«Суспирия»

Режиссер: Лука Гуаданьино

В ролях: Дакота Джонсон, Хлоя Грейс Морец, Миа Гот, Тильда Суинтон

Триллер по мотивам джалло-хита Дарио Ардженто: ведьмы, фашисты и танцы в Берлине образца 1977 года

Берлин, 1977 год. В дождливый день в красивое здание прямо напротив Берлинской стены заходит рыжеволосая девушка со спортивной сумкой. Американка из Огайо Сюзи (Дакота Джонсон) просится на собеседование, чтобы стать частью известнейшей труппы современного танца, придуманной хореографом Хеленой Маркос. В середине прослушивания в зале внезапно оказывается худрук школы мадам Блан (Тильда Суинтон), которая сразу же обращает внимание на девушку.

В труппе Маркос тем временем творятся разные странности: танцовщица Патриша (Хлоя Морец) сбежала и пересказывает кошмары, с которыми столкнулась в труппе, психоаналитику доктору Кемпереру. Якобы она раскрыла колдовской заговор в училище, в то время как хозяйки пансиона обвиняют ее в связи с левыми террористами. На дворе — «немецкая осень» с угоном палестинцами самолета, убийством одного из правых политиков и таинственной смертью боевиков RAF в тюрьме Штаммхайм. Каждая девушка в балетной школе жалуется на полтора месяца мучительных кошмаров по прибытии, а подруга Сюзи Сара (Мия Гот) просит помощи в поисках Патриши. Мельком мы видим прошлое Сюзи: ее отношения с матерью и сестрами, пока она жила в секте меннонитов. Из шепотов и криков в стенах учебного заведения становится ясно, что Сюзи готовят для неочевидной миссии, а репетируемый танец — всего лишь предлог, чтобы объединить в милитаристском городе по неизвестному поводу молодых неприкаянных девушек, которым некуда идти.

«Суспирию» Гуаданьино будет неправильно называть ремейком — это фильм по мотивам оригинальной истории, лишь парой сюжетных штрихов повторяющий оригинал. Это другое видение, совершенно новое визуальное прочтение и многослойное высказывание с богатым подтекстом, которое интересно разгадывать через много часов после финала. Отдельное удовольствие — оригинальная Сюзи Джессика Харпер и легенда немецкой новой волны Ангела Винклер («Потерянная честь Катарины Блум», «Жестяной барабан», «Видео Бенни») во второстепенных ролях.

Гауданьино обыгрывает историю XX века и придумывает главной героине альтернативную биографию, рассказывает о бойне через танец и дарит фантастические роли Суинтон и Джонсон. Есть определенная наглость, с которой режиссер растягивает на почти три часа несколько сюжетных линий, ломает героиням кости, рисует призраков на стенах и разрезает пространство и время серпом, чтобы мы пережили — ушами, глазами, кожей — все кошмары, с которыми сталкивается человек от рождения до смерти. «Суспирия» — триллер не про скримеры, а про поэтику ужаса: здесь страх имеет сексуальную подоплеку, новые времена сопровождаются кровавыми обрядами, а жертвы никогда не оказываются теми, кем мерещатся.


Смотреть? Да

«Колетт»

Режиссер: Уош Уэстмоленд

В ролях: Кира Найтли, Элеонор Томлинсон, Доминик Уэст

Профем-байопик с Кирой Найтли о французской писательнице, решившей выйти из тени знаменитого мужа

Роль, которую Кира Найтли давно ждала и которую ей давно пора было сыграть. Сидони-Габриэль Колетт — не самая известная теперь французская писательница, которая придумала литературный хит своего времени — серию об ищущей освобождения юной Клодин. В начале истории Колетт — всего лишь девушка, живущая за городом в самом конце XIX века, попадающая под обаяние более взрослого и опытного Вилли (Доминик Уэст).

Вилли — известный автор и успешный бизнесмен, который сколотил состояние на труде литературных негров. А вот его репутация сердцееда в светских кругах Парижа хорошо известна, и, становясь женой Вилли, Колетт попадает в новый для нее контекст всем известных измен и скромной домашней жизни. Когда муж однажды решает воспользоваться ее литературными способностями, она соглашается — написанная ей история под псевдонимом Вилли хорошо продается.

Когда он выстраивает бизнес вокруг плодов ее труда, Колетт начинает бороться за себя и свою автономность: на кону не только прибыль за книги и положение в обществе, но и чувство собственного достоинства и личное удовольствие. Конфликт усугубляется тем, что Колетт и Вилли действительно привязаны друг к другу — браком по расчету их союз не назовешь. Но условия, в которых они живут, провоцируют череду злоупотреблений — позволительные мужчинам постоянные измены и снисходительное отношение к женщине и ее способностям настраивают Колетт игнорировать общественное ханжество.

Драма о не самой известной писательнице считывается в синопсисе как ожидаемая и банальная история о борьбе за право голоса. Женских байопиков сейчас снимаются значительно больше, но главной проблемы жанра это не решает — историей великих людей, живших 100 лет назад (неважно — мужчины это или женщины), часто бывает очень сложно проникнуться из-за соломенных сценариев и неумения взять самое ценное из давней биографии.

История «Колетт» построена на химии персонажей, в характерах которых нет однозначности, и касается важнейших тем супружеских отношений: измен и нарушенного доверия, зависимости и конкуренции, гордости и социальных предрассудков. Пока Колетт переживет сексуальное освобождение, а ее привыкший к триумфам муж сталкивается с опасностью разоблачения, мы увидим тени суфражисток и дыхание Первой мировой войны. Освобожденное тело в век, когда промискуитет был репутационным риском для мужчин и пятном позора для женщин, — главная тема «Колетт», которая не считывается ни с постера, ни из трейлера. Сила Колетт именно в том, что она не отделяла сексуальные переживания от человеческого опыта, а талант Найтли — рассказать эту уникальную историю свободы, избегая стандартных актерских клише. Костюмная мелодрама, которая на самом деле куда больше, чем просто костюмная мелодрама.


Смотреть? Возможно


Обложка: Вольга