«Капитан Марвел»

Режиссеры: Анна Боден, Райан Флек

В ролях: Бри Ларсон, Сэмюэл Л. Джексон, Джуд Лоу

Бестолковый эпик о супергероине с огненными кулаками в исполнении Бри Ларсон

Космический народ кри убежден, что спокойствию галактики мешают скруллы — вид, который необходимо истребить: они опасны в первую очередь тем, что могут принимать любое обличье и их невозможно вычислить. Во время одной боевой операции после боя со скруллами все идет не так, и участница армии кри Верс (Бри Ларсон) катапультируется на Землю. Последние годы ее воспитанием и боевыми навыками занимался Йон-Рогг (Джуд Лоу), в качестве мотивации в основном упрекающий Верс в излишней эмоциональности. Пробив крышу видеопроката где-то неподалеку от Лос-Анджелеса, Верс приземляется на нашу планету в 1995-м и сразу же привлекает внимание полицейских обмундированием, решительностью и странными вопросами. Своровав с манекена вещи и угнав мотоцикл у байкера, она несется на встречу с темнокожей девушкой-пилотом из видений, с которой они когда-то работали вместе. В навязчивых видениях Верс есть еще один человек — наставница (Аннетт Бенинг), воплощающая Высший разум: именно ее поддержка сделала Верс хорошим бойцом и должна направить в путешествии по Земле. В поисках тессеракта Верс будет сопровождать компьютерно омоложенный на три десятка лет Сэмюэл Л. Джексон, больше всего приходящий в восторг от рыжих котиков.

«Капитан Марвел» — зеркальный ответ «Чудо-женщине» и спин-офф «Мстителей» — хотя и находился в разработке с 2013 года, то есть задолго до начала всей истории, выглядит как срочная мера реагирования индустрии на перемены в связи с Time’s Up. И лучшей кандидатуры на главную роль, чем Бри Ларсон, действительно не найти: политически осознанная, агитирующая за равноправие, самоироничная, с «Оскаром» и в целом воплощающая идею о том, что добро должно быть с кулаками — в «Капитане Марвел» они у нее огненные. Несчастье в том, что отдельно придуманные милые сцены, редкие шутки и удачные песни (стандартный, впрочем, набор для фильма про 90-е: Hole, No Doubt, Nirvana, The Cardigans) не сходятся в одну историю.

Драки разочаровывают, а не увлекают, злодей (и сюжетный твист, если так можно назвать поворот, ожидаемый с первых сцен) очевиден с самого начала и безо всяких спойлеров. Большие актеры, рассованные по шахматным ролям, оживают не больше картонных афиш в кинопрокатах: очень редко на экране мелькнет та Бри, которая получила «Оскар» за «Комнату», Джексон из «Криминального чтива», Бенинг из «Деток в порядке» и Лоу из «Близости», но в настоящих киногероев так и не превращаются. В каждом ингредиенте у «Капитана Марвел» есть лучшие аналоги — куда занятнее нарисованные галактики и звездные корабли, более быстрые погони и нежные друзья. Даже кот и тот — нарисованный, а не настоящий: вспомните харизматичного рыжего из «Внутри Льюина Дэвиса». И только лучше Nirvana с 1995-го по большому счету не появилось ничего. Потому «Капитан Марвел» и катается с таким удовольствием на старых хитах — сделать кино мощи середины 90-х современной франшизе слабо и остается только покупать в саундтрек Кортни Лав и Курта Кобейна.


Смотреть? Нет

«Частная война»

Режиссер: Мэтт Хейнеман

В ролях: Розамунд Пайк, Джейми Дорнан, Стэнли Туччи

Отличная драма о военном репортере с Розамунд Пайк

Редактор (Том Холландер) отговаривает Мари Колвин (Розамунд Пайк), известную военную корреспондентку и главную ценность лондонской редакции, американку по другую сторону Атлантики, от поездки в Шри-Ланку, где «тамильские тигры» блокируют поступление гуманитарной помощи. Но Мари игнорирует редактора и предупреждения армии для иностранных журналистов и все равно едет. В Шри-Ланке она видит людей, у которых нет еды и медицинской помощи, попадает в перестрелку и теряет левый глаз. На вечеринке с друзьями в Лондоне по случаю возвращения она замечает, что стала ограничена в движениях и вынуждена учиться заново самым простым вещам. «Видишь, что с тобой стало, а ты была такая красивая», — говорит Мари бывший-нынешний муж, она посылает его к черту и едет на Ближний Восток. Как бесстрашный пират, Мари будет носить на левом глазу черную повязку. С 2001 по 2012 год она проведет в горячих точках больше времени, чем дома, и будет убита в Сирии. Историю ее жизни опубликуют в Vanity Fair в профайле, в котором поместится жизнь не только Мари, но и всего мира после 11 сентября. А заодно наша коллективная паника и смятение.

«Частная война» — редкий художественный фильм, сделанный умелым документалистом на основе реальных событий. Совсем молодой Мэтью Хейнеман снял два выдающихся дока, один из которых получил номинацию на «Оскар»: «Земля картелей» о мексиканских картелях и безуспешно борющихся с ними гражданских по обе стороны границы, и «Город призраков» о гражданских журналистах в Сирии, пытающихся сообщить альтернативную точку зрения с места трагических событий. Мари — фигура, с которой Хейнеман привык себя ассоциировать и которых он в избытке наблюдал во время съемок и полевых исследований в Сирии. Рисуя героический портрет, Хейнеман вытягивает из Пайк все, чтобы показать ее не бронебойной машиной, а очень уязвимым человеком — с посттравматическим расстройством, болячками, внутренним беспокойством и тягой к объективным фактам. Хейнеман постоянно сталкивает ее с мирной реальностью так, что очень одинокая Мари сама несется на поле боя с незализанными ранами. «Частная война» — драма о самоубийственной миссии, важнейшее кино о войне с женским прототипом (а женщины тоже воюют — вспомните «Цель номер один») и один из лучших фильмов о войне как преодолении травмы. На наших глазах Мари теряет надежды и смыслы, так что скоропостижная смерть кажется пощадой.


Смотреть? Да

«Вокс люкс»

Режиссер: Брэйди Корбет

В ролях: Натали Портман, Стэйси Мартин, Джуд Лоу

Спорная драма о поп-звезде с Натали Портман с саундтреком Сии

В конце 90-х подросток со странной фамилией Эктив открывает стрельбу по одноклассникам. Занимавшаяся музыкой Селеста встает под пули и обещает помолиться с убийцей, если он отпустит детей. Селеста получает выстрел в горло, ложится в больницу, где при поддержке старшей сестры (Стейси Мартин) начинает сочинять песни. Одну из песен она исполняет на встрече памяти погибших детей и попадает в объективы камер — ролик становится вирусным. Селесту находит продюсер и агент (Джуд Лоу), тащит в студию записывать хит, потом на лейбл, а позже — в Стокгольм снимать первый клип. Девочка становится сенсацией. Мы увидим ее снова в 2017-м — наглая и самоуверенная суперзвезда, которой все сходит с рук (Натали Портман), она будет готовиться к решающему концерту по случаю выхода шестого альбома «Вокс люкс». Натали Портман играет звезду на пределе, которая пашет на четвертом десятке, втиснутая в график концертов и релизов, — профессия и вдохновение в ее истории разошлись давным-давно.

На счету автора фильма Брэди Корбета неоднозначный байопик «Детство лидера» абстрактного фашистского диктатора (в биографии которого угадываются все лица тоталитаризма XX века) и роли в «Забавных играх», «Меланхолии» и «Загадочной коже». В шоке от теракта в парижском клубе «Батаклан» Корбет написал историю о поп-иконе, чья звезда взошла на волне ажиотажа и паники будущего: хронология фильма выстроена очень четко от массовых расстрелов в Колумбине к мейнстримным поп-шоу сегодняшнего дня. С популярной музыкой действительно случилось нечто необратимое, о чем сейчас пишут ведущие музыкальные журналисты — Джон Сибрук («Машина песен. Внутри фабрики хитов»), Стивен Уитт («Как музыка стала свободной») и Саймон Рейнолдс («Ретромания»). Брэди Корбет позвал на саундтрек Сию, которая написала прилипчивые хиты по всем правилам, и связал в одном фильме одновременную зачарованность публики перед танцами условной Леди Гаги и войной в Сирии. Эти истории давно соседствуют в наших лентах новостей, а хиты Кендрика Ламара собирают больше перепостов, чем шествия Black Lives Matter. «Вокс люкс» со своей простой аналогией — об этом.

Местами послание Корбета кажется совсем лобовым и претенциозным — будь то цитирование «Фауста» в финале, насупленный закадровый голос Уиллема Дефо или обобщения в духе «Селеста потеряла девственность одновременно с Америкой». И «Вокс люкс» мог бы раздражать таким тоном, если бы не сухо констатировал происходящее. Безнаказанное хамство поп-икон, невидимые продюсеры и авторы песен, звезда как эталон собранности на сцене и несносный человек в повседневности. В «Вокс люксе» достаточно небольших и точных наблюдений о том, что текст поп-хита звучит как молитва, каждый концерт становится проповедью, а деньги — не то, чего стесняются звезды. Селеста — функция забвения для ее публики — устроена не сложнее собственных песен, и «Вокс люкс» — в первую очередь кино об искусственном шуме: этот шум нужен, чтобы отвлекать от мыслей и дать сладкую пилюлю от бед, с которыми в одиночестве справиться невозможно.


Смотреть? Да

«Ван Гоги»

Режиссер: Сергей Ливнев

В ролях: Алексей Серебряков, Даниэль Ольбрыхский

«Позвоните родителям» от сценариста «Ассы» и «Страны глухих»

После неудачной попытки самоубийства сын (Алексей Серебряков) приезжает из Израиля в Прибалтику к отцу-дирижеру (Даниэль Ольбрыхский). Известный человек с дурным характером, он использует когда-то любимую женщину как домохозяйку и сиделку (Елена Коренева) и то и дело бросает сыну реплики об эгоизме и неблагодарности. Никогда не будучи человеком семейным, отец наставляет уже взрослого ребенка — как ему любить, зачем заводить семью — и затевает неудобные разговоры о следе, оставленном после себя. Сын же замечает трясущиеся руки отца и его временные выпадения из реальности: врач констатирует очевидную болезнь Альцгеймера и необходимость постоянной заботы. Какой бы мучительной и вынужденной ни была новообретенная семейная близость, двое проведут критически много времени вместе, чтобы настроиться друг на друга.

Притча о двух эгоистах — возвращение в режиссуру Сергея Ливнева, придумавшего фабулу «Ассы», «Страну глухих» и снявшего два диких русских фильма 90-х «Кикс» и «Серп и молот». В «Ван Гогах» невозможно отыскать и тени смелости и сумасбродства прошлых опытов Ливнева, как и его продюсерской карьеры в «Гитлер капут!», «Служебном романе. Наше время» и «Ржевском против Наполеона». Это очень консервативное и усталое кино, данное на откуп двум именитым актерам: Серебряков и Ольбрыхский пытаются переиграть друг друга, показательно соперничают и разыгрывают написанный наболевший конфликт как череду домашних дрязг.

Это неспокойное кино не в силу своих достоинств, даже при условии, что написано по личному опыту, о чем Ливнев откровенно рассказывает в своих интервью. Двое бранящихся упрямых людей (в компании выдающихся актрис на втором плане: Коренева, Немоляева, Негода) — безусловно, портрет кризисной родины, где люди (необязательно разных поколений) в принципе разучились говорить и слушать и предпочитают брюзжать и нападать друг на друга. Но иллюстративность Ливнева, в которой нельзя было заподозрить его остроумные, едкие и до сих пор актуальные ранние фильмы, убивает зрительское любопытство и губит все живое, что изредка мерцает в этом кино.


Смотреть? Нет


Обложка: «Russian World Vision»