Редакция готовила этот материал до пандемии коронавируса. На момент публикации расположенная в особняке Чаева стоматологическая поликлиника работает только с экстренными случаями.

В конце 2000-х годов, ремонтируя чердачные перекрытия в особняке Чаева на Петроградской стороне, реставраторы обнаружили женскую голову. Это был фрагмент фигуры, установленной на фасаде со стороны улицы Рентгена и утраченной в годы войны. Голову передали в комитет по охране памятников Петербурга. «Мы не теряем надежду, что со временем скульптуру восстановят, и она украсит фасад особняка», — говорит главный врач стоматологической поликлиники № 17 Надежда Ерохина.

Историк архитектуры Борис Кириков назвал здание, в котором находится районная стоматология, «одной из вершин русского модерна». The Village рассказывает, каким образом жилой особняк превратился в районную поликлинику и что сейчас находится на месте ванной комнаты, столовой и будуара.

Текст

Юлия Галкина

Фотографии

Виктор Юльев

Особняк Чаева / Стоматологическая
поликлиника № 17

Адрес: улица Рентгена, 9

Архитектор: Владимир Апышков

Постройка: 1906–1907 годы

Стиль: модерн

Статус: памятник архитектуры регионального значения


Семья из двух человек и предчувствие московского авангарда

Инженеру путей сообщения — участнику строительства Транссибирской железной дороги, директору Товарищества борьбы с жилищной нуждой — Сергею Николаевичу Чаеву было чуть за 40, когда в начале ХХ века он приобрел участок на улице Рентгена (на тот момент — Лицейской). В 1903 году Петербургский остров с центром связал постоянный Троицкий мост — и в районе, ранее застроенном деревянными домишками, начали активно возводить каменные кварталы.

Чаев заказал постройку особняка военному инженеру и архитектору Владимиру Апышкову. Здание на Лицейской (Рентгена) стало, по определению Бориса Кирикова, «первым значительным произведением» Апышкова. Историк архитектуры сравнивает постройку с особняком балерины Кшесинской все на той же Петроградской стороне: «Апышков во многом отталкивался от произведения А. И. фон Гогена». Кроме того, по мнению Кирикова, архитектор отчасти предвосхитил московский авангард 1920-х — в частности, клуб фабрики «Буревестник» Мельникова.

Семья Чаева состояла всего из двух человек — его и жены. Принципиальным пожеланием заказчика было «не делать темных или даже полутемных коридоров».


«Компактный, будто бы нарочно сжатый со всех сторон — до достижения максимально возможной плотности — объем особняка, приближенный к кубу, рассчитан на восприятие с угловой точки. <…> С угла, за оградой, подчеркивающей интимность частного дома, разместился и главный вход. Четкое распределение объемов главных и дворовых фасадов отражает сложную драматургию внутреннего пространства особняка, все его формы кажутся „врезанными, всеченными друг в друга; внутри одной мыслится продолжение другой“».


Надежда Ерохина

главный врач СПбГБУЗ «Стоматологическая поликлиника № 17

Здание имеет уникальную пространственную планировку. Три разновеликих цилиндрических объема: первый заключает в себе входной тамбур и лестницу, второй — центральный круглый холл из трех ярусов, третий — полуцилиндр, в котором находятся парадная мраморная лестница и зимний сад.


С 1912 года особняк сменил несколько владельцев. В 1914-м архитектор Лидваль сделал пристройку со стороны двора («невыразительную», по определению Бориса Кирикова); в 1916-м архитектор Рославлев добавил одноэтажный объем с западной стороны («более корректный», по определению Бориса Кирикова).

Миллионер, балерина и кабинет главврача в будуаре

Владельцем особняка недолго был миллионер Николай Соловьев. Он скончался в 1915 году, и его вдова — балерина Вера Трефилова — продала здание. Искусствовед Анастасия Долгова выяснила, что до продажи — видимо, руководствуясь сентиментальными соображениями — Трефилова заказала фотосъемку интерьеров. Благодаря этому мы знаем, как именно выглядели 100 с лишним лет назад нынешние лечебные кабинеты: вот, например, столовая и второй этаж с картинной галереей, вот — спальня и часть гостиной, вот — бильярдная и ванная комната, вот — кабинет и вестибюль. А вот сама Вера Трефилова с портретом покойного супруга.

«В бывшей столовой, бильярдной, кабинете на первом этаже сейчас расположены лечебные кабинеты. Хирургический кабинет организован на втором этаже в бывшей ванной комнате, а ортопедический кабинет — в бывшей спальне», — рассказывает главный врач стоматологической поликлиники № 17 Надежда Ерохина. Ее кабинет располагается в бывшем будуаре.

В особняк Чаева поликлиника переехала в 1935 году. Главврачом тогда был Рудольф Жуховецкий, он же возглавлял зубоврачебную школу, расположенную в том же здании. Надежда Ивановна показывает нам массивный фотоальбом с его карточкой — импозантный мужчина с усами и галстуком-бабочкой. Проработал в поликлинике более 50 лет, в том числе — вместе с еще 26 врачами — в блокаду.

Главврач Надежда Ерохина говорит, что в поликлинике вообще работают подолгу, династиями: «У нас некоторые сотрудники отработали по 40 лет, пришли их дети. Почти никто из врачей не увольняется».

Так, заведующая терапевтическим отделением Наталья Крылова работает в поликлинике с 1985 года. «У меня есть пациенты, которые лечатся здесь по 35 лет. Люди, переезжая из Петроградского района, все равно возвращаются к нам», — рассказывает она. В этом году Наталья Борисовна создала настенный календарь с изображениями балерины Трефиловой — портрет одной из первых хозяек особняка висит в терапевтическом кабинете на первом этаже.

Реставрация, зимний сад и экскурсии

Сама Надежда Ерохина стала главврачом стоматологии на Рентгена в 1999 году. «Придя в поликлинику, я влюбилась в это здание с первого взгляда, но его состояние было удручающим: кровля протекала, элементы фасада разрушались, в подвале стояла вода, не хватало электрических мощностей», — вспоминает Надежда Ивановна.

В 2006–2013 годах особняк — в котором до сих пор немало исторических деталей, от ведущей на крышу кованой лестницы до трех каминов и двух буфетов — отремонтировали. Среди прочего расчистили и подновили фасады здания и отреставрировали остекленную ротонду зимнего сада.

Это, пожалуй, самое потрясающее место во все здании. К бывшему зимнему саду ведет парадная мраморная лестница, а сверху на посетителей смотрят женские маски — характерные, по замечанию искусствоведа Анастасии Долговой, для венского сецессиона. За растениями в бывшем зимнем саду ухаживают санитарки. «Очень много цветов приносят жители Петроградского района. Но, к сожалению, мы часто не можем принять растения, потому что уход за ними требует много времени и сил», — говорит Надежда Ерохина. На втором этаже находится аквариум, его принесли сами сотрудники: он успокаивающе действует на пациентов.

В интернете немало самых разных отзывов о поликлинике, от ругательных до хвалебных. Но экстерьеры и интерьеры нравятся всем пациентам. «Больше всего поразила главная лестница, — говорит жительница Петроградского района Анна. — Внутри все чисто, аккуратно, много цветов. Больше похоже на дорогую платную стоматологию». «Я прикреплена к этой стоматологической поликлинике по прописке. Особняк красивый, старинный, сохранились входные деревянные двери (входную группу также планируют реставрировать. — Прим. ред.) и лепнина внутри», — пишет другая пациентка, Анастасия Кемпель.

Не пациенты до карантина могли попасть в особняк с экскурсиями проекта «Открытый город», которые проводили тут время от времени по субботам. Гид — Анастасия Долгова: она изучила здание лучше кого бы то ни было в городе.


Анастасия Долгова

кандидат искусствоведения

Главное в особняке Чаева — уникальное революционное пространство. Оно ошеломляет каждый раз, когда попадаешь внутрь. Причем эффект, кажется, не ослабевает, даже если ходить сюда каждый день и изучить все секреты устройства здания. Секретов и сюрпризов, кстати, в нем скрывается довольно много: от версальской гостиной до ванной комнаты с термальным окном, выходящим прямо на улицу Рентгена.


Еще один особняк Чаева и группа «Оберманекен»

Военный инженер Чаев продолжил сотрудничать с архитектором Апышковым: в 1913–1915 годах тот построил еще один особняк — на Каменном острове (набережная Малой Невки, 16). «Монументальное и репрезентативное с портиком, полуротондой и легким бельведером — законченный образец классицистического ретроспективизма», — описал здание Борис Кириков в своей книге «Архитектура петербургского модерна. Особняки и доходные дома».

Судьба этого особняка Чаева оказалась более турбулентной. Известно, что в 1960-е здесь был Дом отдыха, а в первой половине 1980-х в здании недолго базировалась нью-вейв-группа «Оберманекен».


Анжей Захарищев фон Брауш

основатель группы «Оберманекен»

Это здание нам выделил Ленинградский дворец молодежи. Мы на огромном цокольном этаже делали свой театр. Попадали туда чуть ли не через окна. Они выходили на розарий — кусты вышиной метра полтора. Рядом был пляж, мы там загорали нудистски. Все друзья приходили к нам. Каменный остров был абсолютно пуст. Это была такая Калифорния в Петербурге.


В 2010 году владелец — Министерство обороны — выставил второй особняк Чаева на торги. Победителем стал загадочный покупатель по имени Николай Казаков. Что было дальше — неизвестно. В отличие от первого особняка на Рентгена, постройка на Каменном острове до сих пор стоит то ли заброшенная, то ли законсервированная — с забитыми фанерой окнами и перебинтованной полиэтиленом ротондой.


Благодарим пресс-службу администрации Петроградского района за помощь в подготовке материала