«Хороший город, где пытают»: Интервью с Катрин Ненашевой Выставку художницы о пытках сорвали. Она обвиняет в этом ФСБ и администрацию президента

«Хороший город, где пытают»: Интервью с Катрин Ненашевой

С 14 сентября на улицах Москвы регулярно появляется клетка, обмотанная прозрачной полиэтиленовой пленкой, с торчащими из нее руками и ногами. На ней висит табличка, информирующая о том, что внутри находится «тело, которое пытали». Акция «Груз 300», как и тело внутри клетки, принадлежит художнице-акционистке Катрин Ненашевой. Ненашева сама пережила пытки — в мае 2018 года ее задержали в Донецке, куда она приехала к родственникам. Теперь художница появляется со своим «Грузом» на улицах, предлагая прохожим самостоятельно решить, что с ней делать, и рассказывая о том, что пытки в России происходят ежедневно.

Все акции Ненашевой так или иначе связаны с жизнью и проблемами закрытых социальных групп, о существовании которых многие предпочитают не задумываться. В рамках акции «Не бойся» она месяц ходила по Москве в тюремной робе в поддержку реабилитации женщин-заключенных. Двадцать один день проходила по улицам с привязанной к спине железной кроватью, примеряя на себе наказание воспитанников детских домов. А в прошлом году провела 23 дня в очках виртуальной реальности, переживая состояние, в котором годами находятся люди из психоневрологических интернатов.

Новая акция должна была проходить параллельно с одноименной выставкой-перформансом о пытках, но за день до открытия галерея «Солянка» объявила о ее переносе, а потом — и вовсе об отмене, объяснив это сложившейся социальной обстановкой. Сама Ненашева обвиняет в срыве выставки администрацию президента и ФСБ. 2 октября часть выставки все же была показана в виде снимков на сигаретных пачках и наклейках с изображением тел людей, которых пытали. Пачки раздали пришедшим.

The Village поговорил с художницей об отмене выставки, ее переносе в Ярославль и любви к России.

«Департамент культуры отменил выставку по звонку из ФСБ и администрации президента»

— Как должна была выглядеть выставка?

Основу выставки составляли семь историй — семь переживаний людей, которых пытали — их самих или их родственников. Здесь простой тезис: если пытают одного человека, то автоматически пытают и все его окружение. Получается, что у насилия довольно широкий охват. Все участники придумали семь перформансов, которые должны были помочь им пережить то, что с ними произошло и происходит, а также предоставляли зрителю размышления на тему того, что пытки делают с личностью, с телесностью, с восприятием реальности. Экспозиция состояла из семи фотографий с изображением тел людей, которых пытали, перформансов и еще нескольких объектов, которые сделали специально для выставки. Например, там должна была быть «Шкатулка пыточных музыкальных инструментов». Ее сделали мои друзья, музыканты Саша Старость и Стас Горев. При взаимодействии со шкатулкой можно услышать звуки разных инструментов для пыток, начиная от каких-то изощренных вещей и заканчивая бытовыми. Ребята записывали звуки, которые издают эти инструменты, и зритель мог не только посмотреть и потрогать их, но и создать свою маленькую симфонию.


Было сложно, когда какая-то часть знакомых от меня отстранилась после того, как я рассказала о том, что меня пытали в ДНР.


— На сайте министерства культуры даже опубликовали анонс выставки со словами о том, что людей в России пытают ежедневно. Как ты думаешь, почему изначально в этом описании их ничего не смутило?

Система работает таким образом, что информация, которую присылают галереи, очень часто проходит незаметной для тех, кто ее публикует. Естественно, министерство культуры в России является скорее министерством цензуры, но там просто еще не до конца отработана система, в которой налажено сообщение между разными структурами и подразделениями. Интересно, что анонс выставки был опубликован даже на сайте Собянина. Мы все очень радовались: как здорово, что жители Москвы в прекрасный сентябрьский уикенд придут смотреть историю о пытках. Потом анонс, конечно, удалили. Но главным документом я считаю публикацию на сайте Минкульта. Цитируя текст пресс-релиза выставки, государство признает, что пытки — явление повседневное, а также подтверждает все тезисы о том, что в госсистеме очень много насилия. Они даже написали про всех участников выставки, то есть родителей фигурантов по делу «Сети».

Дело сообщества «Сеть»

Дело антифашистов, «Пензенское дело»

В конце января 2018 года в Петербурге задержали двух антифашистов — местного предпринимателя Игоря Шишкина и программиста из Казахстана Виктора Филинкова. Обоих ФСБ считает участниками «террористического сообщества „Сеть“», цель которого — свержение действующей власти путем мятежа. Ранее аналогичные задержания прошли в Пензе — один из задержанных, петербуржец Арман Сагынбаев, дал признательные показания. Филинков рассказал, что его пытали электрошокером и избивали. О пытках заявил и свидетель по «делу антифашистов» — промышленный альпинист из Петербурга Илья Капустин (позже он уехал из России и попросил политического убежища в Финляндии). Сотрудники ФСБ признали, что при задержании Филинкова ударили его электрошокером. Применение шокера они объяснили служебной необходимостью. Заявившего о пытках Филинкова в марте перевели в СИЗО № 6 в Ленобласти: правозащитники считают, что это сделали с целью надавить на Виктора.

— Почему выставку сначала перенесли, а затем отменили?

В галерею позвонили из департамента культуры и сказали, что открытие нужно перенести. Мы тогда не очень понимали, что происходит, никаких конкретных дат нам не назвали. Через несколько дней стало понятно, что выставку открыть не получится. Я знаю, что главный куратор галереи Маргарита Осепян и директор Федя Павлов-Андреевич старались сделать все, чтобы открытие произошло. Моя версия заключается в том, что департамент культуры отменил выставку по звонку из ФСБ и администрации президента. Последние, кстати, очень интересовались пытками в ДНР, но после того, как я публично рассказала о произошедшем, их интерес резко пропал. В департаменте теперь тоже говорят, что ни о каких выставках и тем более Катрин Ненашевых они не слышали.

— Как ты искала участников для выставки?

Я общалась с психологами из «Общественного вердикта» — они мне и помогали связываться с людьми и всячески поддерживали меня. Сообщений о пытках много, но не так много людей готовы к взаимодействию с тем же художником, например. Здесь есть очень важный момент: как только ты рассказываешь о своем пыточном опыте, ты автоматически становишься объектом для медиа, которые наделяют тебя ролью жертвы. То, что мы знаем, например, благодаря видео из Ярославской колонии — это лишь маленькая часть пыточной реальности. Вообще это глубокий вопрос: как общество может помочь человеку, пережившему травму, как оно может его поддержать; каждый раз рассказывая о насилии в медиа, человек идет на достаточно большой шаг, который меняет жизнь.

Очень показательна история Руслана Сулейманова. Он совсем недавно вышел из омской колонии и рассказал журналистам многое о том, что с ним произошло, описывал много пыточных сюжетов. Он вернулся в родной Дагестан и живет сейчас там, но люди в его кругу его отвергают — они смотрят на него в ютубе или в инстаграме и не понимают, для чего он это рассказал, смеются или упрекают. Получается, за новостным поводом всегда остается жизнь человека, в которую ему очень тяжело встраиваться потом. Для выставки мы хотели привезти его и просто дать ему возможность высказаться, рассказать о своей жизни после пыток, чтобы он не чувствовал одиночество и пустоту, которые он испытывает сейчас.

— Как тебя изменили пытки?

Понятно, что у нас нет культуры обращения с травмой, но было сложно, когда я заметила, что какая-то часть знакомых от меня отстранилась после того, как я рассказала о пытках в ДНР. Извне довольно сильно изменилось восприятие искусства. Единственное, что вызвало у меня сильные эмоции после пыток — тот же «Груз 200» Балабанова. Сложно смотреть на искусство, сложно воспринимать искусство, сложно что-то придумывать.

— Все как-то обесценилось?

Слов все меньше находится, которые могли бы что-то описать, поэтому начинаешь переосмыслять суть художественного жеста, ведь пытки — тоже жест.

— Тема пыток занимала тебя давно или только когда ты столкнулась с ней напрямую?

Исключительно когда пытки произошли со мной. Несмотря на то, что я давно занималась не самыми лежащими на поверхности темами, в этом случае все пошло от моей невозможности понять, как теперь быть с этим опытом, пережить травму и куда с этим опытом встроиться. Это наглядно показывает, что система сначала наносит тебе травму, а затем отбирает у тебя возможность по-своему ее переживать.

— То есть тебе кажется, что через искусство этот опыт можно сделать менее травмирующим для человека?

Человеку, который в этой ситуации чувствует себя объектом, очень важно дать альтернативу, возможность почувствовать себя субъектом. Задавая вопрос: «Во что бы вы трансформировали свой опыт, если бы вы были художником/художницей?» — я так или иначе пыталась предоставить возможность почувствовать себя субъектом и разделить свой опыт и эмоции вместе с другими людьми.

В этой практике очень важен факт свидетельствования, ведь у пыток обычно нет свидетеля. И если бы человек пришел на выставку и стал участником перформанса, у него была бы миссия стать свидетелем переживания, чего не хватает людям в ситуации пыток. Но при этом я не могу сказать, что такая концепция выверенная и идеально работающая — это был экспериментальный формат. В целом меня интересует, насколько разные практики могут помочь людям рассказывать свои истории, находить новые ценности, чтобы адаптироваться к реальности.

— На фейсбуке ты писала, что тебе не интересно делать перформансы на какой-то площадке, в отличие от открытого пространства улицы, однако выставка должна была быть во многом перформативной. Ее отмена отбила у тебя желание заниматься перформансом, или ты просто не видишь возможности этого делать?

Здесь важно, что «Солянка» является галереей, которая специализируется именно на перформативных практиках и позиционирует себя как в какой-то степени единственное такое место. Тот факт, что галерея вынуждена отменить выставку из-за того, что я вышла на улицу, или из-за того, что тема слишком острая для нашей системы, конечно, нивелирует перформанс как жанр, предполагающий свободу действия, потому что у художника нет возможности совершать действия в стенах галереи. Все, что остается — выходить на улицу и высказываться там. Поэтому делать что-то исключительно внутри институции нет смысла ни с точки зрения самого высказывания, ни с точки зрения развития перформативного искусства в России.

«Кто-то догадывается, что смысл в том, чтобы вытащить меня из клетки»

— Расскажи про свой «Груз», как он появляется, и сколько таких явлений еще будет?

Акция называется «Груз 300» и она созвучна названию выставки, хотя на самом деле выставка и акция — два параллельных проекта. Это прямая аллюзия к фильму Балабанова «Груз 200», только Груз 300 — груз, состоящий из людей с ранениями, полученными в горячих точках — пытки тоже наносят определенные ранения. Фильм «Груз 300», кстати, тоже есть: он про войну в Афганистане.


Несколько раз люди вызывали мне полицию. Тогда я выходила из клетки и спрашивала: «Вы думаете, что полицейские мне помогут? На самом деле мне будет только хуже»


Почему «Грузу» важно появляться? С одной стороны, решается явный вопрос: что тебе делать, как тебе встраиваться в реальность и относиться к своему телу, которое из-за травмы оказывается выброшенным из реальности. С другой стороны, здесь появляется история про видимость, ведь люди, которых пытают и которых пытали, оказываются невидимыми опять-таки потому, что об этом опыте сложно говорить, потому что один из опытов работы с травмой — замещение или вымещение того, что с тобой произошло, а когда тебя пытают, ты находишься за закрытыми дверьми. У нас вообще нет никакого образа, что такое пытки сегодня. Видео из ярославской колонии внесло хоть какую-то ясность в то, что такое пытать в 2018 году, но при этом нет никакого портрета человека, никакого понимания его социальных характеристик, непонятно, где его пытали, зачем и почему.

— Что для тебя важно при выборе места для акции?

С одной стороны, это какие-то места, которые могут быть привязаны к тем или иным историческим событиям, с другой стороны, это просто проходные городские точки. На самом деле, от того, как люди реагируют, очень сильно меняется траектория движения «Груза». В центре Москвы три-четыре человека из десяти могут предположить, что видят перформанс, и дать комментарий. За пределами Садового кольца важно дать людям увидеть объект, вступить в диалог с теми, кто собирается вокруг клетки и начинает обсуждать, почему это здесь, искусство это или нет, о том, что такое пытки. Это не только про информирование о пытках, это информирование о том, что есть вот такая форма самовыражения.

Мне очень важно, чтобы у людей, которые ходят по этим маршрутам каждый день, появлялась возможность прямого действия, самовыражения в нестандартной ситуации, потому что город и система лишают нас возможности такого самовыражения, которое бы выходило за рамки предписанных правил. Все знают про Павленского, многие видели фотографии, но на самом деле арт-активизм существует не только на картинках, он прямо здесь и сейчас. Мне важно показать людям, что это не далекая эфемерная вещь, которую делают инопланетные люди, а это может быть перед твоим домом, перед входом в метро. Изначально у меня не было четкого плана, но сейчас я думаю, что надо продолжать явления в регионах для антропологического исследования.

— Сколько из этих раз тебя забирали в отделение? И если тебя не забирают и не вытаскивают, как заканчивается явление?

Задерживали меня только один раз, во время второй акции, в первый меня вытащили из клетки рабочие. После задержания я решила, что буду ориентироваться по ситуации, потому что выяснилось, что если полиция не придет сама, то ее вызовет какой-нибудь зритель. Здесь начинается исследование про то, могут ли люди действовать вне системы. У некоторых срабатывает некое средство защиты: «Я пройду мимо, потому что это перформанс, акция, то есть что-то непонятное». Такая реакция показательна для Москвы, здесь слово перформанс используют как ограждение. Кто-то догадывается, что смысл в том, чтобы вытащить меня оттуда, но все это он доверяет сотрудникам скорой помощи или полиции. Одна женщина не знала, что делать, и настолько не могла спокойно на меня смотреть, что ей предложили уже сделать что-то самой, снять пленку, например, но она и еще несколько человек ответили что-то вроде: «Пусть это сделают проверенные люди». Это советское мышление работает у зрителей разных возрастов.

Была одна ситуация, которая стала завершающей в московской серии. Люди вытащили меня сами, потому что прибежал молодой человек с криком: «Здесь же живая девушка лежит, что же вы стоите и смотрите». У нас с ними состоялся важный разговор, мы решили, что перформанс — как аттракцион большого города, а в большом городе есть разные аттракционы: случайное задержание на митинге, пытки в отделениях полиции, взаимодействие с клеткой.

— То есть явление заканчивается, когда ты вызволена из клетки тем или иным способом?

Несколько раз люди вызывали мне полицию. Тогда я выходила из клетки и спрашивала: «Вы думаете, что полицейские мне помогут? На самом деле, мне будет только хуже». Тут уже начинается другой разговор. В этой акции я стала учиться сваливать от полиции, потому что оставаться долго на одном месте просто не имеет смысла. Очень важно научиться говорить людям, почему ты это делаешь, почему их вера и надежда в очень доблестные органы не срабатывает.

«Я просто очень люблю Россию»

— Ты никогда не думала уехать?

Куда? В регион какой-нибудь? Я просто очень люблю Россию.

— А за что ты ее любишь?

Акционизм в том формате, в котором он есть — с его волнами (а их уже три), с такими разными реакциями, есть только у нас. Условия для развития этого жанра в России просто идеальны. В этом плане у меня очень почвеннические взгляды: для меня важно то место, в котором я родилась, место формирует образ жеста. Я люблю русскую культуру и русское искусство, а за них, как оказывается, надо бороться, а бороться, когда у нас есть одно большое министерство цензуры, на мой взгляд, стоит самыми разными методами.

— Планируешь ли ты делать документацию этой акции?

Из этого может получиться классный спектакль, про то, как в городе в 2018 году появляется женщина в клетке и как люди на это реагируют. Удивительно, но для части людей это становится событием, они начинают звонить по телефону и говорить: «Представляешь, здесь такое происходит...»

— Ты уже выбрала, куда поедешь с «Грузом» дальше?

В Ярославль.

— Почему?

Хороший красивый город, где в тюрьмах пытают людей.


Фотографии: обложка, 1, 2 – Наталья Буданцева, 3 – Валерия Титова

Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания

1
месяц
690 ₽
[12 €]
1
год
6900 ₽
[120 €]
Куда идут деньги подписчика

На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.

The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Лобзай мусора: Хроника акционизма в Москве
Лобзай мусора: Хроника акционизма в Москве От слова «***» на Красной площади до поджога дверей ФСБ
Лобзай мусора: Хроника акционизма в Москве

Лобзай мусора: Хроника акционизма в Москве
От слова «***» на Красной площади до поджога дверей ФСБ

Как и зачем художница Катрин Ненашева гуляет по городу, привязанная к кровати
Как и зачем художница Катрин Ненашева гуляет по городу, привязанная к кровати The Village провёл один день с акционисткой, которая изучает практики наказаний
Как и зачем художница Катрин Ненашева гуляет по городу, привязанная к кровати

Как и зачем художница Катрин Ненашева гуляет по городу, привязанная к кровати
The Village провёл один день с акционисткой, которая изучает практики наказаний

«Русские — терпилы»: Как в других странах реагируют на полицейское насилие
«Русские — терпилы»: Как в других странах реагируют на полицейское насилие Самоубийства жандармов, митинги и «арабская весна» — до чего доводит полицейский произвол
«Русские — терпилы»: Как в других странах реагируют на полицейское насилие

«Русские — терпилы»: Как в других странах реагируют на полицейское насилие
Самоубийства жандармов, митинги и «арабская весна» — до чего доводит полицейский произвол

«ФСБ считает моего мужа террористом»
«ФСБ считает моего мужа террористом» Жена петербургского антифашиста Игоря Шишкина — о том, как ее муж пошел гулять с собакой и оказался за решеткой
«ФСБ считает моего мужа террористом»

«ФСБ считает моего мужа террористом»
Жена петербургского антифашиста Игоря Шишкина — о том, как ее муж пошел гулять с собакой и оказался за решеткой

Новое и лучшее

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

«Выживи, зайка»

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?

Первая полоса

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь
«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь И, обманутые, возвращаются ни с чем
«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь
И, обманутые, возвращаются ни с чем

Как косить?

И какие инструменты для этого есть

Как косить?
И какие инструменты для этого есть

«Выживи, зайка»

«Выживи, зайка»Девушка оставила послания на стене в Мариуполе. Их нашел строитель в оккупации спустя год. Смотрите

«Выживи, зайка»

«Выживи, зайка» Девушка оставила послания на стене в Мариуполе. Их нашел строитель в оккупации спустя год. Смотрите

Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией
Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией «Бездействие — это не выход»
Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией

Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией
«Бездействие — это не выход»

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?
Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове? Собрали рассказы этих людей
Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?
Собрали рассказы этих людей

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?
Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций? «Все тогда, закрываемся, идем по домам, больше не будем работать в сервисе»
Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?
«Все тогда, закрываемся, идем по домам, больше не будем работать в сервисе»

Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций
Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций Антикварное кафе, лучшие в городе панкейки, круассаны, яйца бенедикт и сырники
Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций

Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций
Антикварное кафе, лучшие в городе панкейки, круассаны, яйца бенедикт и сырники

Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны
Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны Ежедневные созвоны, совместные просмотры кино, сюрпризы в онлайн-магазинах
Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны

Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны
Ежедневные созвоны, совместные просмотры кино, сюрпризы в онлайн-магазинах

В России появляются памятники участникам вторжения в Украину
В России появляются памятники участникам вторжения в Украину «Памятниками и прочим официозом чиновники пытаются заполнить вакуум»
В России появляются памятники участникам вторжения в Украину

В России появляются памятники участникам вторжения в Украину
«Памятниками и прочим официозом чиновники пытаются заполнить вакуум»

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботыБольшое эссе Виктора Вилисова

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы Большое эссе Виктора Вилисова

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме«Я обречен делать Пьеро-кор»

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме «Я обречен делать Пьеро-кор»

Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?
Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче? «Честный, добрый и храбрый»
Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?

Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?
«Честный, добрый и храбрый»

«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»
«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил» Феликс Бондарев (RSAC), МС Сенечка и другие — о съемках в «Марше утренней зари» Романа Качанова
«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»

«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»
Феликс Бондарев (RSAC), МС Сенечка и другие — о съемках в «Марше утренней зари» Романа Качанова

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГВот пример «афганцев». Это четвертая часть цикла о преступности после войн

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ
Вот пример «афганцев». Это четвертая часть цикла о преступности после войн

За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?
За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны? Сквернословие, прогулы и аморальные поступки
За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?

За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?
Сквернословие, прогулы и аморальные поступки

Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал
Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал День прошел, число сменилось, нихуя не изменилось
Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал

Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал
День прошел, число сменилось, нихуя не изменилось

Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?
Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад? Рассказываем вместе с проектом «После России»
Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?

Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?
Рассказываем вместе с проектом «После России»

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустяЗаключительный выпуск пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя
Заключительный выпуск пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого
Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого Подробная инструкция психолога Анны Шипициной
Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого

Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого
Подробная инструкция психолога Анны Шипициной

История взлета и падения Hydra

История взлета и падения HydraИ что происходит с наркоторговлей в даркнете сейчас

История взлета и падения Hydra

История взлета и падения Hydra
И что происходит с наркоторговлей в даркнете сейчас

Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?
Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы? «Это река интроверт, но если вглядеться, можно увидеть ее особый характер»
Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?

Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?
«Это река интроверт, но если вглядеться, можно увидеть ее особый характер»

«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»
«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух» Рецензия Ивана Афанасьева
«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»

«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»
Рецензия Ивана Афанасьева

Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)
Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе) Большой текст про группу Sleaford Mods. Часть 2
Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)

Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)
Большой текст про группу Sleaford Mods. Часть 2

«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням
«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням Ori Marani, Lapati Wines, Tevza и другие производители, за которыми стоит следить
«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням

«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням
Ori Marani, Lapati Wines, Tevza и другие производители, за которыми стоит следить

«Мальчик из хорошей семьи»

«Мальчик из хорошей семьи»Как Борис Пиотровский должен был стать новым Капковым в Петербурге, но прицепил на лацкан Z

«Мальчик из хорошей семьи»

«Мальчик из хорошей семьи» Как Борис Пиотровский должен был стать новым Капковым в Петербурге, но прицепил на лацкан Z

Мерч российских благотворительных фондов и НКО
Мерч российских благотворительных фондов и НКО Покупаем, помогая
Мерч российских благотворительных фондов и НКО

Мерч российских благотворительных фондов и НКО
Покупаем, помогая

«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов
«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов Продолжаем серию пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука
«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов

«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов
Продолжаем серию пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью Это цикл о преступности после войны. Третья часть

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью
Это цикл о преступности после войны. Третья часть

«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк
«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк Рецензия Ивана Афанасьева
«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк

«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк
Рецензия Ивана Афанасьева

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизниЭто цикл о преступности после войны. Вторая часть

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни
Это цикл о преступности после войны. Вторая часть

Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?
Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах? Николай Овчинников — о главной пластинке нулевых
Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?

Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?
Николай Овчинников — о главной пластинке нулевых

Где пить кофе в Белграде
Где пить кофе в Белграде Главные спешелти-споты, где можно найти V60, кемекс, пуровер и дрип-кофе
Где пить кофе в Белграде

Где пить кофе в Белграде
Главные спешелти-споты, где можно найти V60, кемекс, пуровер и дрип-кофе

Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?
Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет? Большой текст к выходу нового альбома. Часть 1.
Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?

Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?
Большой текст к выходу нового альбома. Часть 1.

«Самый скандальный поэт Ленинграда»

«Самый скандальный поэт Ленинграда»Две девушки заявляют, что Евгений Мякишев применял к ним насилие и избивал. Записали их рассказы

«Самый скандальный поэт Ленинграда»

«Самый скандальный поэт Ленинграда» Две девушки заявляют, что Евгений Мякишев применял к ним насилие и избивал. Записали их рассказы

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в УкраинеЭто цикл о преступности после войны. Первая часть

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине
Это цикл о преступности после войны. Первая часть

Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии
Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии Лепим горшки и шьем
Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии

Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии
Лепим горшки и шьем

«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии
«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии Что такое российское правосудие и существует ли оно вообще?
«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии

«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии
Что такое российское правосудие и существует ли оно вообще?

История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга
История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга К большому концерту Sound Up в Москве
История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга

История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга
К большому концерту Sound Up в Москве

Как убивали российский театр
Как убивали российский театр Почему гостеатры сотрудничают с силовиками? Остались ли в России независимые проекты?
Как убивали российский театр

Как убивали российский театр
Почему гостеатры сотрудничают с силовиками? Остались ли в России независимые проекты?

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей
От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей И где их попробовать в Стамбуле
От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей
И где их попробовать в Стамбуле

Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме
Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме А затем представили его на Берлинале
Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме

Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме
А затем представили его на Берлинале

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из НовосибирскаОб альбоме «Лидокаин», трибьюте «Аквариуму» и выступлении перед Киркоровым

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска
Об альбоме «Лидокаин», трибьюте «Аквариуму» и выступлении перед Киркоровым

Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний
Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний Миллиардеры, местные менеджеры, держатели франшиз
Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний

Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний
Миллиардеры, местные менеджеры, держатели франшиз

2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй
2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй Молитвы, посты в соцсетях, карикатуры
2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй

2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй
Молитвы, посты в соцсетях, карикатуры

Деколонизация в технике коллажа

Деколонизация в технике коллажаАртур Гранд — о методе Сергея Параджанова

Деколонизация в технике коллажа

Деколонизация в технике коллажа
Артур Гранд — о методе Сергея Параджанова

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses? Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2

«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса
«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса История жопы, водки и соли
«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса

«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса
История жопы, водки и соли

«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву
«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву МВД уже объявило в розыск архангельскую студентку
«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву

«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву
МВД уже объявило в розыск архангельскую студентку

Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?
Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»? Разбираемся, как устроена частная пропаганда войны
Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?

Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?
Разбираемся, как устроена частная пропаганда войны

«Могила светлячков» — классика студии Ghibli
«Могила светлячков» — классика студии Ghibli «Война начинается со смерти и смертью заканчивается»
«Могила светлячков» — классика студии Ghibli

«Могила светлячков» — классика студии Ghibli
«Война начинается со смерти и смертью заканчивается»

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России
Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России Президенту выдали ордер на арест
Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России
Президенту выдали ордер на арест

Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?
Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub? Разыскали российскую модель и поговорили с ней
Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?

Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?
Разыскали российскую модель и поговорили с ней

Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»*
Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»* Как поддержать бренд, у которого RT отсудил 200 тысяч
Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»*

Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»*
Как поддержать бренд, у которого RT отсудил 200 тысяч

Что делать в Стамбуле в конце марта
Что делать в Стамбуле в конце марта Много концертов (в том числе Меладзе!), выставки и лекции для эмигрантов
Что делать в Стамбуле в конце марта

Что делать в Стамбуле в конце марта
Много концертов (в том числе Меладзе!), выставки и лекции для эмигрантов

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и Flaty

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и FlatyСегодня у них вышел дебютный альбом

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и Flaty

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и Flaty
Сегодня у них вышел дебютный альбом

Как смотреть кино во время войны?
Как смотреть кино во время войны? Алиса Таёжная — о том, почему не надо стыдиться развлечений в кризисные времена
Как смотреть кино во время войны?

Как смотреть кино во время войны?
Алиса Таёжная — о том, почему не надо стыдиться развлечений в кризисные времена

Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации?
Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации? Мы поговорили с человеком, получившим повестку
Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации?

Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации?
Мы поговорили с человеком, получившим повестку

В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно
В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно
В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно

В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно

Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей
Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей Выбираем правильный намордник и шлейку, которая не давит
Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей

Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей
Выбираем правильный намордник и шлейку, которая не давит

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетия

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетияЧто не так с новой частью?

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетия

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетия
Что не так с новой частью?