Мы плохие. К этому пора привыкать: с одной стороны — присоединение Крыма, «отпускники», воевавшие на Донбассе, отравление в Солсбери, с другой — санкции, «русские хакеры», якобы избравшие Трампа, и усиление блока НАТО в Восточной Европе. Вторая холодная война уже началась — и это, как и в прошлый раз, оказало огромное влияние на популярную культуру.

«Нет, ну что вы, зачем мне шпионить в пользу Индии», — удивляется наблюдатель от Роскосмоса по имени Юрий Телатович в гибком — в физическом смысле — исполнении актера и участника «Евровидения» Андрея Воробьева в недавнем сатирическом сериале «Космические войска» со Стивом Кареллом. Действие в нем происходит в вымышленном полку Космических сил, созданных по прихоти президента США; Юрия, который всю дорогу путается где-то под ногами у главных героев (и даже начинает встречаться с дочкой начальника подразделения, которого как раз играет Карелл) и явно выпытывает какие-то секреты, подозревают в краже информации о прототипе ракеты «Пегас» — а он отмазывается, мол, нет, в этот раз это был точно не я, это же выгодно Индии. С некоторыми поправками такой же персонаж мог оказаться в какой-нибудь серии бондианы из 1970-х. Это — один пример.

Но есть и другие. Хоть и редко. Многих порадовал герой Дэна Стивенса вышедшей на том же Netflix пародии на «Евровидение» с Уиллом Фарреллом; позитивные русские персонажи (в основном, правда, почему-то мужчины) встречались и в других фильмах и сериалах, вышедших после 2014 года. Рассказываем о нескольких таких примерах.

Текст

Лев Левченко

Александр Лемтов — «Музыкальный конкурс Евровидение: История группы Fire Saga» (2020)


Сущий пустяк: пародия и странным образом трибьют «Евровидению» с Уиллом Фарреллом и Рэйчел МакАдамс в ролях исландских (!) простофиль из глубинки, отчаянно пытающихся попасть на музыкальный конкурс и желательно победить. С Пирсом Броснаном, Микаэлом Персбрандтом и эльфами на вторых ролях. Да, я понимаю, как это звучит.

Там есть на что посмотреть и так, но шоу крадет персонаж хорошего британского актера Дэна Стивенса («Аббатство Даунтон», «Легион»), который играет Александра Лемтова, представляющего Россию на конкурсе. Поначалу кажется, что он плетет против исландцев Fire Saga какой-то заговор: подсылает к Фарреллу конкурсантку из Греции, сам тащит МакАдамс на вечеринку. Но нет, он единственный во всем мире честно за них (по крайней мере, за МакАдамс) болеет и хочет помочь. Отдельное шоу — это его номера, их просто надо видеть.

Но главное, что удалось заметить Фарреллу (самому фанату «Евро», хотя и американцу), Стивенсу и музыкальному продюсеру фильма из Швеции, — это то, что срисованный одновременно с Киркорова, Баскова и Лазарева певец — на 100 % гомосексуал, у которого в доме («Не мой любимый») стоят статуи с огромными фаллосами, но который никогда в этом не признается. «А ты гей?» — не выдержав, спрашивает у него в какой-то момент героиня МакАдамс. Лемтов, грустно улыбнувшись, отвечает, перефразируя Кадырова: «Нет, ты что. В России-матушке нет геев».

Саша и Алексей Кайдановские — «Тихоокеанский рубеж» (2013)


Смотреть

netflix

Триумфальное возвращение Гильермо Дель Торо после пятилетнего перерыва — оммаж одновременно и фильмам категории «Б» из 1980-х, мрачной научной фантастике и японским фильмам про огромных человекоподобных роботов, противостоящих не менее огромным годзилоподобным чудищам из параллельного измерения.

Русские в этом фильме, которых синефил Дель Торо назвал в честь актера из «Сталкера» Александра Кайдановского, очевидно, вышли из первой категории. Блондинистые, как Лундгрен в роли советского боксера Драго в четвертом «Рокки», супруги Кайдановские используют самого тяжелого, страшного и мощного кайдзю по имени Черно Альфа — а ближе к финалу стоически (спойлер!) жертвуют собой не моргнув глазом.

Алексей Смирнов — «Очень странные дела» (2019)


Смотреть

netflix

Самый удачный персонаж в целом довольно китчевой (как того и требует, впрочем, жанр) советской линии в третьем сезоне хитового сериала Netflix. Уроженец Киева, обаятельный актер Алек Утгофф играет Смирнова как позднесоветского гика, не знающего ни слова по-английски профессионала, но настолько по-детски наивного и уверенного в том, что все будет хорошо, что сразу становится понятно: до добра его это не доведет.

Но этим же он обеспечил немедленный успех героя — из всех тех, кто попал в этот список, Смирнов единственный, кого, например, печатают на футболках, — и на самом деле единственный, кто этого заслуживает. Или делают фанатские монтажи с его участием.

Илья Курякин — «Агенты А.Н.К.Л.» (2015)


Смотреть

ivi

Вышедший в самом начале новой холодной войны полусерьезный, полупародийный ремейк одноименного шпионского сериала из настоящих 1960-х, рассказывающий, как ни странно, о необходимости совместной работы. Агент ЦРУ Наполеон Соло (Генри Кавилл) с воровским прошлым и самый молодой оперативник КГБ Илья Курякин (Арми Хаммер) объединяются для уничтожения неофашистской ячейки.

Роль Курякина положительная, но это все еще набор стереотипов: Хаммер плохо говорит по-русски, груб, силен (сильнее Кавилла, который буквально играл Супермена в фильмах DC) и неприветлив. Интереснее тут другое — прадед Арми, Арманд Хаммер, потомок еврейских эмигрантов из Российской империи, почти весь XX век был «другом Советского Союза»: например, в 1920-е основал карандашный завод в Дорогомилове, в 1980-е — стал инициатором создания Совинцентра ровно напротив на Краснопресненской набережной (хотя его роль в этом и преувеличена, центр все равно первое время называли хаммеровским). Из-за этого дома в США Хаммера регулярно обвиняли в шпионаже в пользу СССР. Такие вот исторические параллели.

Немцы — фашисты, англичане — высокомерные, русские — страдают: Какие стереотипы использует Голливуд для изображения разных национальностей

В преддверии «Оскара» 2019 года Deutsche Welle решила узнать, какие фильмы становятся оскаровскими лауреатами. Для этого журналисты сайта проанализировали онлайн-энциклопедию тропов (ну, вроде «черный парень умирает первым») в массовой культуре TV Tropes. В процессе получилось не только исследование о том, какие фильмы выигрывают главную кинопремию мира, но и несколько побочных материалов. Например, о репрезентации рас и национальностей в голливудском кино.

Так, самый распространенный кинематографический стереотип о немцах — что они все до сих пор фашисты (вспомните немцев во вселенной Marvel). Или в крайнем случае врачи. А еще они почему-то должны любить актера и музыканта Дэвида Хассельхофа. Англичане с их акцентом почти всегда играют злодеев — привет, Уилхафф Таркин в «Звездных войнах».

Экранные русские же до сих пор выглядят так, как их представляли во времена оригинальной холодной войны. «Невоспитанный, тяжело пьющий мужлан», — как это описывают на TV Tropes. На экране русские страдают, получают травмы или в принципе жалуются на тяжелую жизнь. Из недавних примеров — боевик «Гемини» с Уиллом Смитом, где, когда тот идет в баню с русским оперативником и информатором Юрием Ковачем (Илья Волох) и жалуется на жизнь («Мое правительство обмануло меня и пытается убить»), получает ответ: «В России мы зовем это вторник».

Но самое главное — русских почти никогда не играют русские. Казалось бы, с падением железного занавеса эта проблема должна была отпасть, но нет — как видно даже из этого списка, на эти роли до сих пор в основном берут актеров других национальностей.


Обложка: Netflix