Текст: Алиса Таёжная

«Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда»

Режиссер: Дэвид Йейтс

В ролях: Джонни Депп, Кевин Гатри, Кармен Эджого, Вольф Рот, Эдди Редмэйн, Зои Кравиц и другие

Продолжение истории о Ньюте Скамандере и прирученных им существах: совсем не такое славное, как первая часть

В Америке пытают волшебника Грин-де-Вальда с глазами разного цвета (Джонни Депп). Несмотря на это, он уже вынашивает план мести, который включает в себя захват мира, разрешение на браки волшебников с простыми смертными и поиск зловещего преемника. Ньют Скамандер (Эдди Редмэйн все с той же неловкой мимикой) продолжает выращивать и откармливать зверей с помощницей и скучать по брюнетке Тине (Кэтрин Уотерстон), пока ее сестра Квини продолжает висеть на шее Якова Ковальски. У Ньюта есть брат из Министерства и его чернокожая невеста Лита (Зои Кравиц) — детские переживания последней послужат развязкой одной из главных интриг фильма. Альбус Дамблдор (Джуд Лоу) в твиде и с окладистой бородой даст Ньюту команду обязательно выступить против Грин-де-Вальда в Париже, а заодно последить за судьбой сироты Криденса (Эзра Миллер). Десяток действующих лиц уже на арене, фантастических тварей будет немногим больше.

Первые «Фантастические твари» были по-настоящему душевным фильмом для всех: детей, взрослых, подростков — магическим, радостным и влюбляющим в себя. Если отбросить в сторону фанатизм, новые «Твари» и близко не подбираются к оригиналу по своему устройству, визуальным решениям и внутренней теплоте. Это очень невыразительный фильм, из которого выветрилось все волшебство. Во-первых, самих тварей здесь в разы меньше, они работают скорее декорациями и практически не включены в сюжет. Во-вторых, 15–20 действующих лиц создают ненужную толкотню — и каждому из актеров, блещущих в других ролях, очевидно, скучно рассказывать о своем герое: перерасход коснулся всех — от моментально забывающихся Лоу и Деппа до харизматичных Кравиц и Миллера, играющих совсем иначе в интересном им самим кино. Два часа 15 минут хронометража тянутся бесконечно долго, последние полчаса — особенно: нет ничего более унылого, чем псевдозрелищная развязка в Париже, которую не спасают ни спецэффекты, ни две драматичные любовные истории. От полных залов «Тварей» не избавят даже самые жесткие рецензии, да и на этой неделе с ними конкурировать особенно некому. Обидно только, что объединенные силы Роулинг и Йейтса не спасли исключительную и очень обаятельную франшизу.


Смотреть? Нет

«Холодная война»

Режиссер: Павел Павликовский

В ролях: Иоанна Кулиг, Томаш Кот и другие

Черно-белая польская драма о трудной любви дирижера и певицы — в Европе, раздираемой холодной войной

В 1952 году ансамбль народной польской музыки получает предложение, от которого не может отказаться: в список исполняемых песен необходимо добавить пару хвалебных од про коммунизм и любимого Сталина. Взамен музыканты получат возможность гастролировать по столицам Восточного блока, а потом, может быть, и в Париж. Худрук протестует, администратор, само собой, с предложением согласен, дирижер Виктор (Томаш Кот), нашедший в свое время певцов и танцоров, молчит и смотрит в стол. У дирижера давно роман с солисткой хора Зулей (Иоанна Кулиг) — красивой блондинкой, воплощающей экспортный идеал славянской красоты: она признается, что докладывает на него в партийные органы, но старается не сообщать ничего компрометирующего. Проходит много лет — от смерти Сталина до смерти Хрущева — Виктора и Зулю бросает от Варшавы до Парижа, к другим отношениям и бракам, но каждый из них ощущает другого как главную любовь своей жизни. Правильно рассчитать риски и обыграть политиков у обычных людей не получается.

Неторопливая мелодрама Павла Павликовского относится трепетно и к героям, и к большой истории, которую комментирует. Короткие партийные встречи и болезненные компромиссы, заливистые голоса народного хора и комментарии о неподобающей внешности, сухие парижские улицы после варшавских сугробов, кафе «Затмение» после польского ДК — в «Холодной войне» легко узнаются честные признаки жизни Восточного блока, какими они были описаны лучшими писателями и режиссерами второй половины XX века. Шепоты и крики Виктора и Зули, которые то сочиняют французский альбом в квартире под парижской крышей, то встречаются в лагере на 10 минут, — вечный сюжет о любви, которую перемалывают жернова большой истории: Берлинская стена встанет между их желаниями и сожалениями. Не повторяя лаконичности оскароносной «Иды», Павликовский снова рисует людей, имеющих понимание глубоких и настоящих чувств, среди временного, наносного, компромиссного и необходимого для выживания. Как Ида шла к правде своей семьи, так и Виктор с Зулей идут к правде своих отношений и предназначения — их жизнь окутывает музыка: народная польская, русские песни, американский джаз и французская эстрада. Когда песням пора будет стихнуть, двое главных героев окажутся в начальной точке — полуразрушенной церкви со сбитыми фресками — и дадут друг другу финальную клятву. Выживут только любовники, но в определенные времена не выживают и они.


Смотреть? Да

«Догмэн»

Режиссер: Маттео Гарроне

В ролях: Марчелло Фонте, Эдоардо Пеше, Нунциа Скьяно, Адамо Дионизи

Невероятная криминальная история о грумере собак от одного из главных режиссеров Италии

Житель неапольского пригорода Марчелло владеет небольшим салоном для животных, где ухаживает за собаками, в основном крупными, и заботится о дочке, чье главное увлечение — дайвинг в окрестностях. Как внимательному отцу, Марчелло, конечно же, хочется отвезти дочку на море в какие-то более интересные места, но собачья парикмахерская не тот бизнес, что приносит много денег — скорее их приносит торговля кокаином, которую Марчелло не афиширует, но благодаря которой имеет отличную репутацию на районе. Это неуютное место, но самый дикий в округе головорез Симоне Марчелло совершенно не пугает: собачий парикмахер знает подход к бандиту, как и к самым опасным своим клиентам. Между тем Симоне — настоящее исчадие ада: рецидивист с необратимой тягой к преступлениям и проступкам, который продумывает дело за делом и впутывает податливого Марчелло в свои криминальные планы. Ограбление ювелирного (чей хозяин — давний приятель Марчелло) — одна из идей подстрекателя, и случайное соучастие постепенно перерастает в опасное подельничество.

В хмурой истории режиссера «Гоморры», основанной на реальных событиях, ровно столько же атмосферы мелкого и мерзкого криминала, беспричинной агрессии и неприкаянных людей, как в самом известном фильме Гарроне, но еще больше сардонического юмора. Оба исполнителя главных ролей — потрясающие харизматики: будь это простоватый собачий парикмахер с большой мечтой или демон, испытывающий его человечность. Их будни описаны так, что в реальность пригородного Неаполя вживаешься моментально. Собачий лай, хмурые закоулки, негостеприимный мир мужиков в растянутых трениках — Гарроне умеет создавать вокруг своих персонажей не просто документальную атмосферу. В полтора часа его сумрачного фильма вмещается стеб над показной маскулинностью, кровавая история мести, несколько смешных эпизодов из жизни животных, шутки про малый бизнес и десяток типажей, которых легко встретить в любой провинции от Лиссабона до Владивостока.


Смотреть? Да


Обложка: «Каро-Премьер»