Текст
Алиса Таёжная

«Маленькие женщины»

Little Women

Режиссер
Грета Гервиг

В ролях

Лора Дерн, Сирша Ронан, Эмма Уотсон, Флоренс Пью, Элайза Сканлен

Если вам никогда не попадала в руки главная книга всех американских девочек-подростков авторства Луизы Мэй Олкотт, вот ее краткое резюме. Во времена Гражданской войны в провинциальной Новой Англии подрастают сестры Марч, четыре маленькие женщины, и сводит концы с концами их великодушная мама (Лора Дерн). Она находит подход к каждой: все дочери очень разные, но мать любит их одинаково. Отец воюет на фронте, и женщины в его отсутствие вынуждены справляться со всем сами: хозяйство и образование, деньги и планирование будущего.

Эпоха рисует предсказуемую картину женской состоятельности — удачно инвестировать молодость и красоту в выгодный брак. Но, помимо очевидной красоты снаружи, у каждой из сестер Марч есть таланты и большие мечты: Джо (Сирша Ронан) растет сорванцом и больше всего любит писать и ставить домашние спектакли; из Мег (Эмма Уотсон) может получиться отличная актриса; Эми (переигрывающая в этом фильме всех Флоренс Пью) любит рисовать, но обладает самым своенравным характером; Бет (Элайза Сканлен) мечтает о фортепиано и играет так, что у всех замирает сердце. Сестры то соперничают, то поддерживают друг друга, но тяготы войны и умеренную бедность они делят поровну, всегда помня, что рядом живут те, кому повезло еще меньше.

К счастью, у семьи Марч есть несколько покровителей. Влиятельная тетушка (язвительная Мэрил Стрип, этакая Вайолет Кроули из «Аббатства Даунтон») предлагает услуги свахи; знатный пожилой аристократ, живущий по соседству, начинает помогать семье деньгами и подарками. Его избалованный, но очень обаятельный внук Лори (Тимоти Шаламе) будет бередить сердца сестер, а его обеспеченное семейство протянет руку маленьким женщинам в самые хмурые дни. Девочки будут взрослеть, разочаровываться в мире и себе, но сохранят в сердце тепло общего дома и привязанность к матери и друг другу.

Сюжет «Маленьких женщин» может показаться старомодным и елейным: счастливые альянсы для трех сестер из четырех — условие бестселлера середины XIX века и причина, по которой эту книгу в Америке читают раньше романов Джейн Остин и сестер Бронте. Американская актриса и сценаристка Грета Гервиг берется за режиссуру во второй раз в жизни — первой и невероятно удачной попыткой был обласканный критиками и любимый зрителями фильм-роман взросления «Леди Бёрд» с той же Ронан в главной роли. В свойственной ей манере Гервиг смещает фокус книги с перипетий личной жизни на тему женского самоопределения. Зависимые от общественного одобрения и удачной партии сестры встают перед выбором — жить по правилам благовоспитанных леди или попросить у жизни большего.

Новая «Лара Крофт», «Леди Бёрд» и «До свидания
там, наверху»
Читать

Героини Сирши Ронан и Флоренс Пью (первая — самая амбициозная, вторая — самая строптивая) воплощают это столкновение ярче других: им хочется быть любимыми, не подавляя свое эго. Выбор первой — литература. Как мы помним, в XIX веке многие женщины публиковались под мужскими именами. Вторая хорошо рисует, но великих художниц, которых бы всем ставили в пример, в те времена не было. Как распорядиться жизнью, когда консервативное сообщество требует одного, а душа тянется к другому? В XXI веке на этот вопрос уже, кажется, найден ответ: следовать своему сердцу. Но в эпоху Гражданской войны единственные помощники — отвага и интуиция.

Гервиг внимательно всматривается в четырех героинь, чтобы показать творческое начало в каждой и манифестировать то, что и так артикулировано в романе. Кто-то из сестер Марч — мечтательница за фортепиано, кто-то — пацанка-бунтарка, одержимо прячущая заметки в письменном столе. Кто-то — безответно влюбленная барышня с мечтами о столичной жизни. А кто-то просто хочет семью и детей и согласен на рай в шалаше рядом с любимым, смиряясь со скромными платьями.

По итогу выбор каждой сестры Марч не то чтобы в духе времени. Гервиг, развивая каждую героиню, путает карты с датами и возрастами девочек (о хронологии повествования можно догадаться по прическам и одежде героинь, и то не сразу — в подкасте Гервиг рассказывала, что внешнему виду в фильме уделили особенное внимание), мешает прошлое и настоящее: возраст меняется, как меняются чувства и мнения девушек, но каркас остается в каждой. И этот каркас — умение принимать себя, слушать остальных и честно признаваться себе в чувствах, даже если они кажутся неудобными для других.

Фильм очень аккуратно обходится с первоисточником, но превращает линейную мелодраму о замужествах в подробное исследование нескольких женских характеров — исчерпывающее и актуальное. Это не пыльный роман воспитания 150-летней давности: с сестрами Марч легко себя соотнести даже в XXI веке — мы видим этих маленьких женщин повсюду, и сейчас, утверждает Гервиг, их выбор мог бы быть совершенно другим.


Смотреть? Да


обложка: «СППР»