Текст: Алиса Таёжная

«К звездам»

Ad Astra

Режиссер: Джеймс Грэй

В ролях: Брэд Питт, Томми Ли Джонс, Рут Негга, Дональд Сазерленд

Брэд Питт в космосе красив и одинок: завораживающая драма об астронавте, в которой можно утонуть

Рой Макбрайд (грустный и невозмутимый Брэд Питт) решил стать космонавтом еще в детстве, глядя на отца. Теперь он живет в тени великого родителя (Томми Ли Джонс) — астронавта, которому доверили амбициозную экспедицию на Нептун «Проект „Лима“»: в ближайшем будущем люди одержимо ищут альтернативные источники энергии и разумную жизнь, все еще не разобравшись с войнами и несчастьями на Земле. Космический корабль исчез с радаров, судьба экспедиции неизвестна.

Роя — человека, которого никогда не подводит пульс и стальной характер, — вызывают на задание: отправиться на Нептун, преодолеть энергетический катаклизм в Солнечной системе и доставить на Землю космонавтов, уцелевших на «Проекте Лима». Рой — без детей и, по сути, без жены (Лив Тайлер обвиняет его в холодности в видеопосланиях) — отправляется в космос в составе небольшой группы: руководство космической станции считает, что его отношения с отцом пойдут на пользу операции по возвращению. Хотя в возвращение никто особенно не верит.

Выход режиссера личных и немасштабных фильмов Джеймса Грэя в открытый космос выглядит как самоубийственная миссия. Что еще можно сказать о внеземной цивилизации после «Космической одиссеи», «Интерстеллара», «Гравитации», «Марсианина» и всего остального? Зачем за это браться скромному американцу? Но интуиция и вкус Джеймса Грэя позволяют ему не конкурировать с другими фильмами о космосе, снятыми до и после, — это вневременное полотно в своем ритме, как «Бегущий по лезвию 2049» Дени Вильнева или «Высшее общество» Клер Дени, изящная вещь в себе. А на самом деле настоящая живопись.

Оператор Кристофера Нолана (он снимал и «Интерстеллар», и «Дюнкерк») вытворяет с пленкой то, на что в нынешнем кино решаются самые отважные романтики, а в массовом масштабе перестали делать еще в 80-х. «К звездам» падает на зрителя сотнями тысяч насыщенных зерен, укутывает пастельными цветами, дает то ощущение движения, которое не улавливают дорогущие блокбастеры. Питт скрепляет собой весь фильм — это его самая задумчивая и интроверсивная роль, где каждая морщинка вокруг глаз повествует о мечтах о чем-то большем.

«К звездам» — медленный, атмосферный, существующий будто бы сам для себя — бесконечно портит исповедальная концовка, но она длится две минуты и не может своровать ту молочную мечту, которую Грэй рисовал перед нами два часа.


Смотреть? Да

«С любовью, Антоша»

Love, Antosha

Режиссер: Гаррет Прайс

В ролях: Антон Ельчин (документальный)

Сентиментальный посмертный док об Антоне Ельчине — большом актере и большой душе

Антон Ельчин — американский актер русского происхождения, погибший в нелепом несчастном случае. На каждую такую судьбу хочется повесить клише «Джеймс Дин умер молодым», что медиа и сделали, освещая его трагическую гибель. Док Гаррета Прайса, который из режиссера монтажа переделался в режиссера, вглядывается в архивного Ельчина из хроник, записок и воспоминаний и рассказывает о его жизни то, что ускользнуло от медийного внимания — почти все самое чистое и неоднозначное.

Линейный документальный байопик с интервью близких друзей и единомышленников (режиссер Дрейк Доремус, снимавший Антона в «Как сумасшедший», Кристен Стюарт, Дженнифер Лоуренс, Крис Пайн и Дэниел Дево) объясняет, что за историей актера-вундеркинда скрывается много боли, жажды к жизни, любви и нежной заботы — личные письма любимым людям Ельчин сопровождал подписью «С любовью, Антоша». Антон, по ощущениям всех, кто с ним сталкивался, настоящий правдоискатель, а фильм — его максимально честный некролог.

Казалось бы, подобные байопики не должны быть интересны никому, кроме фанатов (и у Ельчина таких много по всему миру), но Прайсу удается рассказать гораздо больше не только про конкретного человека, но и про повороты актерской судьбы, селебрити-культуру, семью и взросление. На примере Ельчина он описывает человека, чья бурная и интенсивная жизнь не укладывается ни в сыгранные роли, ни в медийный имидж, ни в дружбу, ни в десятки личных творческих проектов от фотографии до музыки, за которые Антон брался, пока искал себя.

Сын советских иммигрантов — известных фигуристов, переехавших в Штаты с 8 тысячами долларов, — он воплощал американскую мечту и просто мечту молодого парня объять необъятное. Боровшийся со смертельным диагнозом, который, по прогнозам, должен был прикончить актера к 37 годам, он жил, что называется, не теряя ни секунды, скрывал свою болезнь и изо всех сил старался удержаться между успехом и маленькими авторскими проектами, питавшими его исследовательский характер.

«С любовью, Антоша» — еще и проникновенная история родительской любви: семья Ельчина дала режиссеру неограниченный доступ к архивам и личным записям Антона, никак не вмешиваясь в результат и не требуя согласований. В их прямой речи и переписке ощущается безграничная привязанность, любовь и поддержка, благодаря которой Ельчин и стал не просто заметным актером, но и большим событием в жизни каждого, кто его встречал.


Смотреть? Возможно

«Иванов»

Режиссер: Дмитрий Фалькович

В ролях: Дмитрий Фалькович, Алексей Спицин, Сергей Моисеев

Отечественная драма о предпринимателе на пути к спасению себя

Столичный предприниматель Александр Иванов (режиссер фильма и успешный бизнесмен Дмитрий Фалькович в, по сути, автобиографической роли) давным-давно бросил физику ради бизнеса и сел на правильную волну в 2000-х. Теперь у него есть влиятельные покровители и достаточно денег, чтобы ни в чем себе не отказывать, но сам он, как большинство богатых людей, бесконечно одинок.

Много лет назад из его жизни исчезли родители — и Иванов вырос недолюбленным, замкнутым, раскрывающимся только с самим собой. Самый подробный диалог в его дне — с болтливым водителем, вещающим, как радио, о тяготах мещанской жизни. Про мечты Иванова тоже ничего не ясно, кроме того, что жить ему хочется скорее в мягкости и тепле, чем в Москве, где в начале 2010-х сгущаются тучи.

Иванов срывается в Киев, где, как говорят знакомые, «много красивых баб и неподеленных территорий». Самое время пуститься в большую игру, но и она предпринимателю не то чтобы интересна. Наверное, Иванов и правда хотел стать физиком, но, как умный и осторожный человек, стал бизнесменом. Наверное, в его душе зреют большие надежды, но какие, он так и не озвучит.

Авторский в самом конкретном смысле слова (режиссер, сценарист, исполнитель главной роли — один и тот же человек), «Иванов» — кино о неопределенности и сумятице с подходящим сюжету вялым визуальным рядом и суперобычным человеком в кадре, разруливающим не очень интересные дела. Богатый человек снял фильм про свои метания и не скрывает этого. Встряв между недавним «Русским бесом» Константинопольского и «Москвой» Зельдовича, «Иванов» напрочь лишен дикости и китчухи первого и поколенческой миссии второго. В общем, фильм, взятый с полки — потерявшийся, незамеченный и внезапно всплывший на фестивалях: «Иванова» сняли несколько лет назад, но не смотрели и не выпускали все это время по понятным причинам: очень тихий и непримечательный, как сам Фалькович в кадре.

За годы режим, в котором действует Иванов, ужесточился, московско-киевские дела необратимо изменились, интонации русского сдержанного кино со сжатыми булками тоже сдвинулись. Теперь фильм о бизнесмене в сомнамбулическом поиске лучшего смотрится как посылка с истекшим сроком, археологический объект — скорее к антропологам, чем для удовольствия. Извиняет «Иванова» то, что он длится час 15 минут и ни на что не претендует. Обычный зритель, скорее всего, захочет сперва умереть со скуки, потом купить билет в Киев, чтобы согреться, пока не дали отопление, а потом — выкинуть какой-нибудь фортель, чтобы не чувствовать себя мертвой душой Иванова.


Смотреть? Нет


Обложка: «Двадцатый век Фокс СНГ»