Севы Жидкова, пришли 83 % участников.

Артем Мовчан считает, что людям также нравится играть на деньги. Сейчас призовой фонд обычной игры — 50 тысяч рублей, но он делится на несколько сотен победителей, в итоге выигрыш каждого составляет 50–200 рублей. За несколько месяцев работы приложение выплатило 19 миллионов призовых — их можно вывести на карту, телефон или VK Pay.

Для пользователей игра бесплатная. Призовой фонд пополняется за счет спонсорских интеграций. Так, недавно прошла серия партнерских игр с AliExpress, интернет-магазин давал увеличенный призовой фонд. Компания Marvel попросила сделать игру по ее фильмам и комиксам. «В ней 82 тысячи человек выиграли по 1 рублю, зато каждый смог почувствовать себя победителем — они хотели такую игру, мы утверждали с ними вопросы», — вспоминает Мовчан.

Недавно в игре появилась внутренняя валюта, клеверсы, которые можно заработать, к примеру, за ответы на вопросы после того, как ты вылетел из основной игры. Их тоже можно будет потратить на лоты от спонсоров. Пока же самый ходовой товар — стикеры «ВКонтакте».

Сервис такси «Ситимобил» зазывает клеверят в свое приложение более выгодными условиями, дает клеверсы за подписку на их группу или за распространение промокода. Кроме того, компания размещает промо-посты в группе «Клевера» во «ВКонтакте», на нее подписаны больше 2,5 миллионов человек. «Это уникальный для России проект с активной и вовлеченной аудиторией, — объясняет выбор smm-специалист сервиса Владислав Кузьменко, — Бренд, который интегрируется в игру, получает очень большую лояльность клеверят». Он заметил приток игроков в сервис уже в первые недели сотрудничества, но не смог сообщить точного количества клеверят, которые стали пользоваться «Ситимобилом».

Игроки

Судя по активности в соцсетях, за игрой в основном следят студенты и школьники. Но Сева Жидков уверяет, что это универсальная игра, у которой нет ярко выраженного ядра аудитории по возрасту.

«У нас есть игроки, которые выигрывают каждый день, — рассказывает Мовчан, — Я постоянно вижу среди победителей парня из Минска, который еще играет в „Что? Где? Когда?“. Если ты за неделю зарабатываешь тысячу, играя 15 минут, это неплохо». Время от времени в приложении проходят игры до последнего победителя. Летом благодаря этому Яков Шерешевский из Новосибирска получил 100 тысяч рублей и мгновенно стал популярен.

«Я играл с друзьями вместе. Мы втроем дотащились до победы. На предпоследнем вопросе их помощь была неоценима», — вспоминает Яков. Там нужно было угадать автора произведения «Война и мир», выбрав между Алексеем Толстым, Маяковским и Буниным. «Уже хотел жать Бунина, но ребята в какой-то момент вспомнили, что у Маяковского есть такое произведение», — говорит победитель.

Подсказывать правилами не запрещено, гуглить — тоже. «Нужно успеть за десять секунд прочитать вопрос, выбрать семантику слов, чтобы первой ссылкой выпал правильный ответ, для этого требуются навыки скоропечати. Не скажу, что я этим злоупотребляю, но бывает», — признается Яков. Он рассказывает, что для «Клевера» есть и специальные боты, которые анализируют голос ведущего и находят в интернете наиболее распространенный ответ. «Этих ботов несколько, но они, как правило, менее эффективны, чем хорошие клеверные игроки», — говорит Шерешевский.

Он играет в викторины девятый год, периодически ходит на барные квизы и в новосибирскую франшизу элитарного клуба «Что? Где? Когда?». «Играю во что приходится, мне, в принципе, без разницы», — признается он.

Игровая жизнь

За три месяца он пропустил только одну игру, потому что в поезде не было связи. «У меня биологические часы настроены: если пять вечера или полночь, значит, других дел на свете не существует» — говорит Яков. Из-за разницы во времени с Москвой первый эфир приходится на конец рабочего дня, и он отвечает на вопросы по дороге домой. Чтобы увеличить свои шансы, периодически он играет с двух телефонов, но тут надо следить за синхронностью, чтобы «условный Артем Мовчан сам с собой стал чемпионом по парному синхронному плаванию». Помимо того большого выигрыша, он сумел заработать еще около 10 тысяч рублей.

На первые выигрыши он пополнял баланс телефона, потом решил копить на оплату учебы (Шерешевский учится Томском политехе на направлении «Информатика и вычислительная техника»). Большой куш помог оплатить новый семестр. «Деньги сейчас практически потрачены, но потрачены они исключительно на разумные цели, за исключением тысяч пятнадцати, которые были счастливо пропиты», — признается победитель.

После победы на страницу Якова подписалось больше 8 тысяч тысяч человек, и часть из них прислала заявки в друзья. В основном это школьники 15-16 лет, которые хотят играть в «Клевер» вместе с ним. «Стараюсь придумывать оригинальные ответы ребятам, чтобы, с одной стороны, они не обижались, а с другой, чтобы понимали, что ничего им особо не светит, — говорит Шерешевский, — Все спрашивают, как ты там выигрываешь, но секретов нет: мозги, друзья и фарт».

Он признается, что некоторые вопросы он просто угадывает, и везет ему не всегда: зачастую он выбывал на двенадцатом вопросе. Но, как Яков сообщил The Village, после интервью проклятье двенадцатого вопроса было снято. В нескольких последних викторинах он преодолевал этот рубеж и даже выигрывал дважды за один день. «Наверное, просто надо было выговориться», — считает клеверист.

Следующая игра с большим призовым фондом — 200 тысяч рублей для одного игрока — состоится прямо в день рождения Якова. Он с друзьями пока не определился, что стоит делать — играть или праздновать. Совмещать приятное с полезным новосибирские клеверисты не хотят: они привыкли играть с определенным настроем и в спокойной обстановке. «Чувствую себя не то Змеем Горынычем, не то Билли Миллиганом на максималках. Мало того, что внутри меня сейчас одна личность пытается побороть другую, так они еще между собой устраивают нехилые войны», — говорит Яков.