The Village продолжает рассказывать о планах на зиму. Разобравшись с новинками кино и сериалов, мы переходим к театральным премьерам.

На фотографии: «Барокко»

«Барокко»

Феномен спектаклей, которые Кирилл Серебренников выпускает из-под домашнего ареста, к концу декабря наконец доберется и до Москвы. Предыдущую местную премьеру, «Маленькие трагедии» в сентябре 2017 года, он успел отрепетировать почти полностью. Штутгартская опера с айфонами «Гензель и Гретель» выходила уже после начала театрального дела — но в незавершенном виде как манифест солидарности европейских коллег с режиссером. А вот ноябрьская Così fan tutte в Цюрихе продавалась уже как полноценный спектакль, которым Серебренников руководил через адвокатов, видеохудожника Илью Шагалова, сценографа Николая Симонова, хореографа Евгения Кулагина.

Так же произошло и с «Барокко» — что характерно, снова музыкальным проектом. Барочный репертуар сейчас набирает популярность в российских оперных театрах (из громких премьер — «Триумф времени и бесчувствия» Генделя в постановке Константина Богомолова). В проекте «Гоголь-центра» «галлюцинаторная», как говорят авторы со ссылкой на философа Жиля Делеза, музыка XVII и XVIII веков будет собрана в манифест. Обещают того же Генделя, а еще Монтеверди, Перселла, Рамо, Люлли, Вивальди, Баха — с визуальными дополнениями из фильмов «Забриски Пойнт» Антониони и «Красота по-американски» Сэма Мендеса.


Ближайшие показы:

25–26 декабря

Где:

«Гоголь-центр»

Сколько:

1 500–8 000 рублей

«Ай Фак»

На рубеже осени и зимы Константин Богомолов планировал выпустить две громкие премьеры, которые должны были смешно дополнять друг друга: «Теллурию» по Владимиру Сорокину в Театре на Таганке и «Ай Фак» по Виктору Пелевину в пространствах «Москва-сити». «Теллурию» отменили за неделю до показа, потом сняли и анонсированные предпремьеры на фестивале NET. Объяснили проблемами со здоровьем у режиссера. «Ай Фак» между тем представлен будет.

Исполнять язвительный роман-эссе об отношениях естественного и искусственного интеллекта, криминализации секса и современном искусстве в XXII веке будет «Мастерская Брусникина» с поддержкой в лице Дарьи Мороз и Игоря Миркурбанова. Последний в спектаклях Богомолова обычно представляет вульгарный эксцесс российской шансон-эстрады, сам режиссер заточен в основном на критику светского мира, иногда совсем скандальную. Актеры «Мастерской» между тем все чаще ставят бодрые, но тонкие спектакли по мотивам интеллектуалистских эссе и арт-критики. В «Ай Фак» огромный люкс-лофт в небоскребе должен превратиться в арт-галерею, но чье отношение к современности при этом победит — богомоловское или брусникинское, — пока загадка. Есть небольшой шанс, что ответ будет неожиданным: последние спектакли Богомолова — лирическая «Волшебная гора», тихие «Три сестры», скупой «Триумф времени и бесчувствия» — манифестируют его отказ от агрессивного режиссерского театра и провокаций.


Ближайшие показы:

15–16 декабря

Где:

«Москва-сити»

Сколько:

2 000–7 000 рублей

«КоOPERAция»

2019 год в России объявлен Годом театра. На этом фоне довольно иронично выглядит тот факт, что большинство зимних премьер приходится на декабрь. Дело не только в том, что театральные институции редко планируют на много месяцев вперед, а часто и вовсе срывают планы — хотя это тоже нужно иметь в виду и следить за внезапными дополнениями или переносами в афишах.

Но сам Год театра под кураторством Ольги Голодец и Владимира Мединского вряд ли окажется прорывом в светлое театральное будущее. Вместо этого можно ожидать появления новой, консервативной всероссийской премии, новых черных списков на посещение закрытия Театральной олимпиады  на Санкт-Петербургском культурном форуме или, например, назначений  депутатов с образованием фрезеровщика на должности театральных директоров.

Но есть и хорошие новости: у нас медленно, но верно развивается феминистская драматургия, появляется пострежиссерское искусство, радикализуется музыкальный театр. Например, публичная презентация итогов театрального проекта «КоOPERAция» заявлена как иммерсивная опера. В Москве уже успели привыкнуть к спектаклям, поставленным за пределами театров, но мысль об иммерсивности в сочетании с оперой кажется по-прежнему диковатой. Единственная попытка осуществить что-то подобное — «Пиковая дама» Александра Легчакова и Аси Чащинской —паразитировала на элитарности оперы и коммерционализированности променад-театра: билеты от 7 тысяч, старинный особняк, солисты и хор вроде бы в шаге от зрителей, но зачем-то обильно подзвученные.

Решение распределить премьеры «Кооперации» по пространству Малой сцены Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко скорее техническое: шесть работ нужно уместить в один вечер. Показывать будут эскизы, которые в полную силу прозвучат на «Архстоянии-2019». Впрочем, судя по драматургическому и композиционному материалу, о котором уже известно, идти нужно обязательно.

В основе одной из партитур лежит язык программирования для связи с космосом, либретто другого проекта отталкивается от общения с чат-ботами, третья команда разворачивает спектакль вокруг документального сюжета о спасении детей из таиландской пещеры. Формат альманаха позволит панорамно очертить перспективы современной оперы и превратит каждый спектакль в критический комментарий к другим.


Ближайшие показы:

8–9 декабря

Где:

МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко

Сколько:

500 рублей

«28 дней»

Феминистская оратория «28 дней» в этом году выиграла грант на постановку спектакля от драматургического фестиваля «Любимовка» и «Варочного цеха». Для сравнения: в прошлом году деньги достались пьесе Андрея Иванова «С училища», которая в подробностях и без стеснения представляла историю о том, как студентка ПТУ соблазнила преподавателя-философа. В этом году у всех на слуху были истории Харви Вайнштейна, Бретта Кавано  и даже Ивана Колпакова, театральное сообщество успело обсудить и почти не осудить предполагаемое насилие со стороны режиссера Яна Фабра, в ЦИМе вышел спектакль «Абьюз». Феминистская повестка на сцене превращается в тренд. В одном только «Театре.doc» выходит еще и музыкальный спектакль о медсестрах на Первой мировой войне — «Милосердие» Анастасии Патлай, Кирилла Широкова и Наны Гринштейн.

Вот правда удивительное дело: в новостях о будущей премьере режиссером «28 дней» обычно указывают одного Юрия Муравицкого, опуская его коллегу Светлану Михалищеву. Впрочем, скорее всего, их совместная работа над «трагедией, структурированной по дням менструального цикла» — не только попытка избежать разговора о проблемах женщин от мужского лица. Михалищева преподает сценическую речь, и именно работа с речью наверняка определит отношение зрителей к тексту, разбитого Ольгой Шиляевой на партии для Нее, Хора женщин и Мужского голоса. Можно ждать и других ярких художественных решений: «...Актеры могли бы просто стоять или сидеть и воспроизводить текст, как партии в оратории. Пьеса это позволяет. Но мы пошли более сложным путем. Посмотрим, насколько это оправданно», — интригует Муравицкий.


Ближайшие показы:

неизвестно

Где:

«Театр.doc»

Сколько:

неизвестно

На фотографии: «Суд над Джоном Демьянюком. Холокост-кабаре» / Фестиваль NET

«Правдивая и полная история Джека-потрошителя»

Первый анонс этого спектакля появился на The Village — в профайле «Театра взаимных действий», которые к тому моменту успели представить спектакли и выставки в «Гараже», ММОМА и «Боярских палатах». История про серийного убийцу Джека-потрошителя выглядит сомнительным способом провести предновогодний вечер, однако общая интонация «ТВД» наверняка превратит и ее в уютное и одновременно неглупое времяпрепровождение, одинаково подходящее для взрослых и подростков. Драматургической основой этого спектакля, который на самом деле через историю Джека выходит к проблеме фейковых новостей, станет стилизованная академическая конференция. Впрочем, монотонного чтения с листа ждать не следует. Во-первых, докладчиками выступят внутренние органы жертв Джека. Во-вторых, их реплики будут только аудиодополнением к очередному иммерсивному спектаклю-музею в духе прославившего «ТВД» «Музея инопланетного вторжения».


Ближайшие показы:

30 декабря

Где:

«Боярские палаты»

Сколько:

неизвестно

Фестиваль NET

«Новый европейский театр» стартует 30 ноября, но идти будет до 20 декабря почти ежевечерне. The Village уже собирал гид по спектаклям, на которые еще можно и нужно попасть. Назовем их еще раз кратко: Arts&Science-премьера Клима Козинского, провокативное «холокост-кабаре» Ильи Мощицкого — из важного российского; очередное музыкальное фрик-шоу Кристофа Марталера, иранская пьеса-инструкция в спонтанном исполнении Антона Красовского, Михаила Зыгаря и других видных интеллектуалов и больших актеров — из мирового.

Также следует иметь в виду, что в конце декабря обычно объявляет программу «Золотая маска», которая стартует в начале февраля. В этом году на всероссийской премии потрясающая, абсолютно на подбор, номинация «Эксперимент» и несколько важнейших привозов в малой форме: русский гиньоль «Ханана» в слоу-моушн, который поставил все тот же Муравицкий, мучительно-формалистичная «Река Потудань» от пока малоизвестного, но уже многообещающего Сергея Чехова. Впрочем, подробно о программе «Маски» The Village расскажет ближе к фестивалю.


Ближайшие показы:

до 20 декабря

Где:

на разных площадках

Сколько:

разная стоимость билетов

Гастроли Большого драматического театра

Осенью в Сети появилось видео из-за кулис отличной перформативной выставки «Хранить вечно», на котором корреспондентку и оператора канала «Санкт-Петербург» избивала девушка, внешне похожая на завлита БДТ Светлану Щагину. В пресс-службе театра этот случай не комментируют — зато есть слухи, что худрук театра Андрей Могучий извинялся перед телеканалом лично, и историю замяли безо всяких последствий.

Отправляясь на любой из пяти гастрольных спектаклей БДТ, нужно помнить об этом случае как выразительном примере непрозрачности российского театра — при всех достоинствах отдельных работ. Также следует иметь в виду, что «Губернатора» по рассказу Леонида Андреева можно бесплатно и легально посмотреть на видео. В остальном здесь хорош почти любой спектакль: хтонически-мистериальная «Гроза», галлюцинаторная «Алиса» с Алисой Фрейндлих или энергичная «Слава» Константина Богомолова по конъюнктурному тексту 1930-х, который он сам называет «советским Ла-ла Лендом».


Ближайшие показы:

19–29 января

Где:

МХТ им. Чехова, Малый театр, Moscow Media Dome

Сколько:

1 000–10 000 рублей

«Парасомнии»

Одним из самых важных событий прошлогоднего фестиваля «Новый европейский театр» стала премьера спектакля SOS художницы Веры Мартынов и композитора Алексея Сысоева о катастрофической любви. Перформанс потом повторяли в «Гараже» и возили на гастроли в Израиль, а Мартынов меж тем уже работала над новым спектаклем с другим современным композитором, Дмитрием Курляндским.

«Парасомнии» сохраняют визуальную концепцию «пустого множества», как называет ее сама Мартынов, но далеки от наивной прямоты SOS и его стремления спровоцировать катарсис. Спектакль основан на «Советских застольных песнях» современного поэта Станислава Львовского. Львовский переписал популярную раньше военную лирику малопонятными верлибрами. В сочетании с музыкой Курляндского, которая примерно тем же способом наследует песенной традиции, эти тексты кажутся совсем непонятными. Зато могут сработать как призыв к глубинной культурной памяти зрителей — возможно, мучительной и травматичной. Сами исполнительницы, по словам создателей, тоже пытались понять текст, разбираясь в собственных воспоминаниях. Так что «Парасомнии» образцово представляют ориентацию современного искусства на работу с личным опытом и актеров, и зрителей.


Ближайшие показы:

20–22 декабря

Где:

Электротеатр «Станиславский»

Сколько:

500–1 200 рублей

На фотографии: «Парасомнии»

«Последний дворец последнего царя»

Михаил Патласов — один из самых тонких театральных документалистов в России. В «Чуке и Геке» детский рассказ Гайдара стал поводом для разговора о репрессиях, к которому Патласов подключил и авторские дневники, и личные воспоминания всех исполнителей. В «Неприкасаемых» участвовали профессиональные актеры и бездомные, рассказывая истории о потере жилья под музыку Олега Каравайчука. В «Пыли» режиссер собирает портрет Новосибирска из анализа данных, интервью с известными горожанами и актерских биографий — анонсы обещают спектакль «в жанре археологии будущего, реализованной с помощью практики социального дизайна, работы с современным медиапространством».

«Последний дворец последнего царя» станет первым московским проектом Патласова. Это расследование расстрела семьи Николая II с привлечением неопубликованных материалов, вести проект помогает судмедэксперт Сергей Никитин, специалист по останкам Романовых. Главная интрига — как Патласов выведет болезненные события столетней давности в современность. Пока можно предположить только, что спектакль будет идти в иммерсивном формате: команда Театра наций подчеркивает, что особняк Нового пространства похож на Ипатьевский дом в Екатеринбурге, в подвале которого расстреляли Романовых.


Ближайшие показы:

январь

Где:

Новое пространство Театра наций

Сколько:

неизвестно

«Иранская конференция»

Иван Вырыпаев написал пьесу, в которой саркастически имитирует академическую конференцию об отношениях Востока и Запада. Правда, больше это похоже на политический конгресс: европейские интеллектуалы читают доклады о правах человека и громко ссорятся. Под конец появляется иранская поэтесса и рассказывает, как осознала любовь к богу и стала счастлива, несмотря на всю внешнюю несвободу на родине.

С Вырыпаевым, в принципе, случилось примерно то же, что с Польшей, где он живет сейчас и где сам поставил спектакль по своей пьесе. В Москве его справедливо помнят как реформатора драматургического языка и идеолога театра «Практика», но в «Иранской конференции» поворот к лихому консерватизму становится совсем очевиден. На Западе пьеса, может, и выглядит уместной социальной критикой и вскрывает демагогичность политиков. Но в России разговоры о правах человека и эмансипации по-прежнему ведутся в столь узких кругах, что относиться к ним как к пройденному этапу, над которым нужно иронизировать, пока явно рано. Все это следует иметь в виду, если очень хочется снова попасть под обаяние вдохновенных текстов Вырыпаева.


Ближайшие показы:

14–17 декабря

Где:

«На Страстном»

Сколько:

2 000–7 500 рублей

«Зарница»

Безумное дистопическое фэнтези о мире, в котором всероссийская патриотическая игра «Зарница» проходит на опушке волшебного леса с духами по имени Журчунья, Ветродуй и Леха-Лось. Еще и написано в стихах. Драматурги Андрей Родионов и Екатерина Троепольская придумали Россию будущего, где разрешена только поэтическая речь: одни говорят складным ямбом, другие — сбивчивым акцентным стихом. Оценить эффект можно по уморительному фильму «Прорубь» и спектаклю «Сван», который поставлен Юрием Квятковским с «Мастерской Брусникина».

«Сван» и «Зарница» задуманы как дилогия. В первом спектакле речь идет о мигрантах, которые сдают экзамен по стихосложению в ФМС. Герои второго — подростки. Олег влюблен в Ярославу, Маруся влюблена в Ярослава, а Ярослава влюблена в Марусю — что, конечно, посреди расписного тоталитаризма большая беда. Родионов и Троепольская относятся к своим героям предельно бережно, безо всякой иронии, хоть иногда и неловко утрируют современный язык. Впрочем, ЦИМ позволяет прикоснуться к последнему и совершенно без дистанции. Для этого следует смотреть на видео бережную постановку док-пьесы 22-летней Арины Бойко, которая основана на ее собственной переписке с подругой и носит непроизносимое название «Стопроцентная любовь огонь страсти полноценных желаний отношений к тебе от меня».


Ближайшие показы:

13 декабря

Где:

Центр им. Мейерхольда

Сколько:

неизвестно; обычно в ЦИМе — 350–2 000 рублей


Фотографии: обложка, 2 — NETFEST, 1 — GOGOLCENTER, 3 — Олимпия Орлова / ELECTROTHEATRE