Текст: Алиса Таёжная

«Человек, который убил Дон Кихота»

«Человек, который убил Дон Кихота»


Режиссер

Терри Гиллиам


В ролях

Адам Драйвер, Джонатан Прайс, Ольга Куриленко и другие

Многолетний (за время подготовки к фильму умерли несколько потенциальных исполнителей главной роли) проект мечты Терри Гиллиама о режиссере в производственном аду — запутанный и необязательный

Молодой режиссер Тоби (Адам Драйвер), начавший режиссерский путь с короткого метра о Дон Кихоте, находится сейчас в производственном аду в Испании. Жена спонсора (Ольга Куриленко) пытается его соблазнить, сам он вынужден маневрировать между пошлыми замыслами тех, кто дает деньги (русский олигарх Мишкин и его свита), и собственными принципами. Во время одной из попоек Тоби натыкается на продавца нелегальных дисков, на одном из которых — его дипломная работа с башмачником (Джонатан Прайс) в роли Дон Кихота и самой красивой среди провинциальных девушек Анхеликой (Хоана Рибейро). Отправляясь по следам своего наивного, но искреннего первого проекта, Тоби находит того самого актера, за годы одинокого полубезумия возомнившего себя настоящим Дон Кихотом, и девушку, которая волновала его сердце. После их встречи начнется абсурдное путешествие, где несбывшиеся мечты, большие надежды, воспоминания и тревоги настоящего смешаются в одном представлении по мотивам Сервантеса.

Все, следившие за судьбой проекта Гиллиама, знают, что этот фильм — один из долгостроев независимого кино с несчастливой судьбой и в продакшене, и в прокате. Кино, которое слишком долго придумывали и воплощали в жизнь, меньше всего смотрится как однородный фильм и больше всего — как сборник лучших хитов Гиллиама в стиле «Воображариума Доктора Парнаса», «Монти Пайтона» или «Теоремы Зеро». Все на месте, но чего-то недостает — целостности, режиссерского покоя в принятии решений, спокойного обращения с актерами: все артисты играют так, словно снимаются в разных фильмах. Не хватает однородных шуток, настроения и эстетики. «Человек» обладает всеми чертами magnum opus, ставшего сильно больше самого режиссера — как бесконечная стройка в «Синекдохе, Нью-Йорк».

Отдельный вопрос — стоит ли советовать этот фильм как точку входа к Гиллиаму, если прежде не получалось к нему подступиться, или как сеанс возвращения к фильмам любимого режиссера, если знаешь его наизусть. Это трудный зрительский опыт: тихая скука в нем может смениться и внезапным оживлением, и глухим раздражением на фильм, который мямлит и с трудом выговаривает главное.


Смотреть?

Возможно

«Поиск»


Режиссер

Аниш Чаганти


В ролях

Джон Чо, Сара Сон, Мишель Ла и другие

Новый детектив-скринлайф Бекмамбетова (нашедшего, наконец, свою нишу) — о пропавшей девочке и ее соцсетях

Дэвид (Джон Чо) и его дочка Марго (Мишель Ла) переживают преждевременную смерть жены и матери. Отцу и дочери приходится учиться жить вдвоем: не сказать, чтобы прежде они были очень близки. Однажды Дэвид просыпается, увидев на экране телефона пропущенные ночные звонки от дочери. Марго не было ни в школе, ни у друзей. Одновременно с полицейским расследованием Дэвид пытается разобраться в жизни Марго, изучая ее макбук. Как это часто бывает, компьютер знает о девочке-тинейджере куда больше, чем папа. Версия про сбежавшую из благополучного дома девочку быстро отходит на второй план.

«Поиск» — продолжение серии скринлайф-проектов Тимура Бекмамбетова, сделавших отечественного продюсера медийным лицом мировой киноиндустрии. С его «Убрать из друзей» начался жанр десктоп-фильмов — историй, рассказанных через экран ноутбука. Только что «Профайл» о вербовке британской журналистки ИГИЛ получил отличную прессу и зрительскую поддержку на мировых фестивалях. Поэтому на «Поиск» работает новизна формата. Пока у зрителя еще не замылился глаз от историй, рассказанных через экраны сайтов и приложений, такое кино работает на убой: монтаж «Поиска», игра актеров, сама оптика подобного кино работает на приближенность и зрительское узнавание — неслучайно чаще всего именно фильмам Бекмамбетова достаются призы зрительских симпатий. К тому же фильм отлично дополняет документалистика о виртуальной жизни — Catfish или Tickled.


Смотреть?

Да

«Сердце мира»


Режиссер

Наталья Мещанинова


В ролях

Степан Девонин, Дмитрий Поднозов, Яна Сексте и другие

Один из лучших русских фильмов этого года: история одинокого парня на Севере России в окружении диких и домашних зверей

Уехав от несчастливой домашней жизни, Егор (Степан Девонин, соавтор сценария фильма) приехал в глушь на Север России лечить зверей. Здесь есть притравочная станция, которую держит Николай Иванович (Дмитрий Поднозов), местные браконьеры, расставляющие капканы, экоактивисты и собаки на обучении. Егор привязывается к здешним обитателям сильнее, чем ему по силам: и дочка Николая (Яна Сексте), и его внук, и все домашние животные, за которыми надо следить с утра до вечера, отвлекают его от тоски, оставшейся дома. Как оказалось, не навсегда: один звонок издалека выводит его из равновесия.

«Сердце мира», на самом деле, не нуждается в синопсисе. Это кино о состоянии, а не о сюжете. Эссе и наблюдение, а не фильм с трехчастной структурой. Наталия Мещанинова, один из самых сильных голосов в российской режиссуре, написавшая «Аритмию», «Войну Анны» и поставившая «Комбинат „Надежда“», сняла камерный фильм о том, как спасаться от одиночества, находя природу в себе и других, принимая вещи такими, какие они есть. Герой-отшельник, спрятавшийся в глухом лесу от кризисов и вопросов большой земли, растерянный, добрый и бесконечно несчастный, — идеально отображает состояние эскапизма. Сосредоточенно, с сочувствием и вниманием Мещанинова смотрит, что остается внутри человека, когда у него отнимают дары цивилизации, неврозы мегаполиса и навязанное давление близких людей. Драма о жизни наедине со всеми уже получила главный приз главного российского кинофестиваля «Кинотавр» и явно станет самым обсуждаемым русским фильмом осени.


Смотреть? Да

«Букшоп»


Режиссер

Изабель Койшет


В ролях

Эмили Мортимер, Билл Найи, Патрисия Кларксон и другие

История борьбы мракобесов из английской глубинки против прогрессивного книжного — с Эмили Мортимер и Биллом Найи

После смерти мужа молодая интеллектуалка Флоренс Грин (Эмили Мортимер) приезжает в прибрежный британский городок Саффолк, находит никому не нужный закуток и решает открыть в нем книжный магазин. На дворе 1957 год, и Флоренс выставляет на витрину новинку — только опубликованную «Лолиту» Набокова. Местное сообщество во главе с влиятельной и острословной гранд-дамой (Патрисия Кларксон) начинает кампанию против магазина. В войне за умы и влияние на маленький городок на сторону Флоренс встает местный интеллектуал и скандальный для травоядных соседей неженатый Мистер Брандиш (Билл Найи) — больше всего он любит Рэя Брэдбери и не хочет, чтобы его родина оставалась консервативной дырой.

«Книжный магазин» Изабель Койшет — в меру обаятельная, спокойная и в общем непритязательная драма, главное удовольствие от которой — английский акцент и десятки острот про провинциальную жизнь. Это зарисовка нравов о меняющемся обществе и начале другой культуры, о приходе в забытую богом дыру неудобной современности и о том, как Набоков врывается в мир Салтыкова-Щедрина. Все признаки ретромелодрамы налицо: длинные сцены приливов, закадровый голос, бережные костюмы и книжные реплики. Но есть и кое-что еще — удивительная и недооцененная Эмили Мортимер (ей напрасно не выпало много выразительных ролей), редкие для современного кино старомодные споры о книгах и сценарный текст, где актеры наконец могут найти новых и непривычных себя.


Смотреть?

Возможно

«Три дня с Роми Шнайдер»


Режиссер

Эмили Атеф


В ролях

Мари Баумер, Биргит Минихмайр, Чарли Хюбнер

Деликатный байопик слишком рано сгоревшей актрисы в формате разговора с журналистом

Когда в последний год своей жизни немецкая актриса Роми Шнайдер (Мари Баумер) отправилась в рехаб в Киберон, она еще не знала, что даст там свое последнее и самое проникновенное интервью. Репортеры Stern (Биргит Минихмайр, Чарли Хюбнер) — одного из влиятельнейших немецких журналов — уговорили Роми на материал и получили трехдневный доступ к актрисе. За это время она рассказала им о своем детстве, ранней популярности, роли австрийской императрицы Сисси, романах, личной трагедии, творческом кризисе и режиссерах, с которыми ей посчастливилось и не повезло работать. Получившийся профайл вышел после того, как европейская суперзвезда была найдена мертвой: по причине то ли самоубийства, то ли сердечной недостаточности, то ли передозировки.

Как известно, звездный байопик — труднейший жанр, особенно если в центре внимания — человек такой судьбы. Главное сокровище фильма — актриса Мари Бэумер — не пытается казаться Шнайдер и формально отыграть амплуа женщины на грани нервного срыва. Действительно, Роми была на пределе в последний год своей жизни, но Бэумер хватает такта и тонкости играть уставшую артистку без жирных мазков, выпуклых истерик и исповедальных крупных планов. Этот фильм — диалог о течении жизни, где фантастическая удача соседствует с горем, и у того и другого нет видимых причин. Драма о том, как трудно подводить итоги случившегося и как снимать маску, если это необходимо, чтобы примириться со всем, что случилось — счастливым и ужасным.


Смотреть?

Да


Обложка: «Пионер»