Розовый налог — это наценка, которую вводят на женские товары и услуги, аналогичные мужским. Особенно явно он присутствует в парикмахерской сфере — женские стрижки, даже те, которые технически не отличаются от мужских, в среднем стоят на 30 % дороже. Полгода назад стилистка Света Сайко предложила уравнять цены и, несмотря на сопротивление коллег, сделала это в качестве личного эксперимента в парикмахерской Mute. Мы поговорили со Светой об итогах этого эксперимента и о том, почему стрижки бессмысленно делить на мужские и женские.

Почему всех до сих пор стригут «под мальчика»

Стрижки исторически делят по бинарному признаку — на женские и мужские. Мне кажется, когда люди открывают салоны, они даже не задумываются, что можно сделать иначе. Просто есть шаблон ценообразования, по которому стрижка для мужчин примерно на 30 % дешевле.

Я тоже не сразу поняла, что это проблема. Все началось с того, что некоторые девушки напрямую задавали мне вопрос, почему рядом сидит парень с такой же длиной волос, но за стрижку платит меньше. Потом я посчитала, и оказалось, что примерно шесть из десяти моих клиенток стригутся очень коротко, а две-три — под каре. Кроме того, довольно часто ко мне приходят мужчины с длинными волосами.

Тогда я и сама задумалась, в чем же тут логика, начала спрашивать об этом коллег и работодателя. Все ответы сводились к тому, что так сложилось. Экономически это якобы связано с тем, что женщины больше за собой ухаживают, они более привередливые, хотят индивидуального стиля, им тяжело угодить, поэтому косметики на них уходит больше, как и времени работы стилиста. А мужчинам как будто бы вообще все равно, как они выглядят. Когда я слышу или читаю такое, я прихожу в негодование из-за того, насколько это неправда. На самом деле все люди разные: уход за волосами, желание приводить их в порядок, количество шампуня и кондиционера точно не могут быть обозначены гендерным признаком.

Женщины в среднем переплачивают 8 %, покупая аналогичные мужским предметы одежды, выяснил в 2015 году совет Нью-Йорка по делам потребителей. Продукты для женщин и девочек, в том числе аксессуары и игрушки, в целом стоят на 7 % дороже. За косметику женщины переплачивают до 13 % — многие бренды считают, что женские линейки обязательно должны быть более разнообразными, чем мужские.

Я не хочу говорить парню с длинными волосами, что делаю ему женскую стрижку, а девушкам — что стригу их «под мальчика». Эта фраза — настоящее клеймо, никто уже просто не вписывается в такие стандарты. Стрижкой я стараюсь подчеркнуть индивидуальность человека, сделать его особенным, а не причислить к какой-то гендерной категории. Плюс существуют небинарные люди, их не так уж мало. Трансгендерному человеку будет комфортнее, если его не определят сразу же в какую-то группу.

При этом есть отдельная группа мужчин, которые ходят в барбершопы: у них свое закрытое комьюнити и устоявшиеся взгляды, туда вообще не принимают женщин. И когда мужчина вдруг решает отрастить волосы, у него возникает вопрос, куда пойти, потому что в барбершопах за него, скорее всего, уже не возьмутся. Но очень хочется ему сказать: «Это не женская и не мужская стрижка, а твоя».

Как появилась новая цена

Я так и не придумала, как отвечать на вопрос своих клиенток о стоимости их стрижки. Нельзя же сказать: «Ваша стрижка стоит дороже, потому что вы более привередливы и потрепали мне нервы». Некоторые, кстати, писали на адрес парикмахерской. В итоге руководство пошло девушкам навстречу и на очень короткие стрижки стало делать скидку. Но меня этот вариант все равно смущает: меньше стали платить только те, кто просил.

Я не так уж давно в профессии — примерно 3,5 года, до этого училась в Toni & Guy. В Noir, которую недавно переименовали в Mute, я пришла почти без опыта и приняла все устоявшиеся принципы работы коллег. При этом полгода назад я все-таки проявила инициативу и предложила уравнять цены. Конечно, не было такого, что все сразу радостно согласились. Скорее, отнеслись недоверчиво и стали приводить все те же аргументы, которые я уже слышала и которые на самом деле не работают. Я предложила подумать над методиками расчета, исходя из сложности задачи, затраченного времени и длины волос.

У меня лично любая стрижка занимает час вне зависимости от длины, исключения бывают только с очень густыми волосами. Длинные волосы моешь и сушишь дольше, но стрижешь быстрее, с короткими все наоборот. Поэтому я и решила, что разницы конкретно для меня нет, хотя другие мастера и правда тратят больше времени на женские стрижки. В нашей парикмахерской у топ-стилистов они стоят 3 400 рублей, мужские — 2 900. Я высчитала среднее арифметическое — получилось 3 150 рублей. Руководство пошло мне навстречу, и я начала эксперимент.

Реакция клиентов

Конечно, больше всех остались довольны мои клиентки. Есть те, для кого это победа равноправия, некоторые просто радуются, что меньше платят. Самым большим сюрпризом стало то, что большинство мужчин меня тоже поддержало. Некоторым пришлось объяснить, в чем суть изменений, но меньше ко мне точно ходить не стали. Хотя, даже если бы такое случилось, я бы не вернулась к прошлой системе.

Я не собиралась устраивать революцию, поэтому изначально предложила ввести равные цены не повсеместно, а только для мастеров, которым это интересно. Пока ко мне присоединилась одна коллега. Зато, когда я сделала небольшой пост в инстаграме о своей инициативе, многие написали слова поддержки в комментариях и лично: тогда я почувствовала, что это моя небольшая победа.

Позже управляющие сказали, что идея хорошая и они хотят в будущем прийти к тому, чтобы равные цены были везде, но пока это сложно: работа разных категорий мастеров оплачивается по-разному, а еще есть те, кто стрижет только мужчин или только женщин. Но мне все равно кажется, что это вопрос привычки.

Я проверяла, есть ли в других московских парикмахерских такие гендерно-нейтральные инициативы, но ничего не нашла, кроме «Цирюльника», где любая стрижка стоит от 149 рублей. А вот на Западе, как оказалось, многие салоны уже придерживаются идей равноправия и подчеркивают, что у волос нет пола. Мне такая позиция очень нравится.

Алина Швец

совладелица парикмахерских Mute

У нас довольно прогрессивная молодая аудитория, у которой регулярно возникает вопрос о разнице цен на женские и мужские услуги. Долго мы пытались донести, что у нас разная себестоимость услуг, так как на женские стрижки мы обычно закладываем в 1,5 раза больше времени. Мы делали исключения в частных случаях, но потом решились на эксперимент и уравняли цены для некоторых сотрудников в тестовом режиме. Инициативу проявили ребята из нашей команды, которые успевают делать женские и мужские стрижки за одно и то же время без потери качества.

Если сравнивать доход мастеров до и после эксперимента, то они стали зарабатывать немного меньше. Это одна из причин, по которой уравнивание цен вызывает жесткое сопротивление у части мастеров — они не готовы делать более сложную работу, зарабатывая меньше. Есть еще вариант с поднятием цен на мужские стрижки до уровня женских, но это сделает наши мужские услуги примерно в 1,5–2 раза дороже, чем по рынку, и мы просто потеряем большую часть аудитории, на что тоже никто не готов идти.

Мы видим выход в наращивании скорости работы мастеров, сейчас проводим для этого мастер-классы, часть ребят уже немного сократила время на женские стрижки. Здесь важно не упасть в качестве, так как у нас не экономпродукт и мы не можем стричь всех за 20 минут — в тайминг выполнения услуги закладывается опоздание клиента, консультация, и сама стрижка в комфортном для мастера ритме, что тоже важно для результата.

То есть мы хотим постепенно наращивать количество сотрудников со стоимостью услуг без гендерных различий. Кстати, как раз у мастеров, которые увеличат скорость стрижек и сравняют цены, доход должен увеличиться — это плюс и для них, и для бизнеса. Весной мы запустим парикмахерскую под новым брендом: там будет более жесткий тайминг и одинаковая стоимость стрижек для мужчин и женщин.


Редакция благодарит мастерскую «Городской букет» за помощь в проведении съемки.