«Курск»

Kursk

Режиссер

Томас Винтерберг

В ролях

Маттиас Шонартс, Леа Сейду, Петер Симонишек, Аугуст Диль, Макс фон Сюдов, Колин Ферт

Болезненная драма об одной из главных русских трагедий XXI века

Жители поселка Видяево живут морем и знают о нем все: здесь никто не видит для себя другого предназначения, кроме как быть моряком или женой моряка. Подводник Михаил Аверин (европейский актер Маттиас Шонартс, с каждым годом все больше похожий на Путина) женит близкого друга со словами, что каждая жена подводника знает, что такое терпеть, ждать и надеяться на лучшее. В Видяеве задерживают зарплату и даже на свадебный стол нужно собирать деньги, отдавая часы в залог.

У самого Михаила есть маленький сын и жена Таня (замечательная при кажущейся на первый взгляд неуместности Леа Сейду), ждущая второго ребенка. Опускающаяся под воду подлодка «Курск» — один из трех уцелевших экземпляров своего вида (на западном флоте шутят: «Слава богу, что русские перестали делать по лодке каждый год»). После взрыва в носу подлодки выжившие в корме (несколько десятков человек) остаются в холоде и темноте наедине друг с другом. Замерзая, они будут хором петь служебную «У моряка и сердце твердо, и рука», снова и снова рассказывать анекдот про белого медвежонка и ждать помощи извне.

Тонущий «Курск» находят британский и норвежский флоты и стремительно предлагают помощь российским властям, но те, как известно, защищают военную тайну и боятся унижения. Британский капитан Дэвид Расселл (Колин Ферт) настаивает на встрече с российским военным командованием, вызванивает знакомого адмирала Грудзинского (чуткий Петер Симонишек из «Тони Эрдманна») и пытается выяснить, что мешает российским властям принять помощь со стороны. Грудзинский вздыхает, что никто из гордости не попросит о помощи, пока сам не «попытается несколько раз сделать невозможное». Пока судьба выживших на «Курске» будет висеть на волоске, испуганных жен и матерей настроят, что их единственный долг — ждать и надеяться: на флоте умирают постоянно.

На новом витке холодной войны было бы ожидаемо встретить стереотипный фильм о плохих русских, которые во всех своих бедах виноваты сами. Но западные лица говорят в дубляже пронзительными русскими голосами, а актерская команда меньше всего похожа на сборную суперзвезд — они эмпатичны, сдержанны, уместны и не зациклены на формальном героизме, который в победоносных сагах пестует отечественный Минкульт. Датчанин Томас Винтерберг собирает международную команду, чтобы сделать примерно то же, что удалось создателям «Чернобыля», — рассказать на дистанции о катастрофе в стране, где интересы государства всегда были выше человеческих жизней.

Снимать историю выживания, финал которой известен заранее, — это режиссерский вызов: после гибели моряков в Баренцевом море без отцов остался 71 ребенок — о них не думал никто, кроме их родителей. Винтерберг постепенно разворачивает драму о бесправии и всепроникающей лжи, которая начинается на местах и разрастается до федеральных каналов и шуток про «она утонула». Минута за минутой фильм объясняет, сколькими способами людей можно было бы спасти: правильными тренингами по безопасности, хорошим снаряжением и техподдержкой, быстрыми спасательными работами, способности к кооперации, но главное — прозрачностью системы и уважением к семьям пострадавших. «Курск» — фильм, над которым сложно не пролить слез, зная, как трагедию стерли из народной памяти формальными мизерными компенсациями, информационной манипуляцией и банальным молчанием.


Смотреть? Да

«Та еще парочка»

Long Shot

Режиссер

Джонатан Левин

В ролях

Шарлиз Терон, Сет Роген

Милый ромком о кандидатке в президенты, влюбившейся в своего спичрайтера: Роген и Терон в деле

Корреспондент бруклинской газеты Фред Фларски (Сет Роген) по редакционному заданию внедряется в стан ультраправых и даже набивает себе свастику на предплечье, но его довольно быстро раскрывают, обнаружив фотографию в интернете. Сбежав от банды, Фред выясняет, что его небольшая независимая газета продана крупному холдингу со сволочным владельцем. На вечеринке, куда его приводит старый друг, Фред встречает давнюю знакомую — высокую и неотразимую Шарлотту Фид (ослепительная, что уж там, львица Шарлиз Терон). Шарлотта — госсекретарь США, доработавшаяся до того, что выдвигается на пост президента. Предыдущий президент — самовлюбленный популист — заскучал в политике и собирается уйти в кинопроизводство.

На предвыборной встрече штаб Шарлотты разбирает ее слабые места: хуже всего дело обстоит с шутками и приветственным маханием рукой. И именно тут может пригодиться Фред Фларски, оставшийся почти без работы: его задача — писать речи с остротами и объяснять кандидатке все самое важное про поп-культуру, чтобы достучаться до избирателей. Фреда с Шарлоттой сближает одна трогательная история из детства: когда-то недосягаемая блондинка очень нравилась застенчивому еврейскому мальчику, но у нее, конечно же, был бойфренд постарше, а у него — нелепый подростковый стояк.

Комедия про женщину-президента — то, чего еще, кажется, не было в мейнстриме, даже несмотря на общий фемповорот. На «Той еще парочке» собралось несколько интересных фигур: режиссер неплохого, но местами слишком сопливого «50/50» и провального «Дочь и мать ее», продюсер сериала «Девочки» и сценаристка «Секретного досье». Получилось что-то среднее между политической сатирой «Вице-президент», комедией «Немножко беременна» и фильмом «Выборы» — история о том, как важно сделать личное политическим и наоборот.

При всей нелепости дуэта Рогена и Терон вместе они работают как идеальная команда — не только как герои, но и как актеры. Терон — с выпрямленной спиной, ледяная и в деловых блузках; Роген — в глупой яркой ветровке и с бескомпромиссными статьями про то, как «двухпартийная система сосет сразу два члена». Их романтическая линия кажется вымученной, пока не окунаешься в жизнь политического кандидата, где все делается ради страны и ничего — ради себя. Как говорит главная героиня: «Кто согласится кататься по миру и ждать, пока ему уделят пять минут?» Только человек, не отступающий от нее ни на шаг и пишущий ей речи.

Историю о женской силе и мужской поддержке почти не испытывают извне: финальное интервью бойфренда можно предсказать заранее. Но ромком про то, как будущая президентка завела отношения с неудавшимся стендапером, оказывается жизнеспособным не только для голливудской статистики о соблюденном равенстве. Это в первую очередь милое кино о давно не переживаемой близости, когда тебе так одиноко, что в сексе после долгого перерыва кончаешь через минуту — неважно, будешь ли ты управлять страной или просто пишешь плохие гонзо-репортажи о правых в Бруклине.


Смотреть? Да

«Выше неба»

Режиссер

Оксана Карас

В ролях

Алексей Агранович, Филипп Авдеев, Дарья Жовнер, Виктория Толстоганова

Неуклюжая семейная драма режиссера «Хорошего мальчика» про измены, кризис среднего возраста и первую любовь

Семья с двумя дочками приезжает летом на дачу в чеховские декорации: зелень, жара, старые знакомые. Отец (Алексей Агранович) давно и бесповоротно фрустрирован браком и гиперопекающей женой (Виктория Толстоганова). У них две дочки — старшая крикливая Нина и младшая воздушная Саша (восходящая звезда Таисия Вилкова, неуловимо похожая на Хлою Морец). Саша живет с пороком сердца с трех лет, постоянно измеряет давление и отчитывается перед мамой за каждый шаг в сторону.

На эту же дачу приезжает подружка детства (Дарья Жовнер из «Тесноты» в нелепом роковом образе) со слишком красной для этих краев помадой и в торжественном платье. Поблизости бродит с парашютом еще один друг детства (Филипп Авдеев), смерть его отца становится событием в тихом загородном поселке. В каждой семье есть свои скелеты, и режиссер «Хорошего мальчика» Оксана Карас последовательно разбирает сложную композицию по частям: взрослые ожидаемо врут детям, страдают от собственных соблазнов и, кажется, последние пару десятилетий живут совершенно зря.

Трейлер продает «Выше неба» как драму о супружеской измене, но это далеко не самая главная сюжетная линия фильма (которых тут несколько). Фокус Карас — на родительских и супружеских манипуляциях, за которые отдуваются невинные подростки, потому что взрослые отчаянно пытаются взять свою и чужую жизнь под контроль. Виктория Толстоганова получила главную актерскую награду на минувшем «Кинотавре» за «Выше неба», но ее дурно написанная роль с обязательной истерикой явно меньше возможностей актрисы.

Здорово, что российские драмы уходят от деления на правых и виноватых в полутона семейных отношений, но полутона эти пока даются с большим трудом. То, как подросшие девочки говорят про Дрейка и A$AP Rocky, водят хороводы в ночь Ивана Купалы, произносят слово «перверсия» и поют песню «Всегда быть вместе не могут люди», хочется развидеть немедленно. «А почему ты летаешь по ночам?», «Он как вода, а я без него как в пустыне» — с такими строчками не выплыть ни одному актеру. Сколько бы справедливости ни было в том, что лупить ребенка скакалкой в воспитательных целях — это преступление, «Выше неба» замазывает все нюансы человеческих отношений толстым слоем новогоднего майонеза. Наследственные пороки российского кино — пластмассовый дубляж, картинные переигрывания и шутки, которые никогда не шутят обычные люди, — увы, в этом фильме остались на своем месте.


Смотреть? Нет


обложка: Экспонента