«Люди Икс: Темный Феникс»

Dark Phoenix

Режиссер

Саймон Кинберг

В ролях

Джеймс МакЭвой, Майкл Фассбендер, Дженнифер Лоуренс, Николас Холт, Софи Тёрнер

Софи Тёрнер в роли огненной суперсилы, которой по силам все. Хорошее (кто бы что ни говорил) продолжение нынешней итерации франшизы о Людях Икс.

Во время космической экспедиции одна из Людей Икс Джин Грей (Софи Тёрнер — Санса из «Игры престолов») пропадает после взрыва, а потом неожиданно возвращается на Землю, наполненная огнем. Теперь сила ее гнева неподвластна даже ей самой: Джин трескается и воспламеняется, даже когда просто теряет душевное равновесие, и, в принципе, может буквально испепелить мир, не рассчитав силы. Пока другие Люди Икс под руководством авторитарного профессора Чарльза Ксавье (Джеймс МакЭвой) пытаются вразумить Джин, за ее суперсилу начинают бороться инопланетные захватчики (они похищают души людей, принимая их облик: во главе миссии стоит загадочная героиня Джессики Честейн с выбеленными волосами и бровями). В отличие от Людей Икс, обращающихся к чувству вины и долгу, она пытается воззвать к идентичности Джин, осторожно нашептывая ей тезисы о предназначении — стоит ли играть в игры спецслужб и работать на благо человечества, или пора действовать только от своего имени?

За Джин, как это и положено супергероине, стоит трагическая детская история — разрушительная сила стала причиной семейной автокатастрофы, в которой девочка лишилась родителей и после попала в приют Людей Икс. Пока она будет докапываться до корней и управляться с новообретенной суперсилой, команда Людей Икс возьмет на себя спасение Земли от огромной армии видоизменившихся инопланетян с планом истребления всех и вся.

Лояльность к «Людям Икс», как и любой супергеройской истории, в первую очередь продиктована симпатиями зрителей. Мне франшиза даже в самых слабых местах всегда нравилась: разные и по-настоящему маргинальные супергерои отлично смотрелись в команде — и все, от Николаса Холта до оскароносной Дженнифер Лоуренс, остаются здесь большими актерами, даже выдавая комиксовые реплики. Продюсер «Логана», «Дэдпула» и «Марсианина» Саймон Кинберг смотрится в режиссерском кресле на своем месте: он чувствует ДНК истории и отлично понимает, как не запороть продолжение давно существующего проекта со своим фандомом.

В «Темном Фениксе» нет затянутых драк и неоправданных политкорректных поворотов сюжета, зато на высоте визуализация: крупные планы потрескавшейся от гнева огненной Софи Тёрнер куда ближе к портретам Возрождения, чем к обычным образам супергероинь, а ее дилемма между служением и собственными эмоциями обоснована точными флешбэками. Настоящее приобретение фильма — Джессика Честейн, актриса Терренса Малика и Кэтрин Бигелоу, прежде не замеченная в супергеройском кино. Здесь она не просто отрабатывает непривычно крупный гонорар, но действительно создает принципиально новую героиню: ее грация в фильме — что-то из мира большого кино и настоящего актерского искусства, которое не растворяется в окружении CGI или в простых монологах о том, как важно признаться себе в том, кто ты на самом деле.

Крепкий летний блокбастер, который может приятно удивить, если вы ничего не ждете или ждете приличное продолжение давно любимой истории про Мистик и супергероя-оборотня.


Смотреть? Да

«Рокетмен»

Rocketman

Режиссер

Декстер Флетчер

В ролях

Тэрон Эджертон, Джейми Белл, Ричард Мэдден, Брайс Даллас Ховард

Отцензурированная для России (без наркотиков и гей-любви) история становления великой поп-звезды

Маленький Реджи вырос в британском пролетарском окружении, где равнодушная и корыстолюбивая мать (очаровательная и одновременно омерзительная Брайс Даллас Ховард) живет с холодным отцом ради сохранения видимости семьи. Папа никогда не обнимает Реджи, стыдит его за излишнюю эмоциональность и сквозь пальцы смотрит на очевидный музыкальный талант. Единственный человек, который видит в Реджи будущего артиста, — его бабушка, и фортепиано ожидаемо становится его спасением от домашней тирании и отторжения родственников. Подростком Реджи работает на аккомпанементе, ворует имя Элтон у коллеги, а Джон — у Леннона и по объявлению находит музыкального партнера на всю жизнь: Берни (Джейми Белл) с первых альбомов пишет тексты песен Элтона (Тэрон Эджертон).

С безумными костюмами и фантастической энергетикой на выступлениях к артисту приходит огромная популярность и невероятное богатство, параллельно с осознанием, что он гей и все партнерства с женщинами — фейк и самообман. Из-за сильнейшей влюбленности Элтон вляпывается в многолетний мучительный роман с манипулятором-продюсером (Роб Старк из «Игры престолов», опять), спонсирует обнаглевшую мать и даже приезжает в гости к отцу, который нашел счастье в новой семье — если в случае такого сухаря, как он, слово «счастье» в принципе уместно.

Главное чувство, которое давит Элтона сквозь годы с концертами под конфетти, — брошенность и тоска по ласке и безусловной любви. С частотой, с которой Элтон меняет эксцентричные образы, он вспоминает всех близких, кто сделал ему больно, садится на наркотики и попадает в рехаб. Дальше — долгий путь к себе и личному счастью, которое российские прокатчики неаккуратно вырезали, чтобы фильм угождал закону о «пропаганде гомосексуализма среди несовершеннолетних» (что вдвойне абсурдно, учитывая, что фильм проходит под маркировкой 18+).

«Рокетмен» имеет все шансы стать главным праздником лета: мюзикл, где на судьбоносные моменты жизни Элтона наложены отлично исполненные хиты от «Rocketman» до «Tiny Dancer» — дофаминовая прививка и, пожалуй, лучший способ обойтись с заезженными суперхитами. Эджертон не просто перевоплощается в Элтона, а очень точно передает переход из юношеского возраста в зрелость через позу, выражение лица, совершенно особенные интонации, по которым моментально отличаешь совсем молодого и уже немолодого человека.

Отчаяние, усталость, разочарование — все это передается через органику и язык тела, с которым актер работает точно и очень деликатно. Вообще же форма рассказывать песнями о сложностях личного пути — довольно лобовая (вспомните «Богемскую рапсодию», которую доснимал постановщик «Рокетмена»), но карнавал, на который настраиваешься в самом начале, это не портит.

Как ни странно, больше всего «Рокетмен» похож на последний фильм Гаса Ван Сента «Не волнуйся, он никуда не уйдет». Та же дорога исцеления под влиянием группы поддержки, те же нерешенные отношения с родителями, мешающие любить и получать любовь здесь и сейчас, тот же деструктивный предел, после которого необходимо звать на помощь. Ближе к концу «Рокетмен» перегибает с исповедальностью, но крутящийся рояль и ботинки в стразах спасают все.

Главный минус — трусливый монтаж на титрах, где никто не говорит о долгожданном личном счастье Элтона Джона и браке с мужчиной. Но все внимательные зрители считают и неприкрытую гомофобию в судьбе Элтона («Ты никогда не познаешь нормальную любовь!» из уст матери, что резонирует с официальной российской повесткой), и разрушительную силу общественного неприятия. Что там ни режь, «Рокетмен» остается совершенно однозначным высказыванием о том, что любая официальная ложь мешает жить и делать яркие и самобытные вещи.


Смотреть? Да

«Вита и Вирджиния»

Vita & Virginia

Режиссер

Чания Баттон

В ролях

Джемма Артертон, Элизабет Дебики

Слишком буквальная мелодрама о романе Вирджинии Вулф с ее эмансипированной современницей

В Британии первой половины XX века опаснее всего прослыть социалисткой и лесбиянкой, и писательница Вита Сэквил-Уэст (до обидного мало играющая Джемма Артертон) вынуждена постоянно стыдиться поездки не в те гости и спонтанного романа с одной из своих подруг. Ее муж — клозетный гей — имеет официальную должность, вынужден шифроваться и отчасти поэтому относится к поведению жены с относительным пониманием. Их главное светское занятие — изображать благопристойную пару, чтобы мама Виты (камео восхитительной Изабеллы Росселлини) снабжала их деньгами и со скандалом не отняла детей.

Во время одной из салонных встреч Вита знакомится с Ванессой и Вирджинией Вулф (Элизабет Дебики): женщины известны в обществе фривольностью, а Вирджиния еще и много лет живет с порицаемым душевным расстройством — врач чуть ли не открыто объявляет ее психические проблемы «бешенством матки». Покой и рабочее творческое состояние Вирджинии поддерживает ее муж — один из самых прогрессивных мужчин своего времени, которому не свойственны ни сексистские комментарии, ни обвинения жены в мучительной болезни. Вирджиния с порога заявляет, что борется с Джойсом и вкладывается в новую книгу, которая должна стать не просто хорошей, но и обсуждаемой.

Роман Виты и Вирджинии начинается очень осторожно: Вита куда более темпераментна, Вирджиния — отстранена и испугана за свою неприкосновенность и независимость. Их отношения развернутся в страстной и поэтичной переписке, где обе женщины смогут выразить то, о чем так не принято говорить с глазу на глаз.

Как большинство свежих профембайопиков («Колетт» или, скажем, «Танцовщица»), «Вита и Вирджиния» дает новую оптику на биографию Вулф, чья сексуальность определила ее прозу, но не то чтобы активно осмыслялась в мейнстриме. Но, как большинство фильмов в категории женской биографии, фильм гораздо лучше обслуживает образовательные и социальные потребности, нежели является собственно кино, которое остается со зрителем после финальных титров.

Это точно не «Часы» Стивена Долдри или «Орландо» Салли Поттер, а обширный комментарий о нравах и общественной дискуссии Британии той эпохи. Ханжество, необходимость маскировать любые не вписывающиеся в благопристойность отношения, зависимость от коллективного мнения и постоянная опасность порицания даны в диалогах вокруг двух женщин. Важная литературная часть фильма — собственно, переписка Виты и Вирджинии — подана довольно сухо и банально, через строчки на бумаге и крупные планы.

Обе актрисы справляются с ролями великолепно, но режиссер не то чтобы понимает, как использовать все достоинства доверившихся ему артисток, чтобы форма подачи хоть немного приближалась к большой литературе, которой нас наградила Вулф. С другой стороны, для каждого режиссера это был бы огромный вызов и почти неподъемная задача, а особенно для режиссера, находящегося только в начале своего пути.


Смотреть? Возможно