Арт-критик Мартин Гейфорд — о кризисе живописи и смерти фотографии «Многие художники стремились переписать историю искусства, исходя из собственного понимания вещей»
Третью международную ярмарку книг Garage Art Book Fair посетил важный британский арт-критик и автор, из всех книг которого русскоязычному читателю доступна пока только «История картин: от пещеры до компьютерного экрана», Мартин Гейфорд. Книги Гейфорда о современных художниках — не столько исследования, сколько интимные портреты фигур вроде Дэвида Хокни и Люсьена Фрейда, с которыми автора связывают годы плодотворного общения и сотрудничества, и чью жизнь по его текстам читатель может буквально ощутить на расстоянии вытянутой руки. «История картин», написанная в форме бесед с Дэвидом Хокни, излагающим свое авторское видение мирового искусства с древнейших времен до наших дней, в 2017 году была переведена на русский язык в рамках совместной издательской программы Музея современного искусства «Гараж» и «Ад Маргинем Пресс».
Арт-критик Валерий Леденёв поговорил с Мартином Гейфордом о том, зачем художники переписывают историю, как готовиться к длительным интервью с Хокни и Люсьеном Фрейдом и о том, почему критика сегодня выглядит фрагментированной, фотография умирает, а живопись приносит новые открытия, несмотря на затянувшийся кризис этого жанра.
Текст
Валерий Леденёв
— Расскажите, как вы пришли в арт-критику: что повлияло на вас в студенческие годы и что представляла собой британская критика в тот период?
— К тому, чтобы писать о современном искусстве, я пришел окольным путем. Сначала я изучал философию в Кембридже и затем историю искусств в Институте Курто, где защитил диплом по итальянскому Ренессансу. Я занимался венецианской школой: Тициан, Джорджоне и другие. Писать начал сначала о музыке, пока однажды в редакции мне не предложили освещать еще и выставки. Я согласился, но поначалу фокусировался в основном на старом искусстве, в котором, как мне казалось, я разбирался лучше. Но по мере того как я ходил на выставки, постепенно я открывал для себя других художников и совершенно другой мир искусства.
Работа стала продолжением моего образования. Я посещал вернисажи, встречался с художниками и брал у них интервью, а они рассказывали мне о своей работе и понимании искусства. Интервьюирование невероятно меня увлекало, я проводил множество бесед с разными художниками в различном формате. Помню, как познакомился с Гилбертом и Джорджем, за чьим творчеством тогда пристально следил. Взял у них интервью, оно им понравилось, и они предложили мне сделать интервью для каталога их парижской выставки. Это был прекрасный способ приблизиться к новому для меня миру и понять, как он устроен и что в нем происходило в тот момент.
Что касается тогдашней британской критики, то 1980-е годы стали периодом реакции против авангардных течений предыдущего десятилетия. Питер Майкл Фуллер на страницах основанного им журнала Modern Painters воспевал традиции и призывал вернуться обратно к живописи. Здесь, впрочем, я не видел проблемы, потому что живопись любил и люблю. Но консервативные настроения ощущались так или иначе и, безусловно, не могли не влиять на меня самого.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.