«Хеллбой»

Hellboy

Режиссер: Нил Маршалл

В ролях: Дэвид Харбор, Иэн МакШейн, Милла Йовович, Марк Стэнли

Удачный экшн про рогатого героя в лучших традициях кино категории Б

Как мы знаем, почти в финале Второй мировой войны фашисты наняли Распутина, чтобы получить оружие массового уничтожения, а получили маленького Хеллбоя — об этом вкратце рассказано в новой части для тех, кто, видимо, пропустил первую и вторую. Спасенный и воспитанный приемным отцом, Хеллбой успел неоднократно спасти мир от конца света — в истории его новой войны есть мифология Короля Артура и ведьмы, дремавшей полторы тысячи лет.

Хеллбой (Дэвид Харбор) продолжает отслеживать оборотней, когда в Мексике находит коллегу Рауля, укушенного вампирами. По новым данным разведки, активизировалась Кровавая королева (очень смешная Мила Йовович прямиком из «Обители зла»), которую Король Артур победил и разрубил на куски, разбросав по разным частям Англии. Для того, чтобы включиться в борьбу, королеве Нимуэ необходимо собрать себя по частям при содействии гигантского покорного кабана Груагаха: тот, легко поведясь на рассказы о колдовстве, бродит по аббатствам и подвалам и собирает руки–ноги в кованых сундуках.

Хеллбой в это время воюет с троллеподобными гигантами, считает трупы и знакомится с провидицей Элис (прямо как «Алиса из Зазеркалья» — восходящая американская звезда Саша Лейн): она зарабатывает гаданием на таро и столоверчением с духами мертвых. В компании Элис и боевика-оборотня Хеллбой отправляется на большую кровавую войну с участием Бабы-Яги, отвратительных слепых ведьм с зашитыми глазами, членов закрытых мистических обществ и Бюро паранормальных явлений, на которое работает. Будет много бега, шустрых драк и криков «пошел на хер!»

Начать стоит с того, что авторы третьего «Хеллбоя» — ни минуты не Гильермо дель Торо, никаких гигантских заслуг не имеют и иллюзий по поводу себя явно не питают. Режиссер последний десяток лет снимал эпизоды хороших сериалов («Игра престолов», «Ганнибал», «Мир Дикого Запада»), сценарист придумал неплохой сериал «Эврика», но и это было сто лет назад. Даже трейлер не обещал ничего хорошего: смонтированные вместе угловатые драки и шутка про Козерога и больную суку мерещились приветом из прошлого и глупостью категории Б, которую под чипсы брали в видеопрокате в далекие 90-е. «Хеллбой», по сути, это и есть, и это восхитительно.

Гигантский кабан рассыпает по сторонам «похер!» и «нахер!» (настоящее спасение русского дубляжа). Баба- Яга ест борщ с детскими пальчиками и делает комплимент хеллбоевским «глазам цвета мочи». Агент-оборотень мутирует в боевую кису. Гиганты-гоблины, увешанные цепями и автомобильными шинами, дерутся. Колдун Мерлин выглядит как ряженый из «Монти Пайтона». А кровавое месиво с участием обитателей ада за минуту экранного времени смешит больше, чем большинство кино-апокалипсисов: в Лондоне, помимо прочих, встречаются разорванные надвое прохожие и орущие подростки, пронзенные чьими-то заостренными лапами.

Не боящийся быть тупым, кровавый, шустрый и показательно безвкусный фильм не выпячивает идеологию, не множит сущности и не стесняется идиотских диалогов и сцен, за которые мы любим дурацкое развлекательное кино. Глаза вываливаются, кровь хлюпает прямо на зрителей, гадкие слюни и блевотина забрызгивают интерьеры готических соборов. Что бы ни происходило в оригинале, дубляж сделан так самобытно, что кретинические панчлайны валятся на зрителя несколько раз в минуту. Так, кажется, не шутили со времен «Горячих голов» и «Тупого и еще тупее».

Если в первые десять минут еще есть скепсис перед неровным гримом Хеллбоя и Милой в роли главной злодейки, то после половины фильма «Хеллбоя» хочется целый сезон, как «Игру престолов». «Люди променяли острие меча на музыкальные телешоу», — брюзжит Кровавая королева с пультом в гниющей оторванной руке, пока послушный кабан приносит ей на диван правую ногу. Хеллбой, конечно, во многом не острие меча, но точно создание поинтереснее большинства музыкальных шоу. Очень редкое и удивительное чувство, когда после глупого и резвого фильма хочется купить билет и пойти снова на следующий же сеанс.


Смотреть: Да

«Высшее общество»

High Life

Режиссер: Клер Дени

В ролях: Роберт Паттинсон, Жюльет Бинош, Андре Бенджамин, Миа Гот

Медитативное кино о Роберте Паттинсоне в космосе с самоубийственной миссией

Неопределенное будущее. Человечество научилось преодолевать космическое пространство с новой скоростью, и к черной дыре отправили корабль обреченных. Преступники, маргиналы и прочие недолюди, на которых на Земле уже нет надежды, попали в заложники глобального проекта — узнать о потенциале черной дыры: предполагается, что из нее можно добывать энергию.

Они уже научились перерабатывать все жидкости в питьевую воду, растят на космической станции еду на собственном огороде (наверняка органическую), а также работают кроликами в эксперименте полубезумного врача — не столько ученой, сколько ведьмы (Жюльет Бинош). Она осматривает девушек на предмет фертильности, просит мужчин сдавать сперму и мечтает, что будет первой, кто вырастит новорожденного на космическом корабле. Отчего-то от опыта оберегают Монти (Роберт Паттинсон), сосредоточенного, не очень общительного космонавта, больше прочих согласного на вынужденное одиночество. Самая ярая противница беременности и родов — Бойз (Миа Гот), харизматичная, а вдобавок еще и самая своенравная, которая тоже играет в этой истории важную роль.

Француженка Клер Дени — тот случай, когда говорят «режиссер для критиков, а не для зрителей». Объяснять киноведам заслуги Дени не требуется — все и так все понимают. Зрительские рейтинги у Дени объяснимо и стандартно средние: ее фильмы никуда не торопятся, ничего не хотят никому доказать, но постоянно переворачивают жанр. «Высшее общество», заявленное как фантастика, не воспримется как фантастика теми, кто ждет «Интерстеллар», «Прибытие» или «Гравитацию». Вдохновляясь скорее «Солярисом» Тарковского, Дени не имеет амбиций Кубрика. По сути дюжина человек в скудном псевдофутуристическом интерьере проживают перед нами монотонно-загадочную жизнь, ритуалы которой нам так и не объяснят до конца. Их преступления, кстати, тоже останутся загадкой. Зато будут щенки, изнасилование и внезапная кровавая драка с лопатой.

На следующий день после публикации первой фотографии черной дыры «Высшее общество» смотрится как фильм об обещании большого будущего при полной неизвестности: что несет большой золотой круг в темноте не знаем ни мы, ни герои фильма. Списанные за ненадобностью, неудобные, порицаемые и отторженные благополучным обществом аутсайдеры, сдающие сперму на маршруте в вечность, — такую фантастику и такое будущее, по мнению Дени, и заслужило человечество.


Смотреть: Да

«Апокалипсис сегодня»

Apocalypse Now

Режиссер: Фрэнсис Форд Коппола

В ролях: Марлон Брандо, Мартин Шин, Роберт Дювалл, Фредерик Форрест

Один из главных киношедевров о войне на большом экране, впервые в России

Капитан Уиллард (Мартин Шин) топит посттравматический синдром в алкоголе, спит в сайгонском отеле, вспоминает прошлые бои и живет в забытии между спецзаданиями. Его новая миссия — отыскать в заброшенных камбоджийских джунглях сумасшедшего полковника Курца (Марлон Брандо), героя войны, который бежал и создал что-то среднее между личным войском и сектой, переманив на свою сторону растерянных вояк. Предыдущий офицер из команды Уилларда так и остался в джунглях и не вернулся к жене.

Небольшая группа на спецзадании — несколько мужчин самого разного происхождения и опыта — плывет по Меконгу, чтобы увидеть Курца своими глазами. Демонический предводитель, возможно, и сошел с ума, но рассуждает о войне как человек с уникальным и трагическим опытом, чей моральный камертон взорвался от увиденного в зоне боевых действий. Уиллард увидит в Курце себя на два десятка лет старше, а Курц в Уилларде — себя молодого.

Эпик о бесконечной войне по мотивам «Сердца тьмы» — самый мучительный, важный и долгоиграющий проект Фрэнсиса Форда Копполы, который потерял на съемках «Апокалипсиса» друзей, деньги и нервы. Лучше всего о рабочем процессе грандиозного фильма рассказано в доке «Сердца тьмы: Апокалипсис кинематографиста»: в нем не только подробно описан производственный ад фильма, но и охвачена фигура Копполы, которому на днях исполнилось 80 лет.

Рекламировать «Апокалипсис сегодня» кажется лишним: монолог полковника Курца спустя многие десятилетия — часть общего культурного кода. Но что точно умолчать нельзя — фильм, так и не показанный в конце 70-х в СССР на большом экране, наконец получает в нашей стране широкий прокат. С антивоенным манифестом для больших экранов с ковровыми бомбардировками в тропиках, под Джима Моррисона и Рихарда Вагнера, в темном зале кинотеатра мало что сравнится. Это настоящее киноманское удовольствие.


Смотреть: Да


Обложка: «Русский Репортаж»