«Лего Фильм-2»

Режиссер: Майк Митчелл

В ролях: Крис Пратт, Элизабет Бэнкс, Тиффани Хэддиш, Уилл Арнетт

Отличное продолжение мультфильма про кубики

Второй фильм начинается с того же места, на котором закончился первый: одолев президента Бизнеса (Уилл Фаррелл, почти сразу куда-то убегающий), строитель и местная мессия Эммет (Пратт), Люси (Бэнкс) и их друзья сталкиваются с новой проблемой — налетом на Бриксбург милейших созданий из системы Систар («сестра» то есть), сделанных из детской серии «Лего», конструктора Дупло. Которые, не встретив понимания, сразу начинают все вокруг крушить. Проходит пять лет непрерывных войн, Бриксбург уничтожен, а все его жители переместились в Апокалипсбург неподалеку.

Это мрачное, постапокалиптическое место, чей внешний вид обусловлен военной тактикой: захватчиц привлекают яркие и красивые вещи, а не угрюмые. Бэтмен (Арнетт) хрипит пошлости о своей нелегкой судьбе и отбивает атаки Дупло из гигантской пушки. Люси, которой в этом мире «Безумного Макса» явно комфортнее, чем в безоблачном Бриксбурге, сидит на скале и мрачно думает о мрачных вещах. Только Эммет не унывает и продолжает напевать песенку про то, что все хорошо: даже несмотря на то, что его сосед-серфер теперь торгует не досками, а бензопилами. Гармонию нарушает налет, в результате которого похищают всех друзей Эммета: Люси, Бэтмена, кошку Кисоньку, пирата Железную бороду и придурковатого астронавта Бэнни. Все они должны принять участие в свадьбе королевы системы Систар с... Бэтменом. Эммет перестраивает свой загородный дом в космический корабль и отправляется во внешний мир.

В это сложно поверить, но у них получилось. Фил Лорд и Кристофер Миллер, которые пять лет назад превратили самую абсурдную идею на свете (60-миллионная реклама датского конструктора) в один из лучших голливудских фильмов десятилетия, сделали это опять. Хотя их никто не просил: Майк Митчелл, который в этот раз занял режиссерское кресло (Лорд и Миллер значатся сценаристами и продюсерами), даже отговаривал их от этой идеи. На поверхности (и вероятно, для целевой аудитории) история взросления, показанная через отношения приближающегося к подростковому возрасту брата Финна и его младшей сестры Бианки, которой, как мы помним из первой части, тоже разрешили играть в «Лего». Но для взрослых здесь скрыто не меньше интересного.

Над сценарием работал автор «Коня БоДжека» Рафаэль Боб-Ваксберг, поэтому мета-шутки о природе фильма идут почти нескончаемым потоком. «Зачем ты украла их, — кипятится Финн на сестру, которая схватила его фигурки и унесла на свадьбу со своими, — у меня тут неоконченная сюжетная линия!» Да и не только об этом фильме: под раздачу попадают почти все голливудские блокбастеры последних лет. Эммет в какой-то момент натыкается на Рекса Дангервеста, как бы крутую версию себя. И это столкновение с самим собой Криса Пратта (он озвучивает обе роли), превратившегося за пять лет из сериального актера в звезду блокбастеров: Рекс летает на корабле в форме кулака (привет, «Стражи Галактики»), в качестве команды на котором он держит дрессированных динозавров (привет, «Парк Юрского периода»), излучает крутизну и жалуется на трудное прошлое (и снова привет, «Стражи»). Проходятся и по гендерным стереотипам, которые из-за этих блокбастеров в том числе и появляются (с какого это перепуга спасителем Вселенной вообще назначили Эммета?!), и по супергероям, и по Брюсу Уиллису. Да, «Лего Фильм-2» — это не такой прорыв, как первая часть, но он все равно может заставить кого угодно просидеть почти два часа, не отрываясь от экрана.


Смотреть? Да

«Завод»

Режиссер: Юрий Быков

В ролях: Денис Шведов, Андрей Смоляков, Владислав Абашин

Юрий Быков снимает экшен (или что-то вроде того) — получается не очень

Олигарх Калугин (снова Смоляков — неужели у нас больше нет актеров, похожих на олигархов?) приезжает закрывать принадлежащий ему завод железобетонных изделий. «Забастовки не боишься?» — спрашивают рабочие, когда Калугин сообщает им, что компенсацию выплатят только через полгода. «Не боюсь», — с вызовом отвечает олигарх. Рабочие расходятся.

В раздевалке немногословный Седой (Шведов), с военной выправкой и шрамом на глазе, подбивает случайно оказавшихся рядом рабочих на дело: взять Калугина в заложники и потребовать за него выкуп. Те сперва отказываются, но, оценив ситуацию дома (у одного больная мать, другому нужно кормить «шесть ртов», от третьего ушла жена), все же возвращаются к Седому. План, конечно же, срывается: все шестеро в итоге оказываются заперты на заводе вместе с похищенным Калугиным, его охранниками во главе с человеком по имени Туман (Абашин) и нарядом СОБРа.

Последние пару лет для режиссера Быкова выдались трудными. Его третий полнометражный фильм «Дурак» (про хорошего инженера и плохих чиновников, которые мешают ему спасать людей в аварийном доме), возненавидели критики, но полюбила публика и ютьюб-блогеры (включая Bad Comedian, который русское кино в общем не очень жалует), прозвавшие эту картину «самым нормальным русским фильмом». Затем Быкову досталось и от тех и от других. Поток критики реакционистского сериала «Спящие» (про хороших чекистов, которые мешают плохим оппозиционерам развалить Россию на деньги Госдепа), снятого режиссером по сценарию Сергея Минаева, был настолько сильным, что Быков даже грозился уйти из кино. Свой четвертый фильм «Завод» он, однако, доснял и уже объявил о запуске в производство новой картины («Сторож»).

Предыдущие фильмы Быкова успехом в прокате не пользовались, поэтому «Завод», как утверждает сам режиссер, сделан с прицелом на большой экран. Компактный сеттинг (камера редко покидает пределы цеха и внутреннего дворика завода), всего три по большому счету серьезных персонажа, глухая темень, дождь, стрельба и даже, страшно сказать, юмор. Это экшен. Но экшен волнует Быкова меньше всего. Бодро начинавшаяся сцена захвата Калугина в заложники (балаклавы, два «КамАЗа», испуганный телохранитель) обрывается на полуслове, долгожданная перестрелка, наоборот, выглядит чересчур затянутой: вышибленные мозги одного из бандитов нам зачем-то демонстрируют с разных ракурсов раза четыре. Все это занимает минут 20 от двухчасового хронометража.

Остальное время Быков занимается тем, что его по-настоящему интересует. Циники, воровавшие в 90-е, — чудовища, но противостоять им бессмысленно. Менты — продажные и злые. Жизнь в глубинке — ад. Промышленность в стране встала. Быть революционером — плохо, даже во имя справедливости, потому что никакой справедливости нет. После нескольких разговоров («Да у тебя за душой ни гроша нет, ни семьи, ничего — зачем ты нас на это повел?!», «Да я пахал, пока вы ныли и водку жрали») Седой поймет все это и сделает соответствующие выводы.

В «Окраине» Луцика и Саморядова трое мужиков с Урала приехали в Москву и взорвали сталинскую высотку вместе с сидящим в ней олигархом, который украл у них землю. 20 лет спустя шестерых отчаявшихся рабочих от сколько-нибудь серьезных действий останавливают пара болтливых бандитов. Грустно это как-то.


Смотреть? Нет

«Девочка»

Режиссер: Лукас Донт

В ролях: Виктор Полстер

Бельгийская драма о балерине-трансгендере

16-летняя Лара (Полстер) вместе с отцом и младшим братом переезжает в Брюссель — поступать в одну из лучших балетных школ в стране. Параллельно она начинает принимать гормоны и готовиться к трансгендерному переходу: по рождению Лара — мальчик, которого зовут Виктор. В школу Лару принимают (у нее хорошее образование, но движения в пуантах даются тяжело), но с трудом. Неудачи в творческом плане влияют на здоровье: из-за нервов и недоедания на Лару не действуют гормоны, и операция все время откладывается.

Фильм бельгийца Лукаса Донта стал одной из сенсаций прошлогоднего Каннского фестиваля (приз за лучший дебют и премия «Особый взгляд» за актерскую работу танцовщика Полстера), был почти сразу же куплен Netflix, но выход картины на сервисе перенесли с января на апрель, поэтому небольшой прокат в России — отличная возможность увидеть его на большом экране. Это действительно очень красивое кино: Донт до своего дебюта снял две короткометражки про балет, и тому, с какой энергией он его показывает, мог бы позавидовать даже идеальный в плане спортивной хореографии последний фильм про Крида.

К основной же теме фильма (которой, кажется, чистого времени отведено чуть меньше) — трансгендерному переходу Лоры — режиссер относится почти с документальным спокойствием. Вот о чем она говорит с психологом. Вот сколько времени ей нужно принимать таблетки. Вот как и что у нее отрежут и куда это потом вставят. Фильм много критиковали за то, что на роль трансгендера выбрали цисгендерного молодого человека Полстера, но в том, как он справляется с просветительским аспектом, вопросов не было ни у кого.

Но это не заявление — Донт снимает в первую очередь историю взросления. Подавленные чувства, споры с отцом-одиночкой, вроде бы все понимающие одноклассницы, которые на поверку все равно оказываются такими же задирами. Вроде ничего нового и можно пожаловаться на затянутость, но шокирующий финал (взятый из реальной жизни, как утверждает сам Донт: он прочитал об этой истории в газете и даже познакомился с прототипом Лоры) расставляет все по своим местам — детство кончилось.


Смотреть? Возможно


Обложка: HHG