«Большая поэзия»

Режиссер

Александр Лунгин

В ролях

Александр Кузнецов, Алексей Филимонов, Федор Лавров, Евгений Сытый

Отвоевавшие в Луганске Леха (Алексей Филимонов) и Виктор (Александр Кузнецов) работают инкассаторами — за скромную зарплату перевозят с оружием чужие деньги. Во время одной из перевозок на машину нападают, но инкассаторы отбиваются от нападающих. Виктор, ранивший грабителя, получает от ЧОПа вознаграждение в 200 тысяч и золотую зажигалку, менее героический Леха довольствуется уважительным упоминанием.

У обоих есть странное для их круга увлечение: после работы они посещают поэтический кружок для любителей, который проходит в школьном спортзале. В стихосложении у Лехи куда больше способностей, зато Виктор нравится красивой молодой матери-одиночке. Ее, как и остальных, удивляет странная дружба двух не похожих друг на друга парней.

Леха, пылкий азартный парень, слушает «Салам» Фейса, мечтает делать рэп и до сих пор не выпутался из прежних отношений, предпочитая привязанностям петушиные бои. Виктор — спокойный как танк, упрямый и немногословный, для него в жизни нет серого, и сам он временами невыносимо серьезен. Первому хочется денег второго, второму — таланта и решимости первого.

«Большую поэзию» и «Быка» Бориса Акопова по результатам «Кинотавра» этого года свалили в кучу под названием «мужское кино» в противовес «женскому» — с «Верностью» и «Давай разведемся!». «Большая поэзия» — фильм о мужчинах, травмированных войной, которые не знают, какими положено быть мужчинам не на поле боя. Могут ли в одном человеке уживаться лихость и трезвый расчет, храбрость и талант, чуткость и готовность постоять за себя? Два полюса — Леха и Виктор — живут в тисках представлений о том, что такое героизм и настоящая мужественность, что такое быть состоятельным или состоявшимся: в мирной жизни нет приказов и границ, а думать надо своей головой.

Смелость дебютанта Александра Лунгина (сына Павла Лунгина) в том, как он намеренно уходит от морали и пристально изучает Россию сегодняшнего дня. Рассказы бывших военных, антиутопические пейзажи в Коммунарке и среднеазиатское подполье — другие режиссеры их просто игнорируют, а Лунгин раскапывает бездну, куда остальным страшно погружаться: от трусости, нелюбопытства, неопытности.

Помимо кризиса маскулинности, «Большая поэзия» — фильм про безграничную Москву, окончательно слившуюся с Подмосковьем, где народы и культуры страдают вместе. Про плохую поэзию, спасающую от плохой жизни. Про пронизавшие Россию охранные корпорации, где работают мужчины, еще не отвыкшие жить по законам военного времени. Про силовиков с их выдающимся умением вписаться в иерархию.

Задумывая фильм как скандинавский нуар, Лунгин впитал и отрефлексировал опыт двух поколений, прежде чем написал сценарий без натяжек и фейков. Редкое неповерхностное кино о людях, которые завязли в месиве войны и потерялись в мирной жизни, где подвигам предпочитают гибкость и ушлость.


Смотреть? Да


обложка: «ПРОвзгляд»