The Village продолжает рубрику с гидами по районам Москвы. Вслед за Гагаринским, Басманным и Гольяновым рассказываем о том, что надо знать о Даниловском районе.

К Даниловскому относятся удаленные друг от друга и, казалось бы, никак не связанные между собой места. Большую роль в подобной разъединенности сыграла Москва-река. Даниловский — единственный район города, расположенный по обе ее стороны. Для людей, которые хотят изучить его, это огромный плюс.

Здесь соседствует наследие разных эпох: культурный центр ЗИЛ, принимавший этим летом фестиваль «Боль», модернистский «дом-корабль» на Тульской, места, связанные с субкультурами 90-х и современной России — например, гей-клуб в здании бывшего ДК, любимое место скейтеров 2000-х «Ролл-холл», гаражи, в которых еще совсем недавно процветала контркультура. Все разнообразие Даниловского района The Village постарался уместить в одном гиде.

Текст

Илья Поляков Юля Рузманова

Фотографии

Анастасия Соболева

Западная часть

Западная часть Даниловского района располагается около метро «Шаболовская» и «Тульская» и доходит до нескольких набережных Москвы-реки. Ее современный облик начал формироваться в советское время. Здесь  строили жилье для рабочих заводов, в результате чего на территории района к началу 30-х появилось несколько образцовых конструктивистских кварталов с домами-коммунами. Через 40 лет после этого, уже в эпоху модернистской архитектуры, окрестности «Тульской» преображаются вновь. Здесь появляется «дом-корабль» — уже не серьезная, а, скорее, романтическая попытка создать жилье для общества, в котором победил коммунизм. Неподалеку от него возводят Даниловский рынок, над куполом которого работало целое отделение института экспериментального проектирования, а рядом с ним Монетный двор — единственное место в России, где сейчас выпускают разменные монеты. Эти здания не только находятся рядом, но и перекликаются между собой, образуя единый ансамбль вокруг площади Серпуховская Застава.

Здание Федеральной налоговой службы

Адрес: ул. Большая Тульская, 15

На выходе из станции метро «Тульская» вы сразу увидите огромное здание-карандаш. Наряду с «домом-кораблем» это символ района, правда, в отличие от «корабля», он довольно бесславный. Москововед Айрат Багаутдинов (который учит москвичей любить современную архитектуру) рассказывает, что здание Федеральной налоговой службы — это символ новой капиталистической России. Как небоскребы в стиле ар-деко в Нью-Йорке, построенные в 20-х, стали символами капиталистической Америки.

Архитектура ар-деко стала возвращаться в Россию в 70-е годы после 40-летнего забвения. Несмотря на то что это был период не самой качественной архитектуры, этот стиль хорошо соответствовал настроениям нового времени. Его использовали для строительства многочисленных офисных центров.

В здании ФНС прослеживается стремление соответствовать всем тонкостям ар-деко: «Здесь явно заметны отсылки к нью-йоркским небоскребам начала века: это уступчатая центрическая высотка со значительно более сложными формами, чем в модернистской архитектуре. Ее облицованное зеленым мрамором фойе также под стать манхэттенским интерьерам 20-х. Сочетание в ее отделке блестящего зеркального стекла и полированного натурального камня — один из любимых приемов ар-деко и напоминает уже о станциях Московского метро второй очереди — например, „Аэропорт“ или „Маяковская“».

«Помимо ар-деко в здании ФНС заметны приметы уже лужковского времени. Юрий Лужков одобрял строительство проектов, которые якобы отсылали к традиционной московской архитектуре XVI и XVII веков. Шатровая башня в здании ФНС как раз является отсылкой к русской храмовой архитектуре», — рассказывает Айрат.

«Ролл-холл»

Адрес: Холодильный пер., 3

Если сейчас торговые центры принято не любить, то в 2000-х подобные пространства не только считались значимыми, но и формировали вокруг себя определенное сообщество, особенно если там продавалось не все подряд, а ограниченный перечень товаров.

«Ролл-холл» появился в 90-х в здании бывшей фабрики (где выпустили буквально все керамические детали для московского метро). Сначала это были обычные торговые ряды, где продавалось все связанное со спортом, а затем в 2000-х место стало популярным у разных субкультур. Здесь можно было купить практически что угодно: кольца с шипами, нашивки, кожанки и кастеты. Нередко эти товары были неоригинальными, но это никого не останавливало.

Здесь в одно время могли находиться нацисты и антифашисты, скейтеры и байкеры, и, несмотря на открытое противостояние некоторых их них, в «Ролл-холле» и в его окрестностях практически не случалось конфликтов. Сначала сюда ездили за атрибутикой, а после открытия роллердрома стали приезжать кататься скейтеры со всей Москвы и даже из Подмосковья. 

Монетный двор

Адрес: Даниловский Вал, 1

Московский монетный двор открылся в годы Второй мировой войны, но собственное здание у него появилось только в начале 80-х. До этого он располагался на территории Московской печатной фабрики Гознака. Возведением нового здания Монетного двора занималась мастерская Всеволода Воскресенского. Этот архитектор наиболее известен по проекту снесенной в 2002 году гостиницы «Интурист». Кроме того, он строил стоящий на противоположном углу площади «дом-корабль».

В мастерской придумали оформить площадь Даниловского района с помощью трех разных объемов: горизонтально лежащая пластина — Монетный двор, вертикально стоящая пластина — «Дом атомщика» через площадь и цилиндр — здание рынка.

В Монетном дворе важны две вещи. Первая — в нем нет ярко выраженных окон. Они рассечены солнцерезами, и за счет этого здание кажется неприступной крепостью. Это удачный образ, потому что Монетный двор — важная государственная институция, где печатают деньги, и такой глухой монолитный объем двора передает характер закрытого учреждения.

Вторая особенность здания, рассказывает Айрат Багаутдинов, это работа с ритмом, с геометрией. Ритм частых солнцерезов обманывает зрение: когда едешь вдоль улицы до Даниловского монастыря, «ламели (полосы, пластины из какого-либо материала. — Прим. ред.) сначала складываются в косом ракурсе в сплошную белую стену, потом по мере движения ты видишь, как между ними открываются черные прорези окон, потом снова косой ракурс — они складываются. Возникает такая игра на уровне оп-арта, который в 70-е был популярен».

Несмотря на название, Монетный двор выпускает не только монеты, но и медали, иконы и даже магниты к гендерным праздникам. Его история началась во время Второй мировой войны, когда в стране не хватало производственных мощностей для изготовления медалей и орденов.

В 2000-м Московский монетный двор выиграл тендер на изготовление индийских рупий и поставил в страну 400 миллионов монет. Сейчас в Москве изготавливаются монеты еще для двух страны — частично признанной Республики Абхазия и Беларуси.

Даниловский рынок

Адрес: ул. Мытная, 74

Построенный на закате советской эпохи, Даниловский рынок представляет собой модернистское здание редкой судьбы: оно активно используется по назначению, качественно отремонтировано и, в отличие от многочисленных НИИ, заводов и ДК, обрело вторую — счастливую — жизнь.

До 2010-х здесь был обычный рынок со старыми клеенками, антисанитарией и околокриминальной атмосферой. В 2011-м городские власти выставили здание на аукцион (с требованием использовать его по назначению еще как минимум 49 лет, торги шли очень долго, заявок не было — рынок продавали за 50 миллионов долларов).

В то же время сюда привлекли команды ресторанного холдинга Ginza вместе с гастроэнтузиастами Stay Hungry, которые должны были сделать Даниловский модным местом сбора горожан — по примеру европейских рынков. И им это удалось. Очень быстро Даниловский из серого пугающего ангара превратился в важную точку района; более того, сюда стали приезжать жители соседних районов — важная заслуга для места за пределами ЦАО. Теперь сюда ходят не только за свежими овощами и рыбой (кстати, стоимость продуктов на Даниловском — главная претензия многих горожан к рынку после реставрации), но и поесть, пообщаться, посетить концерт и взять, например, книги в корнере библиотеки имени Некрасова.

На Даниловском продают один из лучших фо-бо в Москве в традиционно огромных порциях в корнере Bo. Из экзотических мест на Даниловском также популярна «Тажинерия» — корнер марокканской еды. Одна из самых популярных точек — Maestrello, сюда едут за пиццей, которая еще недавно называлась пинцей, но суд запретил это название потому, что оно было запатентовано. По этому поводу создатели Maestrello запустили целый сайт, в котором рассказывают о своей борьбе в суде и призывают бойкотировать слова «пинца» и «пинса».

Что пить и есть на обновленном Даниловском: От кофе до чаудера


Читать

«Дом-корабль»

Адрес: ул. Большая Тульская, 2

«Дом-корабль» — одна из самых известных позднесоветских построек в Москве. Внимание москвичей к нему во многом обусловлено огромными размерами (его длина — почти полкилометра) и непривлекательным для большинства видом. Как и многие масштабные архитектурные проекты эпохи застоя, «дом-корабль» строился очень долго — около 20 лет. Здание возводили по частям — когда в одну из секций заселяли людей, в другой только заканчивали первые этажи. Во время строительства проект дома многократно переделывался. В результате в нем появилось много неиспользуемых помещений. К примеру, отдельные комнаты, в которых есть окно, но нет двери.

При этом нельзя сказать, что дом состоит только из малогабаритных квартир. Одна из самых главных особенностей «дома-корабля» — двухъярусные четырехкомнатные квартиры. В каждой из них два санузла, встроенная гардеробная и большой шестиметровый балкон. Для советского времени подобные условия считались в высшей степени комфортными, поэтому эти квартиры предоставляли только многодетным семьям и сотрудникам министерства среднего машиностроения, которое являлось заказчиком строительства «дома-корабля». Из других технических новшеств для конца 80-х в нем можно выделить пожарные сигнализации, специальные балконы для эвакуации на верхних этажах и звукоизоляцию окон, выходящих на многополосную дорогу.

Я живу
в «Доме атомщиков»
на «Тульской»


Читать

Конструктивизм на Шаболовке

Адреса: ул. Лестева, 18; между ул. Шаболовка и Серпуховским Валом; ул. Люсиновская, 70, стр. 1

В 20-е годы, когда в стране шла индустриализация, в районе сегодняшней Шаболовки началось массовое строительство. В Москву из деревень приезжали рабочие, которым было нужно жилье и инфраструктура. Таким образом, на Шаболовке к началу 30-х появился огромный район из нескольких кварталов домов практически в едином стиле — конструктивизме.

В первые годы советской власти происходил процесс обобществления быта — люди начинали жить не отдельными семьями, которые считались пережитком прошлого, а коммунами. Подобная перестройка образа жизни требовала изменения жилищных условий. Для этого в районе Шаболовки был построен первый в Москве дом нового типа — Дом-коммуна РЖСКТ «1-е Замоскворецкое объединение» (ул. Лестева, 18). Жильцы могли заниматься здесь спортом, ходить на кружки и даже смотреть кино и загорать в солярии на эксплуатируемой крыше.


На противоположной стороне улицы от первого дома-коммуны в конце 20-х также велась активная застройка. Там возникло не одно здание, а целый комплекс — Хавско-Шаболовский жилмассив (между Шаболовкой и Серпуховским Валом). В первую очередь он интересен тем, что все дома там повернуты под углом 45 градусов к сетке улиц. Это было сделано для того, чтобы, проходя мимо, человек видел их в динамике — не плоский фасад, а сначала удаленные от улицы крылья здания, а затем выразительные углы. Кроме этого, у Хавско-Шаболовского жилмассива имелось свое цветовое решение, облегчающее ориентацию жителей. Фасад каждого дома представлял собой супрематическую композицию из светлых и темных цветов.

Не менее интересны на Шаболовке нежилые постройки 20–30-х — например, Даниловский универмаг (ул. Люсиновская, 70, стр. 1). Он был закончен на несколько лет позже, чем большинство домов для рабочих в районе, и это повлияло на его внешний вид — универмаг построен в стиле постконструктивизма, который отличается от конструктивизма большим использованием декоративных деталей и плавных линий. Архитектор Даниловского универмага, работавший до этого в Париже, сумел привнести в него черты архитектуры ар-деко.

Галерея «На Шаболовке» и Центр авангарда

Адрес: Серпуховской Вал, 24, корп. 2

Галерея «На Шаболовке» и Центр авангарда находятся в одном из домов жилмассива, построенного бригадой архитекторов-рационалистов АСНОВА (Ассоциация новых архитекторов). В галерее можно посмотреть выставку, посвященную истории первых пятилеток в СССР. Чаще объектами интереса кураторов выступают малоизвестные сюжеты и персонажи той эпохи. Здесь регулярно читают лекции, а также проводятся экскурсии по выставкам и району.

В 2017 году в одном из залов галереи открылась постоянная экспозиция «Музей авангарда», посвященная истории района, его архитектуре и быту жителей в 20–30-е годы. Экспозиция работает в режиме in progress, то есть регулярно обновляется. История района выстраивается не только из архивных материалов и артефактов, но и из воспоминаний жителей и их личных вещей. Местные краеведы продолжают приносить предметы, найденные на раскопках, во время ремонтов и реконструкций.

Главный предмет интереса центра — архитектурное наследие конструктивизма на Шаболовке, но им он не ограничивается. Здесь регулярно проходят экскурсии по району, дискуссии, лекции. На выставках в Центре авангарда можно увидеть практически все, что связано с искусством и повседневной жизнью в первые десятилетия советской власти. Например, как люди жили в экспериментальных домах-коммунах, какая в них была мебель и как выглядел интерьер. Экспозиция музея регулярно пополняется семейными реликвиями и историями местных жителей.

Восточная часть,
окрестности станции метро «Автозаводская»

Большая часть восточной части района была застроена в советское время, но в окрестностях «Автозаводской» кипела жизнь еще до революции. Здесь было несколько крупных заводов. Сейчас большинство из них закрыто и переделано в торговые центры, но здание одного из них претерпело гораздо более необычные изменения. Сначала в нем была столовая завода, потом театр для рабочих от клуба «Пролетарская кузница». В 1957 году одноэтажная кирпичная постройка надстраивается и приобретает знакомый всем облик советских ДК. Дом культуры завода «Динамо» существовал до конца 2000-х. Позже на его месте появился ночной клуб «Зона», а затем гей-клуб «Центральная станция».

Гей-клуб «Центральная станция»

Адрес: ул. Симоновская Слобода, 19, корп. 2

«Центральная станция» открылась в 1997 году. За прошедшее время она успела сменить множество мест прописки, в том числе и проработать несколько недель в здании центра на Дубровке — прямо перед терактом, известным как «Норд-ост». Последние несколько лет клуб базируется в районе станции метро «Автозаводская» в здании бывшего советского ДК.

«Центральная станция» — один из самых известных российских гей-клубов. Как рассказывают его представители, на «Автозаводскую» приезжают гомосексуалы даже из других городов.

Каждую среду в «Центральной станции» специальная программа Start Up, в которой принимают участие начинающие артисты из травести-индустрии. Кстати, недавно там выступали сотрудники нашей редакции! Каждый август команда Circuit (самый массовый в мире ЛГБТ-фестиваль. — Прим. ред.), состоящая из диджеев, танцоров и вокалистов, устраивает в здании бывшего заводского ДК вечеринку для московского ЛГБТ-сообщества.

Галерея «Пересветов переулок»

Адрес: Пересветов пер., 4

Галерея «Пересветов переулок» открылась в перестройку и сразу же стала известна. Здесь базировалось известное художественное объединение — Клуб авангардистов (КЛАВА), президентом которого был поэт Дмитрий Пригов. Еще в объединении участвовал Илья Кабаков. Художники КЛАВА делали перформансы в крайне необычных местах, например в Сандуновских банях или в Бутырской тюрьме, и занимались симуляционизмом. Музыкальная группа, состоящая из членов клуба, регулярно давала концерты в столичных ДК.

Сейчас галерея «Пересветов переулок» занимается в основном социально вовлеченным искусством, которое стремится включить зрителей в творческий процесс. По словам кураторской команды галереи, все выставки в ней так или иначе касаются значимых для общества тем и поднимают проблемы социальных групп, которым необходима инклюзия. Эти темы не только возникают в выставочных проектах, но и становятся предметом разговора с местными жителями, которых «Пересветов переулок» активно привлекает к дискуссиям.

Гаражный кооператив «Клаксон»

Адрес: Симоновский Вал, 14а

В перестройку в гаражах, как местах, ускользавших от надзора государства, зарождалась контркультура, текла особенная, незнакомая большинству жизнь. В гаражном кооперативе, который сейчас называется «Клаксон», собиралось огромное количество молодежи. Одни держали там особо популярные в то время мотоциклы «Ява», воспетые в одноименной песне «Сектора Газа», и вечно их чинили, другие использовали гаражи для занятий музыкой.

Массовым это явление стало в 90-е. Подростки собирали группы, вдохновившись примером Nirvana, которые стали известными, начав с репетиций в гараже. В постсоветской России (и в частности в гаражах в Даниловском районе) подобные группы не только не становились успешными, но и практически не писали собственные песни. Репетиции проходили в расслабленной обстановке с алкоголем. Для создания уюта музыканты приносили старые диваны и кресла из дома, стены обклеивали коврами и необычными советскими плакатами с такими надписями, как «Требуйте полного налива пива!», «Позаботилась ли ты о грудях?», а в одном из гаражей даже был самогонный аппарат.

Концерты проходили там же, где и репетиции. Многие участники групп стремились пригласить на них девушек, которые им нравились, но в итоге большинством зрителей оказывались мужчины из соседних гаражей. Часто они просили рок-группы сыграть песни про Афганистан, слушали, благодарили, а потом шли выпивать за товарищей.

Симоновская набережная

Симоновская набережная до недавнего времени оставалась незаметной для городской власти и, в отличие от соседней Крутицкой, была неблагоустроенной. Здесь в небольшой роще у берега реки, где проходит заброшенная железнодорожная ветка, собирались местные жители, чтобы жарить шашлыки.

Символическое значение Симоновской набережной было известно не только жителям близлежащих домов, но и представителям правоохранительных органов, в чьи обязанности входило пресечение распития спиртных напитков в общественных местах. По негласной договоренности они почти никак не реагировали на нарушения.

В начале 2000-х территорию стадиона имени Эдуарда Стрельцова, на которой находилась роща, выкупил Михаил Прохоров. Обещанная им реконструкция стадиона долгое время не начиналась. В 2013-м появились слухи, что на месте стадиона могут построить элитное жилье.

Это возмутило болельщиков «Торпедо», которые представляли собой огромное организованное сообщество. Они начали писать письма в органы власти и проводить протестные акции. Ключевым вопросом для них, конечно, было сохранение не Симоновской набережной, а исторической родины их любимого клуба и детских секций на территории спортивного комплекса.

Как рассказывает один из бывших жителей района, стадион не стали сносить прежде всего потому, что среди чиновников нашлось много людей, симпатизирующих «Торпедо». Протесты фанатов прекратились только в 2017 году, когда новый владелец территории стадиона дал понять, что сохранит «Торпедо» и детские секции. При этом то, что на набережной будут строить высотные жилые дома, болельщиков возмущало уже гораздо меньше.

Сейчас роща доживает последние дни. Несмотря на то что территория нового жилого комплекса будет проходить от этого места в нескольких десятках метров, оно скоро исчезнет: по планам мэрии Москвы, здесь будет проходить четырехполосная дорога.

Ресторан «Дудук»

Адрес: Симоновский Вал, 26, корп. 2

Начиная с 70-х годов на территории Даниловского района стали селиться армяне. Но следы проживания армянской диаспоры увидеть достаточно сложно. Один из немногих заметных признаков — ресторан «Дудук». Здесь хвалят порции блюд, ругают чуть завышенные цены, но в целом называют это место одним из лучших армянских ресторанов в Москве.

Помимо кухни, этот небольшой ресторан интересен тем, что в нем можно попробовать настоящее бутылочное пиво из Армении и армянский кофе. Как рассказывает житель района, неподалеку отсюда находится магазин продуктов из Армении, которых еще несколько лет назад в Москве было крайне мало. Из продукции армянских фермеров в магазине наибольшим спросом пользуется кабачковая икра. Раньше за ней стояли очереди «как в мавзолей Ленина».

Культурный центр ЗИЛ

Адрес: ул. Восточная, 4, корп. 1

Сегодня в бывшем Доме культуры при заводе ЗИЛ проходит самый модный московский фестиваль «Боль», устраивают показы кино и мультфильмов, свопы и дегустации. Здание ДК стало важной точкой для любого модного горожанина.

А в 30-е годы прошлого века его строили как центр пролетарской культуры. Место выбрали не случайно: находящийся здесь Симоновской монастырь надо было снести как чуждый социалистической власти объект. В первой половине 1930 года начался снос монастыря, взорвали Успенский собор, массивную колокольню и некрополь. И только благодаря просьбам творческой общественности, которая настояла, что церковь надо взять под охрану как памятник архитектуры, монастырь частично удалось сохранить.

В открытом конкурсе на постройку ДК выиграли архитекторы-конструктивисты — братья Александр, Виктор и Леонид Веснины, которые, описывая свою концепцию в статье в «Архитектурной газете» 1936 года, говорили: «Социалистический Дворец культуры должен прежде всего вызывать ощущение свободы и радости». Впрочем, он его и дарит до сих пор.

Парк «Тюфелева роща»

АДРЕС: ул. Архитектора Леонидова

Ландшафтный парк «Тюфелева роща» создан на территории бывшего завода имени Лихачева. Сюда интересно зайти, только чтобы посмотреть пример архитектурного аттракциона от нью-йоркских ландшафтников. Здесь и бассейн с эффектом голубой лагуны, и полуторакилометровый ржавый навес-панцирь, и оранжевые теннисные корты, и главная достопримечательность парка — смотровая площадка высотой восемь метров. Как и в «Зарядье», не обошлось без модного нынче амфитеатра. Как и в «Зарядье», все эффектно, но как-то недушевно.