The Village продолжает рассказывать о планах на весну. Разобравшись с театром, концертами и сериалами, мы составили список выставок, на которые обязательно стоит сходить в Москве.

На фотографии: «Человек как рамка для ландшафта»

«Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович»

Еврейский музей и центр толерантности если и делает выставки современного искусства, то с широким размахом. Если вы еще не знаете об этой выставке, скорее всего, у вас нет детей или друзей с детьми. Но это ничего, есть еще возможность вернуться в романтизированный кураторами выставки период детства: чтобы посмотреть некоторые работы, придется забраться на лестницы, открывать дверцы и вспомнить, каково это — не знать, что будет впереди. Ну а впереди — неограниченный тактильный опыт (ищите значки «Можно трогать») и поездки на горке навстречу важным работам XX и XXI века. Если серьезно, то это выставка на границе между аттракционом и серьезным путешествием по истории искусства без каких-либо подручных инструментов (здесь либо знаете, кто такой Маурицио Каттелан, либо смотрите его работы как в первый раз).

Бонус: Большая концертная программа о любимых произведениях классических музыкантов «Я так чувствую».


Когда

14 февраля — 14 апреля 

Где

Еврейский музей и центр толерантности

Сколько

300 рублей

«Советская повседневная жизнь. 1930–1960-е годы»

Михаил Грачев

Такие выставки для постсоветского поколения всегда окно в другую, совершенно по-иному сконструированную вселенную — Михаил Грачев потратил всю свою жизнь на образ строящегося нового мира. Его снимки в «Известиях», «Вечерней Москве» и в журнале «Советский Союз» во многом сформировали образ Москвы и страны (пятилетки, война, большие стройки, первые международные фестивали), который существовал только на страницах газет. Отдельная часть экспозиции посвящена фотографическим очеркам на простые советские темы, без каких-либо текстов — они и так рассказывают историю. Отличный повод поговорить с представителями старшего или младшего поколения о политике, публичном пространстве и конструировании коллективной памяти.

Бонус: Еще несколько выставок фотографии, идущих параллельно в рамках XI Международной биеннале «Мода и стиль в фотографии 2019» по цене одного билета.


Когда

22 февраля — 24 марта

Где

Мультимедиа Арт Музей

Сколько

500 рублей

«Человек как рамка для ландшафта»

Павел Пепперштейн

В 2016 году Москва открыла для себя работы художника Виктора Пивоварова. Тогда, во время выставки «След улитки» в «Гараже» показали «комнаты» художника, все сплошь пронизанные интимными, тихими впечатлениями. «Комнаты» сына Виктора Пивоварова, художника, музыканта и литератора Павла Пепперштейна, выросшего под влиянием московского концептуализма, а потом ставшего его важной частью, точно будут другими. Будучи частью художественной группы «Медицинская герменевтика» (совместно с Сергеем Ануфриевым и Юрием Лейдерманом), он давно и долго воспевает шизоидное, странное и мистическое, обнаруживая зазоры, орнаменты и наслоения в окружающей реальности. Погружение в мир художника, подкрепленное институциональной поддержкой (например, в рамках выставки запланирован выпуск его мемуаров), означает одно — после этой выставки вся Москва будет знать и чтить психоделический реализм Пепперштейна.

Бонус: Показ коллекции одежды, для которой Павел Пепперштейн использовал собственную графику.


Когда

28 февраля — 8 июня 

Где

Музей современного искусства «Гараж»

Сколько

500 рублей

На фотографии: «Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и „Лондонская школа“»

«Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и „Лондонская школа“»

Художники часто работают в группах, находясь в постоянном обмене между собой. Лишь некоторые из них достигают уровня персональных выставок. Мы не раз видели портреты авторства Фрэнсиса Бэкона, немного реже — Люсьена Фрейда, а об остальных их друзьях и соратниках не имеем никакого понятия. ГМИИ имени Пушкина стремится устранить эту историческую несправедливость и, вынося в название выставки фамилии Бэкона и Фрейда, заманивает нас познакомиться со всем объединением живописцев, работавших в Лондоне после Второй мировой войны. Будет жестко, хрупко, с вниманием к человеческому: «Лондонскую школу» объединяет стремление осмыслить живопись как автобиографический процесс.

Бонус: До конца марта еще можно застать выставку «Гости из Неаполя. Артемизия Джентилески и современники», где надо смотреть работу «Юдифь и Олоферн» Артемизии Джентилески, первой женщины, принятой в Академию художеств, первой женщины, чьи работы были приняты профессиональной средой, и не первой женщиной, изнасилованной другом отца. Выставки Джентилески, как правило, всегда проходят в марте, когда все художественные институции дружно вспоминают о том, что есть женщины-художницы и надо бы им тоже выделить месяц на экспозицию.


Когда

5 марта — 19 мая 

Где

ГМИИ им. Пушкина

Сколько

500 рублей

Palus Florens

Алина Бровина

К слову о женщинах-художницах: пока все главные художественные институции делают персональные выставки мужчинам (это не драматизация — присмотритесь к этой подборке повнимательнее), есть смысл обратить на первую персональную выставку художницы Алины Бровиной. Площадка «Старт» на территории «Винзавода», которая всегда была пространством для первых персональных выставок молодых художников, в этом году стала и территорией для молодых кураторов. На диалоге между куратором Ольгой Дерюгиной и художницей Алиной Бровиной и строится проект Palus Florens, призванный рассмотреть поэтику палисадника. Художница берет к себе в соавторы экосистему московского двора, возводит клумбу на пьедестал и проводит химический анализ детского пластилина, напоминая нам о необходимости присматриваться к рукотворному.

Бонус: Возможность увидеть первые эксперименты художницы, чтобы потом говорить на вечеринках: «Ах, да, это как в том ее проекте в 2019 году на „Винзаводе“». Потенциал у Бровиной явно большой.


Когда

5 марта — 7 апреля 

Где

«Старт», «Винзавод»

Сколько: бесплатно

«Рашид Араин. Ретроспектива»

Ретроспектива как выставочный жанр — это всегда точный расклад по полочкам. Ретроспектива работ Рашида Араина, подготовленная кураторами из Музея Ван Аббе (Эйндховен, Голландия) и адаптированная к показу в России кураторами из «Гаража» — не исключение. Рашид Араин родился в Пакистане, в 1960-х переехал в Лондон и начал работать с локальными цветами и симметрией. Но уже начиная с 1970-х годов вышел за пределы абстрактной формы и начал работать с текстом, перформансом и выставками, — чтобы последовательно рассказывать о расизме в современном художественном мире. Тогда же он начинает собирать архив стереотипов о пакистанцах, с 1980-х — создает выставки, призванные интегрировать художников из бывших колоний Британской империи в современный художественный процесс. Запрос на другие исторические нарративы, стремление к объединению за пределами национальных категорий — то, что снова поместило работы Рашида Араина в поле внимания кураторов «Документы» 2017 года. Колониальные отношения — это не то чтобы решенный вопрос.

Бонус: В последние недели работы выставки покажут ранее не осуществленный перформанс Араина «Диско под парусом» — абстракция, цигун, идеи 1970-х.


Когда

8 марта — 26 мая 

Где

Музей современного искусства «Гараж»

Сколько

500 рублей

На фотографии: Palus Florens

«Женщины. Инвалидность. Феминизм»

Трехдневный фестиваль на территории муниципальной галереи объединения «Выставочные залы Москвы», посвященный трем темам, пересечение которых в публичном пространстве осуществляется довольно редко. Жизнь в России устроена так, что зачастую мы можем бороться за свои права только с одной позиции — организаторы фестиваля акцентируют на этом внимание в своем манифесте «Нас нет. Нас нет ни в феминизме, ни в движении за права инвалидов». Такое отсутствие пересечения различных дискурсов и даже иногда взаимоисключение — действительно довольно мощная проблема. Организаторы обещают лекционную и дискуссионную части фестиваля, позволяющие поднять и обсудить публично проблемы женщин с инвалидностью силами теории, солидарности и современного искусства.

Бонус: Можете не приходить, если считаете, что это вас не касается, но, по крайней мере, мы вам об этом рассказали.


Когда

15–17 марта

Где

Галерея «Пересветов переулок»

Сколько

бесплатно

Илья Репин

Новая Третьяковка продолжает серию выставок-блокбастеров, на этот раз — Ильи Репина. Что тут можно сказать: великий мастер, современная интерпретация, билеты можно покупать уже прямо сейчас, неизвестные прежде широкому зрителю полотна — вы и так сами все знаете.

Бонус: Всегда можно посмотреть экспозицию XX века, тем более там столько всего изменилось (если вы там давно не были, сообщаем: стены покрасили, сделали модную гостиную с Arzamas, вытащили много интересных работ из запасников, «Летатлин» красиво повесили, включили Мамышева-Монро и других в экспозицию — в общем, прибрались).


Когда

16 марта — 18 августа 

Где

Новая Третьяковка

Сколько

600 рублей

Комар и Меламид

Два больших куратора 1990-х — начала 2000-х, важные фигуры «взрослого» художественного мира Иосиф Бакштейн и Андрей Ерофеев курируют ретроспективу одних из основателей соц-арта, Комара и Меламида. На выставке будут представлены как программные работы, начиная с 1972 года, так и остальной художественный путь вплоть до распада коллектива в 2003 году. Видеть такие выставки всегда грустно, важно и волнительно: постсоветское поколение уже не имеет этого болезненного страха от переиспользования советской символики, а значит, иронические стратегии художников, которые во многом строились на переприсваивании, рискуют сработать совсем другим образом, нежели чем прежде.

Бонус: Реэнактмент выставки «Монументальное искусство» 1992 года, проекта по преобразованию памятников советской эпохи, инициированного Комаром и Меламидом.


Когда

22 марта — 16 июня 

Где

ММОМА, Гоголевский б-р, 10

Сколько

500 рублей

«Прочь из-под земли, звон из облака» 

Алексей Таруц при участии Александры Сухаревой

Выставка, которую вы явно не сможете увидеть целиком и полностью. Во многом потому, что художественная практика Алексея Таруца (участника знаковой для московской сцены нойз-группы «Я слева сверху») выстроена вокруг потребления события как такового. Открытие проекта пройдет в другом месте, на выставке будет работать нанятый актер-перформер, а инсталляция будет создана при участии художницы Александры Сухаревой: невозможность сконцентрироваться, невозможность охватить все одним взглядом, невозможность присутствия и тотального вовлечения — эти и немногие другие расстройства современного человека затронет перформативная практика Таруца.

Бонус: Если вы не знакомы с историей и экспозицией Музея Вадима Сидура, это отличный шанс познакомиться (в том числе тактильно) с работами модернистского скульптора. Музей стал частью Московского музея современного искусства, так что логично предположить, что выставок современного искусства на территории музея будет еще больше.


Когда

28 марта — 21 апреля  

Где

Музей Вадима Сидура

Сколько

150 рублей

«V-A-C. Расширение пространства. Из центра»

Не выставка, не весенняя, это политический стейтмент фонда V-A-C. Пока в центре строится гигантское здание под предводительством Ренцо Пьяно, фонд набирает по всему миру армию кураторов и заявляет о своем уходе на целый год за пределы Садового кольца. Щукинская киномастерская «От себя» в сотрудничестве с «Москино», посвященная «снам на районе», «странные кружки» в районных ДК, которые уже работают, и, конечно, вишенка весеннего сезона — программа «Непрерывные токи» в Лефортове. 25 и 26 мая пройдет премьера «ГЭС-2 оперы» силами режиссера Всеволода Лисовского, композитора Дмитрия Власика и поэта Андрея Родионова, сценограф — великая мастерица театральных декораций и городского пространства Ирина Корина, чью гигантскую инсталляцию вы видели, например, в атриуме «Гаража». Опера о буднях сотрудников бывшей городской электростанции и состоится в конструктивистском корпусе кампуса Московского энергетического института в Лефортове. Таким образом фонд возвращает к жизни прежде периферийную для него программу «Расширение пространства» и отвлекает наше внимание от своей гигантомании.

Бонус: К деятельности фонда можно и нужно относиться критически, но программу «Расширение пространства» я люблю: над ней точно работают добрые люди (как правило, все самые добрые люди работают в образовательных отделах), и это хороший повод заглянуть в районные организации, доставшиеся нам в наследие от советской системы учреждений культуры.


Когда

февраль — декабрь  

Где

Крылатское, Щукино, Хорошево-Мневники, Лефортово и другие районы Москвы

Сколько

бесплатно


Фотографии: обложка, 1 — GARAGEMCA, 2 — PUSHKINMUSEUM, 3 — «Старт»