Бывшая швейная фабрика «Маяк» на Нижневолжской Как устроена заброшенная фабрика — потенциально новый арт-кластер
Швейная фабрика существует в здании «готического замка» на Нижневолжской набережной с самого момента его постройки. Многие знают этот комплекс как банк Рукавишниковых, но это не совсем так — банк располагался в этом же комплексе со стороны улицы Рождественской, а на набережной изначально строился промышленный корпус с высокими потолками и большими помещениями. Сергей Михайлович Рукавишников, богатый наследник «железного старика» Михаила Рукавишникова, крупного ростовщика и владельца первого в Нижнем сталелитейного завода, тратил фамильные деньги на постройку шикарных зданий и привлек в город знаменитого архитектора того времени Федора Шехтеля. У большого комплекса получилось два фасада, на Рождественской и на Нижневолжской, оба в стиле модерн. Здание, обращенное на Волгу, отражает романтическое настроение модерновых архитекторов и их желание подражать средневековым европейским замкам и храмам. Промышленный корпус имеет нехарактерные для производства украшения. Самые запоминающиеся — башенки на крыше, похожие на готические пинакли (это просто особое название маленьких башенок. — Прим. авт.). Выступающие из стен полуколонны — это будто бы подпорки-контрфорсы, усиливающие тонкие стены готического храма с огромными окнами. Конечно, никакая это не готика, просто мода начала века на неоисторизм.
Текст
Ира Маслова
Фотографии
Илья большаков
Строительство начато в 1911 году и закончено в 1914-м — в этом же году в марте умер заказчик Сергей Рукавишников, а в июле началась Первая мировая война. Тогда же начались разговоры об эвакуации в готовый промышленный цех военно-обмундировочной мастерской из Варшавы, что в 1915 году и произошло. Помещение тогда принадлежало наследникам Сергея Рукавишникова, и фабрика до революции неформально носила его имя. Старые названия, напоминавшие о неместных буржуазных владельцах, повсюду заменялись на новые. Сначала мастерская стала Швейной фабрикой № 1 в 1921 году как самая крупная и важная, затем с 1922 года называлась фабрикой имени Красной армии и флота. Швейные предприятия объединялись в тресты и переформировывались, и к 1964 году слились в производственное объединение «Маяк» на базе этой швейной фабрики и еще нескольких мастерских. Это первое индустриальное швейное производство в Нижнем Новгороде.
Сначала на фабрике шили военную одежду, как и в Варшаве, — и в Первую мировую, и для Красной армии требовались портянки, суконные рубахи, утиральники и постельное белье, шили даже одеяла. В начале 1920-х к производству привлекались заключенные концлагерей. С 1923 года, по моде на промышленную одежду, добавился ассортимент рабочих костюмов для водопроводчиков, горняков и других работников тяжелой промышленности. С 1927 года добавились «гражданские» модели, и за фабрикой закрепилось первенство в производстве пальто, курток и верхней женской одежды.
Что и как шили на «Маяке»? Художественный совет в 1960-е отмечал, что при раскрое экономили ткани даже на складках — шили не по моделям, а по принципам рационализаторства. Модельеры жаловались, что не могли предвидеть, какую ткань пришлют из Москвы, и их фасоны не всегда подходили под имеющийся материал. Главшвейсбыт не участвовал в дискуссиях об эстетике, и получалось, что кроилась одежда вовсе не для покупательского спроса. Впрочем, других пальто достать было невозможно, и за фасонами «Маяка» тоже выстраивалась очередь. Фабричная швея не могла позволить себе надеть пальто, которое сшила сама, — только на общих правах, через магазин и запись по номеркам, кто за кем стоит. Художники-модельеры старались соблюдать стиль, но им мешали пятилетние планы выпуска продукции, которой вечно не хватало, фасоны утверждались заранее и редко менялись. Типичная советская мода на пятилетку.
Здание хорошо сохранилось, керамическая плитка на фасаде оказалась очень нетребовательной к ремонту. Однако на нем давно висят горизонтальные решетки на случай того, если лепные детали будут осыпаться. Перепланировок почти не было, внутри можно увидеть своды Манье (оригинальный тип перекрытия начала ХХ века. — Прим. авт.), на полу осталась оригинальная шестигранная плитка фирмы Villeroy & Boch. Сохранился даже лифт, предназначенный, видимо, для подъема посетителей, а использовавшийся как грузовой.
В 2015 году производство было остановлено, после того как на складах скопилось слишком много товаров, не выдерживающих конкуренции с китайскими. Рабочие чуть-чуть не успели отметить столетний юбилей. Два года здание пустовало, и в конце 2017-го начались разговоры о создании здесь арт-кластера. Здание передано из федеральной собственности в областную. Врио губернатора Глеб Никитин уже дал поручение минкульту Нижегородской области «проработать данный вопрос», то есть, видимо, придумать программу создания арт-кластера и концепцию проекта.
The Village побывал на бывшей фабрике и запечатлел ушедшую эпоху советской швейной промышленности.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.