Как устроиться на работу

Для многих ООН — это такой кафкианский замок. Манящий, загадочный и недоступный. Все хотят туда попасть, и кто-то вроде бы попадает, но никому в точности не известно, как это сделать. Все слышали об очень трудоёмком процессе подачи заявок, прохождении каких-то собеседований и о экзаменах, о длительном ожидании ответа — по несколько месяцев или даже лет.

Отчасти всё это правда. Хотя бывают ситуации, когда соискатель получает работу довольно быстро и без нечеловеческих усилий. Как повезёт. Примут вас или нет, зависит от многих факторов. Здесь может сыграть роль как ваш опыт работы, так и, например, статус вашего государства. Например, если ваша страна «недопредставлена» в ООН, шанс получить там работу резко возрастает.

 

 

О рисках, связанных с работой в ООН

Миссия ООН — объединять народы, помогать страждущим и бороться за мир во всём мире.

Конечно, собираясь каждое утро на работу, сотрудники ООН не бормочут себе под нос: «Вот, я опять иду спасать мир». Но вообще-то это ощущение зависит от конкретных обязанностей. Я думаю, если человек с гуманитарной колонной отправляется в осаждённый сирийский город Хомс и раздаёт еду и одежду нуждающимся, он чувствует, что делает что-то очень важное. Ну или, например, сотрудник ОЗХО (Организация по запрещению химического оружия), участвующий в вывозе химического оружия из Сирии, наверняка ощущает, что делает мир лучше. Не говоря уже о тех, кто сидит на заседаниях Совбеза и решает «судьбы мира».

Готовность работать в местах отдалённых и не самых комфортных в ООН всегда приветствуется. Любителей экзотики и альтруистов, желающих помогать голодающим детям в Африке, как выясняется, не так уж мало. Но не все отчётливо себе представляют реалии повседневной жизни и работы, скажем, в Центральноафриканской Республике, Южном Судане или других горячих точках.

Сотрудников ООН запугивают, обстреливают, похищают, убивают

Работа в миссиях ООН в неблагополучных странах и в зонах вооружённых действий может быть крайне опасной. Сотрудников ООН запугивают, обстреливают, похищают, убивают. Впрочем, об этом все знают из сводок новостей.

Кстати, в случае гибели сотрудника при исполнении служебных обязанностей его родным и близким выплачивают щедрую денежную компенсацию.

 

 

О штаб-квартире ООН в Нью-Йорке

Я лично работаю в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, в Генеральном секретариате. Все, конечно, помнят изумрудную высотку с выстроившимися вдоль неё флагами всех стран-участниц организации. Здесь красиво, комфортно и абсолютно безопасно.

Все сотрудники секретариата гордятся своей работой, хотя стараются этого не показывать и в разговорах за обедом в столовой любят обсудить царящий в ООН бюрократизм и неэффективность организации. На самом деле все здесь чувствуют себя частью какого-то элитного клуба. Автобус, который идёт по 42-й улице в Манхэттене (его последняя остановка так и называется — «Организация Объединённых Наций»), каждое утро становится площадкой для тщеславного флешмоба. На подъезде к ООН многие пассажиры начинают извлекать из сумок и карманов ооновские пропуска и при этом украдкой смотреть по сторонам: кто ещё достаёт такое же синее удостоверение? А тот, кто достаёт его последним, делает это с особым смаком: да, да, не думайте, я тоже «ваш».

С другой стороны, это делается в первую очередь для удобства, чтобы не копаться потом в сумке у входа на территорию огромного комплекса под порывами сильного ветра с Ист-Ривер (здание ООН стоит прямо у реки).

Как шутят некоторые, из ООН уходят только вперёд ногами

 

О зарплате, графике и условиях работы

Одна из причин, по которой многие стремятся работать в ООН, — это, конечно, высокие зарплаты (8−10 тысяч долларов в месяц в среднем) и социальные гарантии. Хорошая медицинская страховка, пенсионные начисления, гибкая система налогообложения (ООН платит большую часть налогов за своих сотрудников), надбавки, которые компенсируют стоимость жизни в городе, где вы работаете, субсидии на съём жилья (если вам приходится переезжать по службе в другой регион). И это ещё далеко не всё, что вам предложит самая мощная в мире некоммерческая организация.

Если вас приняли в ООН на постоянную работу, то это, по сути, гарантия трудоустройства на всю жизнь. Как шутят некоторые, из ООН уходят только вперёд ногами.

 

 

О радио ООН

Я работаю на радио ООН (радиослужба — часть департамента общественной информации секретариата ООН). Многие, когда слышат это словосочетание, удивляются: в ООН есть радио? На самом деле оно существует с 1946 года. Кстати, именно день основания радио ООН считается Всемирным днём радио — 13 февраля. Рассказываем мы в основном о деятельности различных структур и органов ООН (их бесчисленное множество: Совет Безопасности, Генеральная Ассамблея, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, Всемирный банк, Красный Крест, Всемирная организация здравоохранения, Всемирная метеорологическая организация, миротворческие миссии ООН в странах, охваченных конфликтами). Репортажи, интервью, ежедневные новостные программы радио ООН можно (в том числе и в текстовом варианте) найти на официальном сайте. Как правило, все эти материалы регулярно используются нашими партнёрами. В случае с русскоязычной службой это, например, «Эхо Москвы» в некоторых странах СНГ. Вещает радио ООН на восьми языках — английском, французском, русском, суахили, испанском, португальском, китайском и арабском. Все сотрудники размещаются на одном этаже, и здесь царит самый настоящий интернационал и дружба народов.

Как-то, проходя по коридору, я увидела через дверь в одном из кабинетов Арабской службы радио ООН женщину в очень красивой одежде — тёмно-синей, расшитой серебряными нитями. Она молилась Аллаху. Я деликатно прошла мимо, хотя её яркое одеяние меня очень привлекло. В следующий раз, проходя мимо того же кабинета, я ожидала вновь её увидеть. Но там сидела совершенно другая дама — в скучных офисных брюках и кофте, с распущенными волосами. Я невольно поймала себя на мысли: куда же делась та мусульманка в красивой религиозной одежде? Конечно, это была та же самая женщина, просто для молитвы она специально переодевалась.

Здание буквально кишит политиками, знаменитостями
и лауреатами Нобелевской премии
со всего мира

Вообще, людей в национальных костюмах по коридорам штаб-квартиры ООН разгуливает не так уж и много. Конечно, можно изредка встретить сикхов в тюрбанах или женщин в хиджабах. Но большая часть сотрудников одевается во вполне стандартном офисном стиле.

Ситуация меняется, когда в штаб-квартире проходит какая-нибудь конференция, скажем, посвящённая африканским женщинам. Тогда постоянным сотрудникам гарантировано многодневное экзотическое шоу. Всё заполняется шуршанием пышных разноцветных платьев и головными уборами в метр вышиной. Иногда бывает даже трудно пройти по коридору. А когда они по окончании конференции разъезжаются, становится пусто и серо.

Самая большая прелесть работы на радио ООН заключается в следующем: во-первых, авторитет организации позволяет добиться практически любого интервью, во-вторых, не надо далеко ходить. Здание буквально кишит политиками, знаменитостями и лауреатами Нобелевской премии со всего мира.

 

 

О Северном салоне делегатов

Из всех бесконечных залов и помещений штаб-квартиры ООН самым привлекательным является Северный салон делегатов, или, как его ещё называют, Лаундж делегатов (Delegates Lounge). Здесь можно отменно пообедать или поужинать, любуясь видом на Ист-Ривер — правда, через занавеску «Узлы и бусины», состоящую из 30 тысяч фарфоровых шариков. Это решение голландского дизайнера Хеллы Йонгериус, принимавшей участие в масштабной реставрации бара.

Результат, кстати, у многих вызвал раздражение. Превратили, мол, роскошный и загадочный, окутанный полумраком в стиле фильмов про Джеймса Бонда ночной клуб дипломатов в экологически чистую школьную столовую.

Лаундж делегатов почти всегда переполнен. Самое интересное здесь происходит и происходило, конечно, по вечерам. Многие в ООН вообще считают, что все основные решения принимаются именно здесь, а вовсе не на заседаниях Генеральной Ассамблеи или Совета Безопасности. Подвыпившие (а иногда и откровенно напившиеся) и расслабившиеся дипломаты якобы быстро находят общий язык и в считанные минуты договариваются по вопросам, которые до этого часами бесплодно обсуждали в бюрократической обстановке.

Во времена
холодной войны
дипломатов здесь якобы посещали девушки лёгкого поведения

Старожилы ООН рассказывают, что когда-то атмосфера в Лаундже делегатов была ещё более раскованной. Во времена холодной войны дипломатов здесь якобы даже посещали девушки лёгкого поведения.

Не знаю, насколько можно верить всему, что говорят о Северном салоне, однако сотрудники миссий явно воспринимают его как свою личную территорию, где можно отбросить этикет, забыть о протоколе и ослабить узел на галстуке. Как-то раз мы с коллегой заявилась туда с фотоаппаратом и попыталась поснимать легендарный Лаундж. Через пару минут к нам уже через весь зал, размахивая руками, бежал представитель чилийской миссии. Он потребовал, чтобы мы не «направляли на него камеру», хотя мы снимали вовсе не его. Мужчина очень эмоционально, на повышенных тонах заявил, что снимать здесь нельзя, и пригрозил, что вызовет охрану.

 

Иллюстрации: Маша Шишова