«Из семьи уходят любовь, уважение, теплота»: 7 картин «Кинотавтра» Измены, разводы, самодурство и ханжество в юбилейных фильмах фестиваля
Развлекать или потрясать? Этот вопрос стал, пожалуй, одним из самых главных на дискуссиях и пресс-конференциях 30-ого юбилейного «Кинотавтра». Одни киноведы, режиссеры и сценаристы упорно отстаивали миссионерскую роль кино как горячего послания автора зрителю. Другие убедительно доказывали, что не всевозможные нравственные уроки и пафосные моралите определяют зрительский успех картины, а зрелищность, увлекательный сюжет, интересно рассказанная история. Каждый по-своему прав. Сошлись на том, что так называемая «новая волна» российских кинематографистов в лучших фильмах удачно совмещает обе стороны: яркую зрелищность и страстный авторский месседж.
Творческая дерзость, эпатажность, нон-конформизм, даже провокативность по-настоящему талантливого авторского кино нисколько не мешают коммерческому успеху. Если, конечно, повезет чуть-чуть с продюсерами и прокатчиками. Так что в мире киноискусства, как, впрочем, и в мире социальном, в последнее время противительный союз «или» сдает позиции в пользу соединительного союза «и».
Нельзя сказать, что конкурсные фильмы полного и короткого метра в этом году оказались сильнее, чем в прошлые неюбилейные годы. У меня, например, возникли недоуменные вопросы к отборочной комиссии – некоторые фильмы «Кинотавра-2019» явно не дотягивали до строгих критериев главного фестиваля российского кино.
Но не о них речь – остановимся на призерах фестивального жюри и победителях по результатам зрительского голосования. Фильмы, естественно, очень разные, но каждый по-своему отражает состояние сегодняшнего кинематографа в нашем отечестве.
Программный директор «Кинотавра» Ситора Алиева признается: «Главная тенденция фильмов нынешнего отбора – особое внимание к теме семьи. К сожалению, в большинстве своем авторы опасаются снимать социальное кино, возможно, из-за цензуры или своего внутреннего цензора, поэтому семья становится актуальной темой исследования как самое важное, что есть у человека. Из семьи уходят любовь, уважение, теплота».
Почему? Режиссеры (7 картин из 15 конкурсных сняты женщинами) ищут ответы через своих героев.
Текст
Юрий Ратнер
Китаянка Ян Гэ (наставники в профессии Сергей Соловьев и Кирилл Серебренников) сняла экспрессивную драму «Троица» о любовном треугольнике. Сильно эмансипированная героиня, преподаватель китайского языка, изменяет мужу со своим студентом и пытается усидеть на двух стульях. Мужу и любовнику это, естественно, не нравится. Измена рассматривается с религиозной и психоаналитической точки зрения. Открытый финал фильма заставляет думать о свободе выбора и заповедях Господних.
Сценарист и режиссер Анна Пармас представила комедию «Давай разведемся» с Анной Михалковой в главной роли. Простодушная и чудаковатая супруга не смиряется с обстоятельствами и всеми способами борется за сохранение брака. Что же? Получилось пособие для брошенных жен.
«Верность» режиссера Нигины Сайфуллаевой – очередная история о семейных изменах. Несчастный брак… Близость и нежность объединяют супругов, но секса нет. Подозрения, упреки. Истерические измены. Как найти гармонию? Режиссер подключает зрителей к поиску ответа.
Особо хочется остановиться на современной версии известной драмы А. Н. Островского «Гроза». Блестящая команда продюсеров, актеров и режиссер Григорий Константинопольский основательно перетряхивают русскую классику. Бытовая семейная драма в купеческом доме Кабановых, описанная драматургом 160 лет назад, неожиданно оказывается остро современной в России XXI века. Мир Дикого, Кабанихи и их приспешников остался несокрушимым. Дерзкий, гротесковый социально-политический стеб. Острота конфликта семейного осложняется поединком архаического мировоззрения (деспотизм, самодурство, ханжество в обществе) и духа свободы, трагически обреченного на гибель в царстве мракобесия, покорности и страха.
Гран-при фестиваля получил фильм «Бык». Это дебют режиссера Бориса Акопова. Криминальная драма из лихих 90-х (привет блокбастерам «Бригада», «Бумер»!) Юного лидера преступной группировки выручает из милиции пахан-криминальный авторитет. В благодарность парень должен оказать ему услугу, связанную с большим риском. Фильм смотрится с неослабевающим интересом. Однако о нравственном послании создателей российскому зрителю трудно сказать что-либо определенное.
О брутальных парнях, охранниках-инкассаторах снял свой жесткий триллер «Большая поэзия» Александр Лунгин. Всё в лучших традициях жанра экшн. Однако есть и отступление от жанра, так сказать, нарушение формата. Крутые парни почему-то увлекаются поэзией; они пишут стихи, в основном, в стиле рэп. На мой взгляд, свежо предание, но верится с трудом.
Диплом Гильдии киноведов и кинокритиков имени Даниила Дондурея получил дебют Александра Золотухина (ученик режиссера Александра Сокурова). Фильм называется «Мальчик русский». Удивительная картина! Юный солдат, деревенский парень, ослеп во время газовой атаки. С потерей зрения у него обострился слух, и он стал армейским «слухачем». И теперь слышит не только далекий «голос врага», но и высокий голос неба. Ужас, грязь, бессмысленность и подлость войны. Святые и грешные солдаты и офицеры. Странный загадочный герой. Сцены далекой войны неожиданно монтируются с документальными кадрами репетиции современного симфонического оркестра. Вспоминаются кадры из фильмов Андрея Тарковского и Александра Сокурова. И это вовсе не укор талантливому дебютанту. Поклонники авторского «трудного» кино оценили (и еще, уверен, оценят) тонкость, глубину и многоплановость картины. Что же касается месседжа фильма, то думается, что это пронзительное высказывание и о войне, и о человеке, и о загадочной русской душе. Не хочу умалять достоинства других призовых картин юбилейного «Кинотарва», но, на мой взгляд, «Мальчик русский» – одно из главных событий фестиваля. Картина глубоко гуманная, поэтичная. Фильм-потрясение.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.