«Власть»

Режиссер: Адам Маккей

В ролях: Кристиан Бэйл, Эми Адамс, Стив Карелл, Сэм Рокуэлл

Умный и едкий байопик Дика Чейни о необратимом консервативном повороте в Америке: один из лучших политических фильмов в истории

Ленивый, нерасторопный, страдающий алкоголизмом Дик (фантастический Кристиан Бэйл) вылетает из колледжа и идет работать монтажником, подбухивая по вечерам. Его амбициозная жена Линн (Эми Адамс, которой давно надо дать «Оскар») устраивает тот самый последний разговор: «или ты возьмешь себя в руки, или я не буду тратить на тебя время». Дик Чейни приходит на учебу и практику на низшие политические должности, по хамскому приветствию к новобранцам выбирает работать на Дональда Рамсфелда из республиканцев (блистательный Стив Карелл в роли крысы без принципов), становится частью кабинета Джордж Буша-старшего и большой политики. Уже в предпенсионном возрасте он уходит на покой и, кажется, по логике должен стать успешным разводчиком золотистых ретриверов. У его семьи есть секрет: любимая младшая дочка Мэри — лесбиянка, и Чейни всю карьеру не хочет ее разоблачения и потому не идет ва-банк.

Несколько лет спустя ему внезапно звонит Джордж Буш-младший (непередаваемо похожий на прототипа Сэм Рокуэлл) и предлагает стать вице-президентом в случае выигранных выборов. Должность, надо сказать, странная: по поводу нее нет ясности ни в Конституции, ни в других американских документах. Чейни пользуется глупостью и самовлюбленностью Буша-младшего, чтобы продавить идею, которая близка ему: сращивание законодательной и исполнительной власти в одной фигуре. Расставляя по Белому дому, Пентагону, Верховному суду и министерствам своих людей, Чейни могущественным слоном входит в миллениум, наблюдает падение башен-близнецов и становится главным действующим лицом войны в Ираке. Серый кардинал как он есть.

Фильм Адама Маккея — это, безусловно, черная комедия, но с настоящими трагедиями, терактами и новостными сводками. К тому же это еще и детектив — с харизматиками, чьи пороки, а не достоинства двигают сюжет. Власть равнодушна и часто отвратительна, расчетлива и компромиссна, самонадеянна и агрессивна — Маккей демонстрирует это на примере кулуарных диалогов, намеков впроброс и крупных планов не самых симпатичных людей, от которых тем не менее зависит баланс нашего лицевого счета и бюджет нашей страны, даже если это не Америка. Пересказывать «Власть» — это сыпать спойлерами, когда финал уже всем известен: количество жертв международных войн, ИГИЛ (террористическая организация, запрещена в РФ. — Прим. ред.), кризис беженцев, экономический кризис — мы видим, куда привели дела и планы Дика Чейни. Чудо режиссерского таланта Адама Маккея (как и в случае с недооцененной «Игрой на понижение») в том, что ты сидишь два часа, затаив дыхание, и, не в силах отвести глаз от экрана,  наблюдаешь, как эти сухие, несимпатичные, пронырливые и упертые люди без видимых мотивов решают, что мы будем есть завтра. А Бэйл, Рокуэлл, Карелл и Адамс получают по-настоящему великие роли в своих и так безупречных фильмографиях.


Смотреть? Да

«Как приручить дракона — 3»

Режиссер: Дин ДеБлуа

В ролях: Джей Барушель, Кейт Бланшетт, Крэйг Фергюсон, Америка Феррера

Неплохое продолжение саги с теми же викингами и драконами — c новыми аттракционами, но без неожиданностей

После событий второй части мультфильма проходит несколько лет. Остров теперь просто кишит драконами — Иккинг решает перевезти их в новое место и отправляется на разведку. Обнаружение кавайной белой самки ночной фурии (ее называют дневной, и она похожа на японскую игрушку будущего) намекает, что для драконов есть лучший и более гармоничный мир. К тому же Беззубик ожидаемо влюбляется. В это время на остров приземляется тиран и охотник Гриммель, ведущий подсчет убитым ночным фуриям и поставивший капкан для дневной.

«Как приручить дракона — 3» — заключительная часть саги со сравнительно печальными выводами и концом. Несмотря на дивный новый мир, который герои откроют для себя на западе (драконовый рай похож одновременно на парк развлечений и светящийся супермаркет), межвидовая дружба будет постоянно подвергаться испытанию, а баланс окажется слишком хрупким, чтобы оправдать идеализм первой части. Вообще это тот редкий случай, когда вторая половина фильма более захватывающая и интересная, чем первая: мультфильм разгоняется постепенно, в меру смешит и увлекает батальными сценами. Одно но: если на первой части взрослый зритель продолжал чувствовать себя взрослым, то сейчас он скорее становится ребенком. Упрощения, категоричность и очень условно нарисованные злодеи делают из мультфильма хорошую детскую сказку, но возвращаться к фильму вне трилогии не имеет никакого смысла.


Смотреть? Да (если вы с детьми)

«Лабиринты прошлого»

Режиссер: Асгар Фархади

В ролях: Пенелопа Крус, Хавьер Бардем, Рикардо Дарин, Эдуард Фернандес

Точно не самый удачный опыт иранского режиссера в Испании — зато с Пенелопой Крус и Хавьером Бардемом

Из Буэнос-Айреса на свадьбу сестры приезжает Лаура (Пенелопа Крус): на родине все знают, что она вышла замуж за обеспеченного человека и уверена в завтрашнем дне. Муж Лауры живет без работы уже два года, а семья находится на грани, но она не торопится рассказывать об этом родственникам. Папа Лауры, старик со вздорным характером, напиваясь, постоянно поносит всех соседей и кричит, что они должны ему денег. На родине Лаура встречает Пако (Хавьер Бардем) — свою старинную любовь, который будет помогать ей весь фильм вместо отсутствующего мужа. Во время шумной свадьбы старшая дочка Лауры — астматик, которой стало внезапно плохо во время праздника, — уходит спать в дом, а через несколько часов ее нигде не могут найти. Только СМС от похитителя с неизвестного номера, требования о выкупе и угрозы расправы, если семья решит обратиться в полицию. В огромном испанском доме, где давно не говорят о неприятном, всплывают семейные тайны — для зрителя, разумеется, не очевидные.

Самый титулованный из современников иранский режиссер Асгар Фархади (дважды лауреат «Оскара» — за «Коммивояжера» и «Развод Надера и Симин») выбрался ради следующего фильма в Испанию, и «Лабиринты…» от этого стали почему-то неуловимо напоминать мыльную оперу, а не привычные интонации иранского кино. Это многофигурный фильм о сложностях семейных отношений, обид, мести и воспоминаний от всех — от детей до соседей. Новому фильму Фаргади отчаянно не хватает не сюжетной канвы и мотиваций героев, а именно общей логики и органики этого большого и разнородного сообщества. Распадаясь на череду отдельных конфликтов и секретов, история как будто теряет позвоночник, а интрига с ребенком слишком явно используется как повод вытащить секреты из шкафов. Первое путешествие Фархади в Европу уже успели многократно назвать неудачным — впрочем, это свойственно большинству режиссеров, приходящих из отлично знакомой им реальности в мир, который им еще предстоит для себя открыть.


Смотреть? Возможно

«Затерянные во льдах»

Режиссер: Джо Пенна

В ролях: Мадс Миккельсен, Мария Тельма Смарадоттир

Медитативный и почти монофильм Мадса Миккельсена о борьбе за жизнь в Арктике

В Арктике терпит крушение вертолет с единственным пассажиром (Мадс Миккельсен), которому необходимо прокормить себя и согреться. Ночью здесь за 50 градусов, и, несмотря на общие навыки выживания, главный герой надеется на помощь извне и выкалывает в ледяной земле надпись SOS. Внезапно на него буквально с неба обрушивается молодая женщина на грани жизни и смерти — и очень усложняет ему жизнь. С одной стороны, их теперь двое, с другой — ей требуется уход и ресурсы. Почти весь фильм вы не услышите ни слова. Персонаж Мадса Миккельсена будет заниматься молчаливой повторяющейся работой, а мы не сможем предсказать, что с ним станет, потому что такой холод может убить каждую минуту.

Фильм режиссера Джо Пенны сильно рискует — убаюкать и утомить. В противовес обычным для кинозала лентам, где все катастрофы — это взрывы, машины несутся с невероятной скоростью, а выживают обычно командой, это очень минималистичное кино, точно схватывающее при этом самую суть выживания. Упрямство и повторение. Длительная и утомительная для тела работа. Вынужденное некомфортное движение. Внезапные озарения, которые почти не приближают к счастливому финалу. Выбивающие почву из-под ног форс-мажоры. Миккельсен отыгрывает эту драму внутри себя, не размениваясь на ужимки. Это действительно правдоподобное и сильное кино о выживании, но выживании не зрелищном и не озвученном в лозунгах главного героя или закадровым голосом, что большинство зрителей может, безусловно, разочаровать.


Смотреть? Да (и нет, если фильмы о выживании — вообще не ваш жанр)


Обложка: «Вольга»