Чтобы понять, почему Ариана Гранде сейчас — главная поп-звезда на планете, нужно знать вот что. Два года назад на ее концерте в Манчестере произошел взрыв — погибли два десятка людей, включая ребенка. Она долго приходила в себя и выпустила знаменательный альбом «Sweetener», за который получила массу наград, включая статус «Женщина года» от журнала Billboard и первую Grammy — в прошлые выходные.

В сентябре, когда Ариана была счастливо обручена с комиком Saturday Night Life Питом Дэвидсоном, ее лучший друг и бывший парень, рэпер Мак Миллер погиб от передозировки наркотиками. Ариана, убитая горем, объявляет о том, что отменяет тур и берет отпуск на неизвестный срок. Ее друзья бросают все дела и летят к ней в Нью-Йорк, окружив заботой и любовью.

В ход идут все возможные средства, включая пижамные вечеринки, обсессивный шопинг и шампанское. Никто не помнит, как именно это произошло, но в один момент подгулявшая компания оказалась в студии звукозаписи Jungle City через дорогу от нью-йоркской квартиры Арианы, где всего за две недели внезапно записывается новый альбом «Thank U, Next» — тот, который попал сейчас во все топы стримингов, в том числе и в России.

Рассказываем, почему он стал великим.

Гая Марина Гарбарук

преподаватель сонграйтинга в Moscow Music School и автор телеграм-канала «Задротпоп»


Музыка, которая лечит

2019-й — однозначно год Арианы Гранде. За полгода она выпустила два альбома: пока ее августовской пластинке «Sweetener» вручали первую Grammy (забирать которую она не явилась), ее новый альбом «Thank U, Next» ровно за пять минут возглавил американский iTunes. За первую неделю его прослушали в стриминге 300 миллионов — это абсолютный рекорд. В декабре ее чествовали как «Женщину года» по версии Billboard, весной она станет хедлайнером фестиваля Coachella. Как все это произошло? Если говорить о том, что искусство исцеляет, то Ариану Гранде лечит возможность писать и исполнять музыку.

В мае 2016 года на концерте Арианы в Манчестере взорвался террорист-смертник, убив 22 человека и ранив более сотни, среди погибших были подростки и восьмилетний ребенок. Сама Гранде физически не пострадала, но из-за шока объявила о том, что приостанавливает тур и карьеру. Однако через две недели она вернулась в город с благотворительным концертом One Love Manchester, вместе с друзьями — мировыми звездами первой величины, включая Джастина Бибера, Кэти Перри и Coldplay, собрав больше 10 миллионов фунтов стерлингов для жертв теракта. Это был сильный поступок, и в одночасье Ариана из артистки с большим голосом превратилась в человека, пользующегося безграничным уважением людей по всему миру.

И когда год спустя она выпускала альбом «Sweetener» («Подсластитель», в смысле «подсластить горькую пилюлю жизни»), к ней относились с чуткой заботой — аудитория с благодарностью относилась к тому, что она справилась с травмой и смогла прийти в себя. Поэтому на вечернем шоу Джимми Фэллона ведущий обсуждал с ней названия треков с альбома. Первым синглом с него стала песня «No Tears Left To Cry» — о том, что «слез больше не осталось».

Самый последний трек на том альбоме называется «Get Well Soon» и заканчивается 40 секундами тишины в память о погибших. В общей сложности он длится 5 минут 22 секунды — это дата теракта: 22 мая. С этого же альбома «God Is a Woman» — соблазнительная госпел-поп-баллада о божественной природе женщины, в клипе на которую звучит голос Мадонны и где все красоты видеоряда внезапно прерываются неожиданным воплем бобров. beaver (бобер) - грубый эвфемизм, обозначающий женские гениталии. По признанию артистки, это прямая отсылка к тому, что в патриархальном мире феминизм и вообще высказывание женщинами своего мнения часто воспринимается как неразборчивые, но раздражающие вопли.

Пластинка «Sweetener» получила Grammy в категории «Лучший вокальный поп-альбом».

Ариана Гранде впервые исполняет новый сингл вместе с подругами и соавторами — Викторией Моне и Тейлор Паркс. Их бэк-вокал также звучит на студийной записи трека, первого в карьере Арианы, достигшего первого места в чартах.


Про альбом «Thank U, Next» Ариана говорит: «Этот альбом спас мне жизнь»


Спасибо, следующий

История второго альбома началась с разбитого сердца. Головокружительный роман с комиком Saturday Night Life Питом Дэвидсоном развивался слишком стремительно — они обручились через месяц после того, как стали встречаться. Завели совместно мини-пига.

У Пита, как и у Арианы, весьма темное чувство юмора — его отец был пожарным и погиб на работе, во время теракта 11 сентября, — так что запретных тем в юморе для него нет. Поклонники тяжело воспринимали его высказывания и его роман с Арианой в целом и в какой-то момент откровенно травили его в Сети, даже отправляя угрозы. Все в этих отношениях было очень публичным. Как и внезапный разрыв помолвки осенью, вскоре после известий о смерти бывшего молодого человека Арианы, рэпера Мака Миллера, от передозировки наркотиками.

С Маком Миллером Ариана встречалась два года. Они друг друга боготворили, записывали совместные песни, но расстались, судя по всему, из-за наркотической зависимости Малкольма, потому что он не мог «взять себя в руки». Разрыв оба переживали тяжело, поскольку за это время стали по-настоящему близкими людьми. Насколько тяжело это было для Арианы, стало понятно, только когда из-за этого она вернула кольцо Питу Дэвидсону и когда вышел новый альбом, как минимум половина которого посвящена Маку.

Про альбом «Thank U, Next» Ариана говорит: «Этот альбом спас мне жизнь». Песни рассказывают о чувствах еще совсем молодой девушки, которая будто находится под микроскопом, каждый ее шаг обсуждается прессой и интернетом. Но она осознает, что пришло время любви к себе: ее лирическая героиня наслаждается молодостью и тем, что заработанные упорным трудом деньги можно без зазрения совести тратить на себя и друзей. Она признается: «Я просто с друзьями делала музыку, максимально честно говорила о том, что чувствую, и выпускала ее тогда, когда хотела. И классно, что эта честность отозвалась в таком огромном количестве людей».

Семь бриллиантовых колец

На альбоме из 12 песен ровно половина написана в тандеме с двумя ближайшими подругами-сонграйтерами — Викторией Моне и Тэйлор Паркс. Первая известна среди прочего сотрудничеством с Fifth Harmony (из этой группы в сольное плаванье отправилась Камила Кабельо), вторая — актриса, певица и автор, уже номинированная на Grammy за работу с Жанель Монэ.

«Needy» — гимн людей, эмоционально зависимых и нуждающихся в эмоциональной поддержке — стал самой популярной песней со всего альбома в день премьеры.

«NASA» — едва ли ней лучшая песня за всю карьеру артистки с точки зрения текста — о здоровом желании побыть одной. Лирика построена на игре слов «I Need Space», где space — и личное пространство, и космос. Все повествование укладывается в космические метафоры, включая строчку «Я буду Вселенной, а ты будешь НАСА». Во вступлении слышен голос драг-королевы Шанджелы: «Это маленький шаг для женщины, но гигантский прыжок для всех женщин», отсылающий к фразе первого человека на Луне Нила Армстронга.

И конечно же, два первых сингла — титульный «Thank U, Next» и «7 Rings» — хиты, «сломавшие» интернет, с которых все и началось. В один из дней Ариана с подружками пошла на шопинг-терапию, они зашли и в Tiffany & Co., и пока все приобщались к неограниченному количеству бесплатного шампанского, она купила семь бриллиантовых колец — себе и каждой из шести подружек. Реальность истории подтвердил сотрудник магазина в своем личном инстаграме: «Я спросил ее: „Какое из них?“ — Она сказала: „Все“».

В «7 Rings», она произносит важную фразу о том, что платит за все сама, так же как сама пишет то, что поет. Ариану часто воспринимают как певицу с огромным диапазоном, которая исполняет продюсерский материал. На новом альбоме для нее принципиально признание как сонграйтера. В этом треке она также сэмплирует песню из мюзикла «Звуки музыки», снимает в клипе тех самых подружек, производит бесчисленное количество мемов и прекрасно читает рэп.

Клип Арианы Гранде на «7 Rings», снят Ханной Люкс Дэвис, как и все видео на песни с этого альбома. Песня, частично использующая мотив из мюзикла «Звуки музыки», уже разобрана современной культурой на цитаты и мемы.


Ариану воспринимают как певицу с огромным диапазоном, которая исполняет продюсерский материал — на новом альбоме ее признают как сонграйтера


Искусство со скоростью Twitter

Рэп для нее вообще важная тема: она давно говорила о том, что хочет выпускать свою музыку с большей свободой, импульсивно — как рэперы, а не по расписанию лейбла. В поп-музыке реальность традиционно осмысливается весьма долго: клип Джастина Тимберлейка на «Cry Me A River», где он недвусмысленно рассказывает свою часть истории о том, что узнал, что Бритни Спирс ему изменяет, вышел спустя год после их разрыва, и тогда это было революционно. Ариана Гранде выпускает «Thank U, Next» через несколько дней после разрыва помолвки с Питом Дэвидсоном — ровно во время прямого эфира шоу Saturday Night Life, где, очевидно, эта тема будет поднята. Это практически молниеносный ответ искусством, сравнимый разве что со скоростью Twitter и Instagram, привычный для хип-хопа с его диссами и бифами.

Она как хип-хоп-артист подходит к сэмплированию. В «Fake Smile» использует соул-композицию 1964 года «After Laughter Comes Smile» Рене Венди. В «Break Up With Your Girlfriend, I’m Bored» (клип на эту песню вышел вместе с альбомом) — старый хит NSync. «Bloodline» начинается с фразы ее бабушки «Я везде искала, но не смогла найти того, кто меня бы удовлетворил». Вообще, это вырвано из контекста, потому что это реакция 94-летней Марджори Гранде на то, что семья пытается убедить ее купить, наконец, слуховой аппарат, — но такое у Арианы чувство юмора.

В «Thank U, Next» она с благодарностью называет по именам всех своих бывших, говорит, что у нее новые отношения — с самой собой, и признается, что ей выпали серьезные испытания, но она с ними справилась «потрясающе» — насколько это возможно.

Надо понимать, что «thank you next» — это расхожая фраза в их дружеской компании, регулярно использовавшаяся по поводу и без. В смысле «Давай дальше», «Спасибо, проехали», не обязательно в отношении «следующего парня». Поэтому когда после шопинга в Tiffany в тот самый день Ариана услышала, как Виктория Моне в коридоре студии пропевает себе эту фразу под нос, они моментально стали придумывать песню.


«Это маленький шаг для женщины, но гигантский прыжок для всех женщин»


В одной комнате сидели парни-продюсеры — Майк Форстер и Скути Андерсон из дуэта Social House и бывший парень Виктории, Томми TB Hits Браун, а девушки в другой писали текст. Причем, поскольку Ариана и Пит Дэвидсон то сходились, то расходились, да и в принципе так «в лоб» перечислять имена было неловко, существовало еще две версии песни — одна без имен, и другая, исходящая из реальности, что Ари и Пит остаются вместе. Как признаются все участники процесса, было сразу понятно, что должна быть выпущена именно версия с именами, потому что она объективно лучше всех, но поскольку это очень тонкий процесс и смелый шаг, для спокойствия артистки все делали вид, что всерьез относятся к запасным версиям.

Также в альбоме есть пара треков, к которым приложили руку титаны индустрии, продюсеры Макс Мартин, Илья Салманзаде и Саван Котеча, сделавшие большую часть предыдущих хитов Арианы. Это уже упомянутая «Bloodline», «Bad Idea» и «Break Up With Your Girlfriend, I’m Bored». Про последнюю известно, что идея пришла к певице в машине, пока она ехала в студию, а также что эта песня была включена в альбом самой последней — взамен какой-то слишком откровенной песни, которую Ариана так и не готова пока выпускать.

Все эти песни она с удовольствием переслушивает сама — кроме «Ghosting», слишком смелой (ее убедил оставить на пластинке менеджер Скутер Браун). В ней она рассказывает о сложности ситуации, когда любит Пита Дэвидсона, и ненавидит себя за то, что плачет по Маку Миллеру и делает тем самым больно своему партнеру, хоть он стойко все переносит и никогда не признается, как ему больно. Она также использует, но не указывает в кредитсах, сэмпл из трека «2009» с последнего альбома Мака Миллера.

Вообще, на альбоме отсылок к Маку полно. Слово «Imagine», одна из его татуировок, — название самого первого трека на пластинке, в нем она также перефразирует несколько строчек из его песни «Сinderella», которую он посвятил ей.

Маленький барбекю-гриль

Миниатюрная Ариана Гранде-Бутера ростом 153 сантиметра иронизирует, что ее имя похоже на название пиццы: «большую Ариану Бутеру», пожалуйста. На психотерапию она впервые попала в восемь лет — когда развелись ее родители. Воспитанная в католической строгости, она отвернулась от церкви, когда осознала, что церковь считает нездоровым ее младшего брата Фрэнки — за то, что он гей.

Несмотря на образ сладкоголосой поп-звезды, она ругается как сапожник и обладает своеобразным чувством юмора. После всего, что она прошла, она, как никто другой, понимает, что другой жизни не будет, поэтому на компромиссы не идет: она может вежливо, но настойчиво отказаться прийти на Grammy, потому что ей пытались навязать, какую песню петь. Может пристыдить журналистов, задающих сексистские вопросы. Может прийти на похороны Ареты Франклин в супермини и не скрывать брезгливости, когда священник пытается приобнять ее чуть наглее, чем пристойно.

Все, что она делает, — это ее выбор: именно такая вокальная манера, которую часто критикуют за то, что невозможно разобрать слова. Ее показная сексуальность и стиль в одежде — потому что ей так нравится. При этом она может набить себе татуировку в честь своей новой песни — но ошибиться в написании иероглифов, так что вместо «7 колец» у нее на ладони красуется «маленький барбекю-гриль». Потом она исправит тату, правда, станет не сильно лучше: дополнительный символ поместили не туда и получился «маленький палец барбекю-гриль» или просто «горячий палец».

Как бы смешно ни было, в этом вся Ариана — страстная, импульсивная, талантливая, очень успешная, но все равно самый обычный человек, который может облажаться со значением своей татуировки.


Фотографии: обложка, 3 – Republic Records, 1 – Dave Meyers / Republic Records