Южный вестибюль станции московского метро «Кропоткинская» пострадал при реконструкции, которая началась в мае прошлого года. Обнаружилось это после того, как с исторического строения сняли леса. Сейчас стекла вестибюля разбиты и запачканы, в некоторых местах не убраны провода, а краска со стен сходит вместе со штукатуркой. The Village узнал, кто занимался реставрацией и что о выполненных работах думают власти.

Текст

Алена Дергачева

Как изменился облик станции

«Кропоткинская» — одна из первых станций Московского метрополитена. Ее построили в 1935 году по проекту архитектора Алексея Душкина и Якова Лихтенберга. Сейчас станция признана объектом культурного наследия регионального значения.

Нынешний облик вестибюля не совпадает с историческим, подтвердила «Вестям» профессор Московского архитектурного института Наталья Душкина. По ее словам, вестибюль покрыли штукатуркой без мраморной крошки, которая была нужна, чтобы строение переливалось на солнце. Кроме того, верхняя часть арки никогда не была закрыта металлом, как сейчас, а над входом висели чугунные решетки, которые исчезли после ремонта. При этом в Мосгорнаследии заметили, что арку все-таки окрыли металлом после войны, а при разработке проекта реставрации специалисты решили создать подсветку внутри каждого кессона для имитации дневного света. 

Что о ситуации думают власти

В пресс-службе метрополитена рассказали The Village, что подземка не была заказчиком реставрационных работ, а восстановление исторического облика «Кропоткинской» проводил департамент капитального ремонта. В метро добавили, что проектную документацию согласовал департамент культурного наследия, а сам метрополитен наблюдал за ходом реконструкции.

Подземка уже направила несколько писем в Мосгорнаследие с просьбой зафиксировать нарушения и устранить их. В пресс-службе метро также подчеркнули, что рассказать, как будут решать проблему, сможет только департамент капремонта.

В Мосгорнаследии подтвердили The Village наличие претензий к качеству реконструкции. Сейчас ведомство настаивает на возбуждении административного дела против подрядчика и уже попросило его устранить проблемы. Представители департамента также заверили, что реставрацию вестибюля, в том числе установку решеток на окна, еще не завершили, поэтому окончательные выводы делать рано. По их словам, при низких температурах нельзя работать без специальных конструкций-тепляков.

Кто занимался реставрацией вестибюля

Согласно сайту госзакупок, авторский надзор за реставрацией проводило архитектурное бюро «А495». Его представители сообщили, что руководство компании сейчас в отпуске, поэтому там пока не могут ответить на вопрос, почему исторический облик вестибюля пострадал. 

В 2017 году это же бюро предложило проект реконструкции вестибюлей станции «Аэропорт», который мог лишить станцию исторического облика. После жалоб «Архнадзора» департамент культурного наследия отказался от уже согласованной документации. Позднее «А495» занималась авторским надзором при реставрации вестибюля «Красных ворот», к результатам которой также возникли вопросы.

Работы по «Красным воротам» с мая 2018 года выполняла компания «СтройСтандарт» — один из крупнейших подрядчиков программы благоустройства «Моя улица» в 2017 году. Рабочие должны были вернуть строению облик 1935 года, когда оно было покрыто штукатуркой из дробленного натурального камня серого и бордового цветов, однако вестибюль перекрасили в розовый цвет. Исполнителей оштрафовали и поручили до конца года исправить нарушение, но здание до сих пор не привели в должный вид.

В свою очередь, работы по благоустройству «Кропоткинской» (а также «Белорусской») проводит компания «Радор М». Общая сумма контракта по двум станциям составила 185,9 миллиона рублей. Представители организации сообщили, что ее руководители сейчас заняты «на объектах», поэтому тоже не могут прокомментировать ситуацию.

«Радор-М» в прошлом году выиграла большинство тендеров столичного ГБУ «Автомобильные дороги». Вместе со связанными с ней фирмами «Роуд групп», «СК Мира», «Дорожные материалы и технологии» и «Магистраль Проект» компания за три года получила контрактов почти на 17 миллиардов рублей на благоустройство по «Моей улице». Среди основателей «Роуд Групп» был Алексей Елисеев — в 2015 году он стал заместителем директора «Автомобильных дорог», а в 2017 году возглавил московский департамент капитального ремонта, который и занимается реконструкцией вестибюлей метро. The Village не удалось оперативно связаться с ведомством, впрочем, оно вообще не склонно давать комментарии.


Фотографии: Алена Дергачева