«Юморист», «Навсикая из Долины ветров», «Наркокурьер» и «По половому признаку» Что смотреть в кино на этой неделе
Текст
«Юморист»
Режиссер: Михаил Идов
В ролях: Алексей Агранович, Юрий Колокольников, Алиса Хазанова, Павел Ильин
История вымышленного советского юмориста в середине 1980-х — режиссерский дебют писателя и сценариста Михаила Идова
С гастролей по Прибалтике в Москву приезжает Борис Аркадьев (большая роль театрального актера Алексея Аграновича) — популярный юморист средней руки и автор как минимум одного зрительского хита, монолога про обезьянку Артура. Он еврей, но привык жить в мире антисемитских шуток, когда-то давно написал серьезный роман, а сейчас выступает по свистку перед партийными деятелями и даже космонавтами. Время от времени он изменяет покорной жене-адвокату (Алиса Хазанова), которая однако в любой момент готова броситься на его защиту, строит сына-подростка и еще привязан к младшей дочери — она маленькая и в папе пока не разочаровалась. У Бориса Аркадьева есть хорошая квартира, казалось бы, благополучие и несколько друзей. Но собственные шутки ему надоели, а те люди, перед которыми необходимо шутить, вызывают в нем только усталость и брезгливость — в советском шоу-бизнесе Аркадьев сам чувствует себя обезьянкой Артуром.
Дебют Михаила Идова, автора «Лондонграда», «Оптимистов» и «Духлесса-2» — история, которую он, выросший на советском юморе, вынашивал долгие годы. И герой его кажется своевременнее некуда: недостаточно принципиальный, не то чтобы талантливый, самобытный или храбрый, он тянет лямку на совершенно нелюбимой работе, которая во всех смыслах кажется ему компромиссом, только выжать из него довлатовское качество у Аркадьева не получается. Важны даже не столько отношения придворного шутника с грубой властью, а его собственные претензии к себе и другим: будь Аркадьев блистательным, вопрос гения и толпы, шута и царя стоял бы иначе. Но Аркадьев, надолго застрявший в перспективных авторах и заждавшийся собственного прорыва, понимает, что выдохся раньше всех остальных.
Алексей Агранович играет роль, хорошо знакомую нам по самым чутким примерам советского кино с совестью и рефлексией — от «Полетов во сне и наяву» до «Фантазий Фарятьева», снятых примерно во времена, когда выступает отчаявшийся юморист. События вокруг главного героя насмотренный зритель предскажет по минутам — и катарсис, и срыв, и то самое противостояние с вышестоящими. В этом «Юморист» очень ожидаем: финал людей, идущих на сговор с невыносимой властью, знаком всем, кто родился и вырос в СССР. Идова можно обоснованно упрекать в заигрывании с ретро и очередном обращении к заезженным выводам, но главная проблема «Юмориста» в том, что с изменившимися декорациями он все еще происходит в реальном времени.
Смотреть? Возможно
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.