Текст

МАРАТ КУЗАЕВ

В начале 2015 года скончался Кэндзи Экуан, придумавший знаменитую бутылку соевого соуса Kikkoman. Его изобретение попало в коллекцию Нью-Йоркского музея современного искусства — но это не единственная повседневная вещь, которая высоко оценена дизайнерами. The Village вспомнил простые вещи, ставшие шедеврами.

Бутылка соуса Kikkoman

Дизайнер
Кэндзи Экуан

1961 год

Кэндзи Экуан придумывал бутылку для соевого соуса Kikkoman три года. За это время он перепробовал более 100 прототипов и остановился на 150-миллилитровой колбе с особой крышкой-дозатором, которая устроена подобно носику чайника. Конструкция позволяет налить соус с точностью до капли, при этом жидкость не капает с края и не забивает отверстие, засыхая. Изящная бутылка сделана из добротного стекла. В отличие от большинства пищевых упаковок, ею можно — и хочется — пользоваться много раз.

Экуан мечтал вернуть доброе имя своей стране, опозоренной во Второй мировой войне. Оттого бутылка должна была получиться не только красивой и удобной, но выглядеть современно и олицетворять национальные традиции. В последующие полвека Япония превратилась в одно из наиболее развитых государств мира, Kikkoman — в крупную международную компанию, каждый год производящую 400 миллионов литров соевого соуса, а бутылка Экуана попала в экспозицию Нью-Йоркского музея современного искусства.

 

Кэндзи Экуан 

«Людям необходим дизайн независимо от того, каков его объект. Я убеждён, что основное назначение дизайна — служить человеку, богач он или бедняк. Каждой повседневной вещи нужен дизайн — это ясное и твёрдое доказательство фундаментального права человека на жизнь».

Источник

Фрисби

Дизайнер

Фред Моррисон

1955 год

Летающий диск, или фрисби, выглядит незатейливо, но его простота обманчива. Грампластинки и колпаки на колёса тоже круглые и плоские, но летают посредственно. Знал об этом и изобретатель фрисби Фред Моррисон, который подростком продавал поддоны для тортов, а вернувшись с фронта, десять лет искал наилучшую форму диска. Совершенствуя конструкцию, он сначала перешёл на полиэтилен, а затем закруглил и утяжелил края, при этом «тарелка» стала глубже.

У Моррисона не было инженерного образования, зато на войне он служил лётчиком и понял основные принципы аэродинамики. Последняя модель, Pluto Platter (её-то и стали продавать под маркой Frisbee, когда в 1957 году компания Wham-O купила права на изобретение) удобно ложилась в руку, плавно парила, а сломать её было почти невозможно. Летающие диски быстро стали популярными в США, а потом и во всём мире. С ними придумали десятки игр, некоторые из которых стали спортивными дисциплинами. К 2011 году Wham-O продала более 300 миллионов штук фрисби.

 

Стэнсил Джонсон,
автор книги Frisbee: Practitioner’s Manual and Definitive Treatise

«Фрисби соединяет лучший инструмент человека, его руку, с его величайшей мечтой летать».

Источник

Ручка Bic Cristal

ДИЗАЙНЕР

Марсель Бик

1950 год

В Bic не изобретали шариковую ручку, и компания была не первой, кто продавал новую принадлежность для письма. Однако дизайнеры Bic буквально спасли её, доведя до ума. К началу 1950-х годов несколько производителей выпускали шариковые ручки, но из-за низкого качества их почти никто не покупал, и люди вернулись к «перьям».

Взявшись за дело, Марсель Бик и его сотрудники нашли чернила нужной густоты и сумели с большой точностью подогнать шарик к наконечнику. Корпус сделали шестигранным — ручка не скатывается по столу и хорошо лежит в руке — и прозрачным: так видно остаток чернил. Чтобы ручка не растекалась, в ней просверлено маленькое отверстие для стабилизации давления. Колпачок позволяет прицепить ручку к одежде, его цвет такой же, как у чернил. Все эти удобства обеспечили феноменальные продажи: к 2005 году по всему миру купили 100 миллиардов Bic Cristal.

 

Из юбилейного пресс-релиза Bic

«Я лежу в твоём кармане, в пенале твоей дочери, на столе твоего отца, у кассы в соседней булочной. Я стала частью жизни, и в каждой стране думают, что меня изобрели там».

Источник

Швейцарский армейский нож Victorinox

ДИЗАЙНЕР
Карл Эльзенер

1897 год

Складные ножи появились в первом тысячелетии до нашей эры. Швейцарец Карл Эльзенер, как рассказывает правнук и нынешний глава его компании Victorinox, мечтал усовершенствовать конструкцию и сделать маленький, но надёжный нож с множеством функций. Эльзенер взял офицерскую модель и встроил в неё пружинный механизм. Благодаря этому к рукояти удалось приделать значительно больше инструментов. Почти сразу же ножи стали продавать и гражданским — до того удобными они получились. Сегодня Victorinox выпускает сотни моделей, но устроены они одинаково и мало чем отличаются от первого ножа Эльзенера, а принцип многофункциональности переняли производители многих других вещей.

 

Марисса Майер, бывший менеджер по продуктам Google, сейчас — глава Yahoo! 

«Думаю, Google должен быть таким, как швейцарский армейский нож: аккуратной простой вещью, которую хочется брать с собой везде. Когда тебе требуется определённый инструмент, ты достаёшь одну из этих прелестных штучек и получаешь, что надо».

Источник

Пузырчатая обёртка

ДИЗАЙНЕРы
Альфред Филдинг
и Марк Шаван

1957 год

Филдинг и Шаван не думали о стеклянных вазах и радиоприёмниках, экспериментируя в гараже в Нью-Джерси, — они хотели сделать выпуклые пластиковые обои. Революция в дизайне интерьеров им не удалась, зато получился передовой упаковочный материал. Пузырчатая обёртка почти ничего не весит, отталкивает влагу, защищает поверхность от царапин, имеет изоляционные свойства, упруга и сравнительно прочна, почти прозрачна, её легко разрезать на части нужного размера и можно использовать несколько раз. А главное — пузырьки, лопаясь, приносят блаженство. Теперь обёртку используют повсеместно как утилитарную вещь, развлечение и даже метафору, а её простота и удобство, как бутылка Kikkoman, покорили кураторов Нью-Йоркского музея современного искусства.

 

Брэдли Хар, художник

«Пузырчатая обёртка навевает мысли о „пластмассовой“ природе нашего общества».

Источник

Кирпичик Lego

ДИЗАЙНЕР
Готтфрид Кирк Кристиансен

1958 год

Кирпичикам Lego скоро исполнится 60 лет, но они остаются передовой игрушкой. Lego поощряет воображение и, будучи прежде всего детским развлечением, взывает к ребёнку внутри каждого человека. Датский конструктор превратился в совершенный полигон для фантазёров, потому что все его детали, а следовательно и миры, подходят друг к другу. Однако совместимость — не единственная важная черта дизайна Lego. Кусочки конструктора спроектированы так, что накрепко сцепляются друг с другом, но при желании их легко отделить, не сломав. С Lego выросли несколько поколений более чем в 100 странах, а всего компания выпустила более 700 миллиардов деталей — примерно по сто штук на каждого жителя Земли.

 

Редакция The Guardian

«Сначала Lego был просто кирпичиками с выпуклостями. Потом в нём появились инженерные детали, как в конструкторах Meccano. Наконец, он превратился в средство, чтобы рассказывать истории, где есть герои и даже сюжетные линии. Поклонники Lego могут снять собственный кукольный мультфильм, а в кино не так давно показывали хорошую полнометражную ленту. Из Lego собрали копии Вестминстерского аббатства, статуи Свободы и «Моны Лизы». Компания превратилась в международную корпорацию и далеко отошла от исходной задумки, но, к счастью, сохранила чистоту».

Источник

Аэропресс

ДИЗАЙНЕР
Алан Адлер

2005 год

Кофе можно варить почти десятком способов, но у каждого есть существенные недостатки. В турке напиток пригорает, для пуровера и кемекса нужна сноровка, кофемашины дорогие. Инженер и кофеман Алан Адлер, глава компании-производителя спортивного инвентаря Aerobie, придумал собственное устройство. В сущности, его аэропресс — это большой шприц: в цилиндр с перфорированной крышкой, куда вставляется бумажный фильтр, нужно насыпать кофе, налить горячей воды, размешать, немного подождать, вставить поршень и медленно выдавить жидкость в кружку. Напиток похож на эспрессо, но мягче на вкус. Хотя изобретению Адлера всего десять лет, на крупных турнирах бариста уже соревнуются, кто лучше обращается с аэропрессом.

 

Алан Адлер

«Я пошёл в мастерскую в гараже и сделал первый прототип. Он мало чем отличался от нынешнего аэропресса. Меня сразило наповал, каким хорошим получился кофе. В нём не было горечи, как если бы я приготовил его другим способом. Потом я позвал в гости нашего генерального менеджера и налил ему чашку. Он попробовал и сказал: „Алан, я могу продать гору этих штук!“».

Источник

Оригинал статьи на Look At Me

Обложка: bubble wrap via Shutterstock.com