ТЕКСТ: Алиса Таёжная

«Веном»

Режиссер: Рубен Флейшер

В ролях: Том Харди, Мишель Уильямс, Дженни Слейт

Очень смешной (что бы ни говорили рейтинги) марвеловский экшн с Томом Харди — «Комната» от супергеройского кино

Тележурналист Эдди Брок (Том Харди) идет на интервью с молодым ученым и меценатом, который посвятил последние несколько лет излечению рака и продлению жизни онкологическим больным. Ходят слухи, что испытуемые в его экспериментах мрут как мухи — и, задавая неудобные вопросы на интервью, Брок теряет работу, подводит невесту (Мишель Уильямс) и съезжает с квартиры в настоящую дыру. Через какое-то время на Эдди выходит ученая из лаборатории (отличная Дженни Слейт), которая своими глазами видела гибель нескольких подопытных. Она объясняет истинный смысл эксперимента — скрестить инопланетную субстанцию с нездоровым человеком, вылечить и многократно усилить его потенциал, а затем переселить подальше от загибающейся Земли. Липкая субстанция с повадками и зубами Чужого приживается далеко не в каждом теле — пришельцу нужен идеальный хост. Им становится Эдди — с одной стороны, ему просто некуда деваться, с другой — внутренний голос Венома помогает Эдди справиться с ежедневными проблемами: от назойливых преследований до неуверенности в себе. У Венома тоже есть свой интерес — отправиться обратно в космос, объединившись с другими инопланетянами. Потрепанный, невыспавшийся и вечно голодный, Эдди начинает очень беспокоить свою бывшую, и она привлекает на помощь нового бойфренда — тихого парня и отличного хирурга, который ответственно делает анализы и вообще пытается вытащить прошлого жениха своей девушки из пучины саморазрушения и шизофрении.

Непонятно, что происходит с «Веномом» на Rotten Tomatoes: фильм автора «Добро пожаловать в Зомбиленд» — один из самых смешных (пусть и, вероятно, неосознанно — его уже называют классическим хорошим плохим фильмом), изобретательных и толково собранных экшенов во вселенной Marvel. В первую очередь, благодаря обаянию актеров и десяткам наивных гэгов, работающих скорее по случайности и оттого не отдающих холодным расчетом, как в остальных недавних фильмах MCU. Чего здесь нет — это героического пафоса и длинных битв, которые обычно хочется обрезать на полчаса. Харди вытворяет невероятное — крутится вокруг своей оси, дерется с воздухом, отмокает в аквариуме (на сцене в ресторане действительно лежит весь зал), ест протухшую курицу и откусывает голову маленькой собачке — совсем как в «Безумном Максе» ящерке. Разговоры с альтер эго захватчика давно не писали лучше — как жесткий тренер и старший друг, симбиот Веном нашептывает злые и справедливые вещи о том, как устроен мир вокруг. Маленькие завитушки сюжета — от конфликта с шумным соседом до ограбления в магазине — интересно смотреть, и без десяти минут два часа этого, в общем, детского и забавного зрелища кажутся идеальным guilty pleasure как минимум этого месяца. Про злодеев давно пора снимать именно так — легко, небрежно, с ласковой ухмылкой, а Том Харди — действительно всемогущий и обезоруживающе смешной, хоть в этом и мало кто сомневался после «Самого пьяного округа в мире» и «Легенды».


Смотреть? Да

«Черный клановец»

Режиссер: Спайк Ли

В ролях: Джон Дэвид Уошингтон, Адам Драйвер, Лора Харриер

Умный, злободневный и зубастый новый Спайк Ли о черном копе, внедрившемся в Ку-клукс-клан

Колорадо-Спрингс, середина 70-х. У местного полицейского участка висит растяжка: «Предлагаем работу меньшинствам». Афроамериканец Рон (Джон Дэвид Уошингтон), выдержав нелепое собеседование, попадает на монотонную работу в архив. Казалось бы, лед тронулся и борьба за гражданские права не прошла бесследно, но на работе — козлы-расисты. Самого Рона пытаются определить в отдел по борьбы с наркотиками, а потом — в местный студенческий союз с лозунгом Black Power. Там он влюбляется в предводительницу студенческого союза Патрис (Лора Харриер): она носит значок с Анджелой Дэвис, организует демонстрации и носит черный кожаный плащ. Как-то, скучая на работе, Рон звонит по объявлению в газете в местное отделение Ку-клукс-клана с просьбой принять его в свои ряды: по акценту его трудно отличить от белого полицейского. В напарники Рон берет еврея Циммермана (Адам Драйвер): он — белое лицо во время личных встреч с клановцами, правдоподобно изображающий из себя реднека в клетчатой рубашке. Общаясь с ультраправыми и сочувствующими «Черным пантерам», Рон находится в замешательстве: его по-настоящему расстраивает невозможность черных и белых договориться, а главное — он всего лишь хочет работать на благо Америки, а не быть в эпицентре новой гражданской войны.

Финальные пять минут этого смешного кино с вдохновляющим концом — документальная нарезка с демонстраций ультраправых и заплаканными лицами на шествиях Black Lives Matter: за 40 лет, сообщает снимающий как раз с 70-х Спайк Ли, ничего особо не поменялось. История детектива Рона — подлинная, а один из главных фигурантов его полицейских мемуаров ожидаемо мелькает в конце фильма как лидер движения за превосходство белой расы. «Черный клановец» — фильм горький и честный — наполнен харизматичными героями, вынужденными расхлебывать заваренную не ими кашу. Обыски и полицейский произвол, закрытые сборища и околоцерковные ритуалы, афроамериканские дискотеки и фильм «Рождение нации» — Спайк Ли намазывает в несколько слоев все сказанное и снятое о расизме, при этом не перегружая историю. Здесь играет фанк и рассуждают о Пэм Гриер, вспоминают о расистском воспитании родителей и флиртуют на политических собраниях, шутят про оружие и поджигают кресты. Фильм Ли, как и все его высказывания последнего времени, прямо говорят об эре Трампа и потерянных позициях, занятых (или все-таки не занятых?) меньшинствами в результате кровавой борьбы. Вместе с недавним «Чираком» это очень прямое и жесткое высказывание против ксенофобии, упакованное в легкую обертку, и ком в горле на финальных титрах скорее всего окажется неожиданностью.


Смотреть: Да

«Кислота»

Режиссер: Александр Горчилин

В ролях: Филипп Авдеев, Александр Кузнецов и другие

Лобовая поколенческая российская драма от ученика Кирилла Серебренникова

В результате бэд-трипа друг Саши и Пети (Филипп Авдеев и Александр Кузнецов) прыгает с балкона общей квартиры: его не только не пытались успокоить, но еще и подбадривали — «хочешь прыгать — прыгай». На похоронах Петя ссорится с матерью погибшего («Что вы знаете о своем сыне?»), а вечером растворяется в невразумительной оргии у друга-художника. Художник занимается тем, что обливает слепленные папой фигурки пионеров кислотой, наблюдает за их разложением, а потом задорого продает их своим влиятельным клиентам. В его мире современное искусство хорошо покупается и даже может обеспечить автора шикарной студией и модельными красотками, готовыми переспать просто так, не разбирая имен. Наутро то ли на отходах, то ли от общего бессилия Петя выпивает кислоту из пластиковой бутылочки, попадает в больницу и теряет голос. С этого момента инициативу в их паре перехватывает Саша, которому тоже нужна новая искренность, смысл в жизни и, разумеется, любовь. К Саше приехала из Камбоджи карикатурно просветленная мама (Александра Ребенок), которая жалуется на полную неэффективность медитации в Москве: город выпивает все соки, а сын только разочаровывает. Другие актеры Кирилла Серебренникова разбросаны по второстепенным ролям, но и бессловесный Петя, и запутавшийся говорливый Саша отдуваются за избалованных москвичей 2010-х годов. Перед нами, как доходчиво объясняет трейлер, еще одно потерянное поколение, для которого родители создали идеально комфортные условия, а они все бесятся — то ли с жиру, то ли от простого человеческого свойства всегда хотеть большего.

Тот случай, когда хочется подбодрить дебютанта и похлопать его по плечу, но десятки фальшивых моментов «Кислоты» отбивают от этого всякую охоту. Драма Валерия Печейкина, поставленная одним из самых харизматичных актеров «Гоголь-центра» Александром Горчилиным (он играл персонажа по имени Панк, аллюзию на Александра «Свинью» Панова, в «Лете» — вольном байопике Науменко и Цоя), построена на необоснованных обобщениях. Каждое высказывание тянет распечатать на плакате или сделать ироничный принт на майке: как поет Монеточка, «вся ваша юность — надпись на футболке». Хорошие честные реплики и химия между главными героями исчезают, когда кадр заполняется клише: бабушка с котлетками, мама-новообращенная вегетарианка, другая мама с нервным срывом у гроба, ни на что неспособная богема и тоскливые оргии, снятые в холодных тонах. Авторы вроде бы должны понимать, про кого снимают, но «Кислота» странным образом получилась невнимательной, а если шире — реакционной, старческой, вялой и брюзгливой, как любой комментарий мизантропа. Безнадега точка ру эпохи тиндера, айфонов, парка «Зарядье» и музеев современного искусства — так молодых обычно видят злые соседи, душные обитатели твиттера и старушки на лавочках.


Смотреть: Нет


Обложка: «UPI»