«Стертая жизнь»

Boy Erased

режиссер: Джоэл Эдгертон

В ролях: Лукас Хеджес, Николь Кидман, Рассел Кроу

Подавляющая драма о конверсионной терапии для гея-подростка

Проповедника-бизнесмена (Рассел Кроу) и его идеальную жену (Николь Кидман) смущает никак не вписывающийся в их традиционный взгляд на мир Джаред (Лукас Хеджес, восходящая звезда с ролями в «Леди Бёрд», «Манчестере у моря» и «Середине 90-х»). Его помещают в экспериментальный христианский лагерь под начало самопровозглашенного целителя (режиссер фильма, австралийский актер Джоэл Эдгертон). Лагерь устроен как секта с нагнетанием чувства вины: несколько десятков подростков подвергаются унижениям и муштре разных видов, чтобы «заслужить обратно любовь Господа». В день знакомства основатель лагеря сравнивает заблудшую христианскую душу подростка с рваной купюрой доллара без уголка. В его трактовке недостающий кусочек доллара не означает, что он больше не имеет ценности: купюру всегда можно склеить, а гомосексуальность — подавить. На спортивных занятиях ребят берут на слабо, в псевдопсихологических классах разбирают наследственность родительских грехов, во время групповых сессий как бы лечат провокациями.


Читать также

20 новых фильмов про ЛГБТ+

перейти

«Стертая жизнь», что по-настоящему больно, основана на реальной истории о так называемой конверсионной терапии, которую продают традиционно настроенным родителям как рехабы, где можно исцелиться от порочных сексуальных пристрастий. В автобиографии автор вспоминает о механизмах секты, вымогающей у родителей большие деньги за вымышленный результат — ни сессии травли, спровоцированные наставниками, ни спортивные занятия, ни сеансы воспитания мужественности и женственности, разумеется, ни к какому прогрессу привести не могут. Зато стыд, тайны, обиды и предательства — на каждом шагу.

Фильм трудно смотреть из-за дидактизма, но в нем много интересных наблюдений за тем, как функционируют закрытые общества, где взрослые доминируют над подростками — неважно, под каким прикрытием. Лозунги «fake it till you make it», упражнения по «нравственной инвентаризации» и опора на христианское учение для оправдания репрессий — горькая пилюля от гомофобии и важная история от первого лица, которой давно пора прозвучать.


Смотреть? Да

«Закатать в асфальт»

Dragged Across Concrete

режиссер: С. Крэйг Залер

В ролях: Мэл Гибсон, Винс Вон

Неторопливый боевик с Мэлом Гибсоном о копах, решившихся на крайность

Коп Бретт (Мэл Гибсон) приближается к 60-летию в трудных обстоятельствах. Больная жена вынуждена сидеть дома и принимать лекарства даже для того, чтобы почистить картошку, на милую дочку нападают на улице пятый раз за год (нападающие — темнокожие). «Никогда не думала, что стану расисткой, пока не переехала в этот район», — горько усмехается жена на кухне; оба подумывают переехать, но не на что.

Только что Бретта отстранили от работы после жестокого задержания латиноамериканского драгдилера: соседи сняли, как на уличной лестнице Бретт проламывает ему голову ботинком до хруста. Босс в полиции и когда-то напарник Бретта просит его подумать о своем поведении, иначе скоро он превратится в «асфальтовый каток с шипами, заправленный желчью». Бретт решает отправиться на дело по наводке как гражданский, взяв с собой молодого напарника с итальянской фамилией (Винс Вон) и тоже непростой финансовой ситуацией. Все вроде бы просто: им нужно последить за бандой грабителей — и оба пока не знают, на какое преступление они идут. Один из участников будущего ограбления — недавно вышедший из тюрьмы преступник (Майкл Джей Уайт), пообещавшей матери расквитаться с долгами.

Почти трехчасовой фильм С. Крэйга Залера — совсем не классическое кино про ограбление банка, так же как и его «Костяной томагавк» не был типичным вестерном, а «Драка в блоке 99» — драмой о выживании в тюрьме. Местами внезапно кровавое (очень смешная перестрелка в банке), местами еле ползущее кино отрицает не только всю романтику Бонни и Клайда, но и вообще логику проката — такой хронометраж в кинотеатре могут себе позволить разве что «Мстители».

У «Закатать в асфальт» есть шансы разочаровать всех сразу: и фанатов Гибсона, и тех, кто ждет динамичный экшен, и особенно зрителей, случайно зашедших на название и постер. И в той же степени очаровать. Неторопливый фильм напичкан шутками, которых избегают в мейнстриме: баб и мужиков между собой не отличить, жвачку жуют коровы и имбецилы, «я не расист, в День Мартина Лютера Кинга я заказываю черный кофе», «у моей жены два брата-психотерапевта и три сестры в адвокатуре». Все это, как и Мэл Гибсон, — привет из исчезающего мира, чьи герои куда больше похожи на асфальтовые катки: их след простыл, а новые на их месте выросли совсем другими. Каждый раз, когда Винс Вон ругается, кровоточащий глаз заклеивают жвачкой, а пули пробивают руки и ноги до багрового фонтана, в голове пробегает дежавю из эры видеокассет: главное и часто единственное дело тех персонажей с летающими ногами и руками было убедительно закатать кого-то в асфальт. Ну и фильм с финалом «Может, хочешь суши на ужин?» — роскошь для наших дней.


Смотреть? Да

«В объятиях лжи»

Greta

режиссер: Нил Джордан

В ролях: Изабель Юппер, Хлоя Грейс Морец

Обаятельный и едкий триллер с Изабель Юппер и Хлоей Морец про детей и родителей

Во всех отношениях милая Фрэнсис (Хлоя Морец) приезжает на Манхэттен жить с подругой и устраивается работать в ресторан официанткой. Подруга (уморительная Майка Монро) — дочь богатых родителей, которые купили ей лофт в Трайбеке, — предупреждает, что таких наивных людей, как Фрэнсис, Нью-Йорк жрет с потрохами. Фрэнсис находит в метро изящную сумочку с документами на имя Греты Хедиг (Изабель Юппер) — бруклинской леди, которая живет одна и любит играть Листа на пианино. Они быстро сближаются: Грета потеряла мужа и дочь, Фрэнсис за год до этого осталась без мамы. Во время одного из ужинов Фрэнсис выясняет, что Грета общается и знакомится не только с ней, разбрасывая сумочки по городу, но способа отвязаться от Греты уже нет. Как говорит дьявольская героиня Юппер: «Мне свойственно прилипать, как жвачка».


Читать также

На грани нервного срыва: 20 триллеров про девушек в беде

перейти

Нил Джордан («Завтрак на Плутоне», «Жестокая игра») не выпускал фильмов несколько лет — при случае посмотрите его последнюю полубезумную «Византию» и сериал о Борджиа под его начальством. «В объятиях лжи» — замечательный камбэк с отличным знанием законов триллера (их Джордан делает с 80-х) и безграничным стебом над собой в кино. Юппер с ведьминскими черными ногтями — необъяснимая Она из фильма Верховена, точно немного пианистка Ханеке и героиня, с чьим пристальным взглядом зеленых глаз не хочется столкнуться. Достается Венгрии, Ференцу Листу, вину шабли, мизинцам, собаке и даже немного Эйфелевой башне. Джордан бесстыже рассыпает жирные намеки, колдует с героинями и делает из истории о дьяволице (которую подробно анонсирует и спойлерит уже трейлер) кино, восхищающее на всей своей протяженности — освежающее, бодрое и уморительно сыгранное.


Смотреть? Да


Обложка: «Вольга»