Текст: Евгений Ткачев

«Секретное досье»

Режиссер: Стивен Спилберг

В ролях: Том Хэнкс, Мерил Стрип, Элисон Бри

Достойная политическая драма от одного из главных американских режиссеров

Альфред Хичкок в свое время грозился экранизировать телефонную книгу. Два его последователя, известные своим умением скрещивать в творчестве кинематограф авторский и массовый, пошли дальше: Дэвид Финчер экранизировал полицейские протоколы в «Зодиаке», а Стивен Спилберг — документы Пентагона в «Секретном досье». Правда, в оригинале фильм называется вовсе не «Секретное досье», а The Post, в честь газеты The Washington Post, в которой были опубликованы сенсационные материалы, раскрывающие все грязные тайны американского правительства вокруг войны во Вьетнаме. Но слово «пост» можно трактовать значительно шире: это и режиссер, и журналисты, стоящие на посту интересов демократии. К слову, этих легендарных газетчиков — главного редактора Бена Брэдли и издательницу «Вашингтон пост» Кэтрин Грэм — в фильме играют два голливудских тяжеловеса: Том Хэнкс и Мерил Стрип.

Удивительно, но для такого социально ответственного режиссера, как Спилберг, «Секретное досье» — первый в карьере фильм про журналистов. И таланта великого американского постановщика ожидаемо хватает, чтобы превратить будни работников бумажного медиа в захватывающий триллер. Но, к сожалению, не хватает, чтобы достичь величия «Всей президентской рати» (1976) Алана Пакулы, формальным приквелом которого «Досье» и является. Впрочем, стоит заметить, что это изначально трудновыполнимая задача, а со своей (в излюбленной гуманистической манере напомнить в эпоху фейк-ньюз и постправды, что в свое время правда была за газетой «Пост», потому что журналисты понимали, что правильно, а что нет) режиссер справляется прекрасно. Это в меру пафосное, духоподъемное и воодушевляющее — к тому же еще и не лишенное иронии — кино, после которого живо хочется подать документы на журфак. В «Досье» Спилберг передает пламенный привет не только Новому Голливуду 70-х, но и современному кинематографу, поэтому самый смешной момент в картине — когда в кадре встречаются две звезды сериала «Во все тяжкие» Боб Оденкёрк и Джесси Племонс.


Смотреть? Да

«Все деньги мира»

Режиссер: Ридли Скотт

В ролях: Кристофер Пламмер, Мишель Уильямс, Марк Уолберг

Античная трагедия про долларового миллиардера Жана Пола Гетти

В Риме 1973 года неизвестные в масках и на фургоне похищают внука нефтяного промышленника Жана Пола Гетти (Кристофер Пламмер) и требуют за него выкуп. Но Гетти платить не намерен, поэтому матери украденного подростка Гейл (Мишель Уильямс) остается надеяться только на сотрудника службы безопасности свекра — Флетчера Чейса (Марк Уолберг), который сначала думает, что юноша (Чарли Пламмер) сам устроил свое исчезновение, однако все оказывается не так просто.

То же самое можно сказать и об истории вокруг фильма. Изначально Гетти играл Кевин Спейси, но после обвинений в харрасменте был заменен на Кристофера Пламмера. И Пламмер идеально подошел на эту роль — можно даже сказать, что он крадет этот фильм у остальных актеров (и, как уже небеспочвенно успела заметить западная критика, заслуживает получить все награды мира). Его персонаж сыгран на полутонах и соткан из противоречий. И именно за его терзаниями интереснее всего следить.

Чтобы мы лучше поняли героя, нам постоянно дают подсказки. Например, в начале фильма Гетти дарит внуку статуэтку минотавра, выдавая ее за редчайшую ценность, — и эта фигурка рогатого чудовища из кносского лабиринта служит не только метафорой запутанных взаимоотношений семейства Гетти, но и ключиком к внутреннему миру долларового миллиардера. Несмотря на устрашающий облик, Гетти Пламмер никакой не критский монстр, а всего лишь упрямый скряга (учитывая, что статуэтка на самом деле ничего не стоит) Эбенезер Скрудж, только без духов Рождества. С предметами магнату иметь дело проще и милее, чем с живыми людьми. Но в вещах нет человеческой теплоты, поэтому именно вокруг живого и неживого строится центральный конфликт ленты. И даже больше: вещи в новом фильме Ридли Скотта по-театральному выступают материальным воплощением нематериальных отношений — особенно это касается вынесенных в название денег.

Вообще, по жанру ловко сконструированные «Все деньги мира» ближе к древнегреческой трагедии, нежели к криминальному триллеру наподобие скоттовского же «Советника», неспроста нам в финале показывают античный бюст Гетти. Поэтому, чтобы получить удовольствие от фильма, нужно сразу настроиться на определенную жанровую волну.


Смотреть? Да

«На пределе»

Режиссер: Фатих Акин

В ролях: Дайан Крюгер, Нуман Аджар, Денис Москитто

Драма с Дайан Крюгер про женщину, мстящую за свою семью

В мире сирийских беженцев и расистской риторики Дональда Трампа просто обязан был появиться «На пределе» Фатиха Акина. Это, быть может, самый душераздирающий (что, впрочем, угадывается уже по названию) фильм талантливого немецкого турка, сделавшего себе имя на гангстерских трагедиях («Быстро и без боли»), надрывных романтических историях («Головой об стену») и кросскультурных драмах («На краю рая»).

Это история про немку Катю (Дайан Крюгер), которая в теракте потеряла мужа-турка и маленького сына (Нуман Аджар и Рафаэль Сантана). К гадалке не ходи: в их смерти виноваты неофашисты. Но в своем трехактном повествовании Акин неспроста отводит первую часть под семейную драму, а вторую — под судебную. Судебная драма нужна режиссеру не для того, чтобы провернуть сюжетный твист в духе какого-нибудь «Свидетеля обвинения», а чтобы Катя, разочаровавшаяся в судебной системе, перешла к третьему акту, выдержанному в стилистике «Жажды смерти» — стилистике мести.

Эта прямолинейность, надо признаться, несколько обескураживает. Акин незатейливо проводит героиню через три круга ада, в которых она теряет семью, веру в правосудие, а потом и саму себя. Однако скатиться в звенящую пошлость фильму не дает блистательная актерская работа Крюгер, отмеченная призом Канн-2017. Актриса в буквальном смысле играет на пределе — и, кажется, во многом благодаря ей картина в этом году удостоилась «Золотого глобуса» за лучший иностранный фильм.


Смотреть? Да


Обложка: kinomania