Раз в три месяца The Village рассказывает, что нужно знать о театральных премьерах, о которых вы услышите и без нас, и как не пропустить пока еще маргинальные, но вообще-то самые живые события. Этой осенью — революционная подборка: больше половины спектаклей из нее поставили женщины. Не то чтобы это значит, что во всех российских театрах вдруг наступило гендерное или еще какое-нибудь равенство, да и звездные имена по-прежнему мужские: Серебренников, Богомолов, Диденко, Стадников. Но в театрах новый сезон, и мы собрали все, что ведет к лучшему из возможных вариантов будущего.

Текст: Ольга Тараканова

«Фриндж» и новые имена

Sdvig Lab

Sdvig Lab в Москве

Высадка в Москве питерской студии «Сдвиг» — топ-площадки нового российского танца. Кроме регулярных перформативных вечеринок на всю ночь, команда студии постоянно приглашает местных и зарубежных хореографов-интеллектуалов вести движенческие лаборатории — изучают, например, «липкое пространство», «нерациональное тело», «элементарные мутации». Этой осенью сокураторка «Сдвига» Аня Кравченко стала резиденткой мастерских музея «Гараж» на ВДНХ и поэтому собирает толпу танцхудожников на двухдневное отчетное мероприятие Sdvig Lab там. В фокусе, скорее, не показы перформансов, хотя они тоже будут, а разговор о самом танце и возможностях познавать мир телом.


Когда

12–13 октября

Где

Мастерские «Гаража» на ВДНХ

«Ого для меня это слишком много»

Второй спектакль Натальи Зайцевой (по пьесе Арины Бойко) — ее режиссерский дебют в жанре ASMR-театра с непроизносимым названием «Стопроцентная любовь огонь страсти полноценных желаний отношений к тебе от меня» The Village уже признал «первым в российском театре высказыванием о 20-летних, которое можно назвать нормальным». «Ого…» абстрактнее «Любви…»: текст теперь собран не просто из переписки во «ВКонтакте», а из поиска каждого слова из названия пьесы по диалогам. Обнаруживаются длинные поздравления, которые обязательно нужно переслать, странные стихи и другие узнаваемые вещи. В начале октября команда делает открытый тестовый показ, а в ноябре обещает премьеру.


Когда

10 октября

Где

дом Щепкина

«Дохлая бездомная собака»

Больше чем пятая за год совместка Васи Березина и Розы Хайруллиной: режиссер и актриса нашли друг друга, но она ему не муза, а ироничная и лихая соавторка. Раньше Березина знали как нагловатого театрального панка, который сквотирует заброшки и ругается с Павленским, а Хайруллина бессменно играла тщедушных христианских мальчиков в саркастичных спектаклях Богомолова. Вместе они делают неожиданно добрый театр, которого сейчас так не хватает. Например, этот спектакль посвящают всем, «кто лежит на бордюре и в агонии вспоминает тех, кто оставил их на улице», и это явно искренне.


когда

9 сентября

где

площадка «8/3»

сколько

800 рублей

«Мам, привет»

«Мам, привет»

Вика Привалова тоже делает добрые, понятные и терапевтичные спектакли: о первой любви, о свиданиях, еще был мягкий док о революционерке Александре Коллонтай. «Мам, привет» — ее самая масштабная работа, она важна не только темой, но и форматом. Взрослые дети рассказали Приваловой и драматургу Евгению Казачкову о своих отношениях с матерями, а те собрали из этого выставку: актеров нет, зато есть запахи, предметы интерьера, тексты на аудио. Спектакль первый раз показали в Москве еще в апреле, но с августа он вписался в пространство НОМе и теперь должен идти там блоком раз в месяц.


когда

25–29 сентября

где

пространство HOMe

сколько

1 300–3 000 рублей

«Выйти из шкафа»

Спектакль Анастасии Патлай о молодой российской гей-паре вообще-то спокойно идет не первый год и уже стал классикой документального театра. Но в августе его дважды срывали неонацисты, с московского показа Патлай вообще увезли в отделение полиции. Команда не собирается закрывать спектакль, но сходить стоит прямо сейчас — как минимум чтобы поддержать создателей и их очень правильное дело.


когда

28 октября

где

«Театр.doc», площадка «Doc на острове»

сколько

1 300 рублей

Фестиваль «Особый взгляд»

Четыре дня инклюзивных спектаклей со всей России. Программа пока не объявлена, но заявки на опен колл уже изучают эксперты, а в целом фестиваль курирует Ника Пархомовская, которая в прошлом году делала в Петербурге проект «Квартира» с Борисом Павловичем и подопечными центра «Антон тут рядом» много лет активнее многих продвигает социальный театр.


когда

28–31 октября

где

Новое пространство Театра наций

«Выйти из шкафа»

«Чужой голос»

Еще одно инклюзивное событие, точнее, событие о том, как не надо делать инклюзию — например, не надо приглашать нормативных актеров на роли героев из уязвимых групп. А может быть, и надо, если актер — звезда и обеспечит проекту резонанс? Важно, что пьесу об этом написала глухая драматург Полина Синева, то есть вопрос обсуждается изнутри сообщества. А спектакль ставит Елена Смородинова, известная как критик и журналистка, но в прошлом году выпустившая, например, «#будуделатьтебязвездой» о насилии в порноиндустрии и среди российских кино- и театральных продюсеров, и это было редкое для театра сочетание глянцевости и феминизма.


когда

2 октября

где

«Электротеатр Станиславский»

Фестиваль Poehali

Центр Мейерхольда с этого года должен переформатироваться: не только давать площадку местным независимым командам и собирать новые в ежегодной резиденции, но также показывать в Москве спектакли зарубежных независимых площадок. Первые гости — эстонский аналог самого ЦИМа, театр Vaba Lava, который привезет спектакли о жизни на границах. Актриса Юлия Ауг вспоминает свою бабушку и судебные процессы, которые вела, чтобы подтвердить свое эстонское гражданство. Режиссер Дмитрий Егоров ставит интервью с эстонскими композиторами и продюсерами советских времен, которые соединяли местную музыку с западной. Сергей Потапов ставит эстонскую пьесу «Оборотень», но сам по себе известен как один из главных хитмейкеров нового якутского кино, который в театре тоже из раза в раз занимается вопросами национальной идентичности и постколониализма.


когда

3–6 ноября

где

Центр имени Вс. Мейерхольда

Chow Down!

А вот спектакль, который пока нельзя посмотреть в Москве — хотя продюсеры говорят, что уже ищут варианты его привезти. Команда «Родины», четырехчасового спектакля-пирамиды и спектакля-(анти)армии о параллелях между раннесоветской историей и нынешней политикой, в полном составе отправляется на престижнейший австрийский фестиваль Steirischer Herbst. Перформанс назвали Chow Down! («Сожри!»), и он действительно про еду — будут реконструировать и перепридумывать недавнее правительственное заседание, на котором решили избавиться от тонн нелегальных санкционных продуктов. Также обещают похоронить президента — ну а что нам еще нужно?


когда

11-12 октября

сколько

21 евро

Резонанс

«Занос»

«Палачи»

Первый спектакль Кирилла Серебренникова, который он наконец делает не из-под домашнего ареста, хотя все еще под подпиской о невыезде, выходит с лозунгом «Палачи бывшими не бывают». Но прямых апелляций к делу самого режиссера и вообще сегодняшней ситуации, похоже, не будет: пьеса брутального шотландца Мартина Макдонаха разворачивается в провинциальной Америке 60-х, а Серебренников переписал историю под московские ранние нулевые. Следует знать, что смертную казнь в США отменили как раз в 60-е, а в России — в 1996 году и что главный герой пьесы — палач, который остался без профессии и открыл мутноватый бар, а потом одного посетителя еще и решил повесить.


когда

12–15 сентября

где

«Гоголь-центр»

Immerse

Второе в России театральное мобильное приложение: летний запуск «Мобильного художественного театра» Михаила Зыгаря вызвал кучу шума, но эти вроде бы демократичные аудиопрогулки с голосами больших актеров радуют пока только технологическим качеством, а не художественным. С Immerse все может получиться интереснее. Во-первых, тут акцент на дополненной реальности, а значит, не на приевшейся формуле «город как декорация», а на каких-то более свежих формах вторжения в публичное пространство. Во-вторых, среди предварительно анонсированных продакшенов — спектакль вроде бы повторяющего самого себя Максима Диденко, зато по алхимическому трактату XVII века и со стартом в «Яме», AR-версия панк-хита Всеволода Лисовского «Неявные воздействия» и даже спектакль Павла Пепперштейна.

Мобильный художественный театр: Что (пока) не так с новым проектом Михаила Зыгаря

Читать


когда

20 сентября — премьера Диденко

где

по всей Москве

сколько

около 1 200 рублей

«Занос»

Юрий Квятковский с «Мастерской Брусникина» в прошлом году выпустил в ЦИМе блестящий хит «Зарница» с квир-подростками, бодрыми песнями и лазерным шоу. В этом году он хедлайнер осени в «Практике» и ставит «что-то вроде пьесы» Владимира Сорокина — как обычно, про русскую хтонь с ветеранами, силовиками и олигархами. В самой «Практике» уже идет простой, динамичный и занимательный спектакль о местном абсурде «Человек из Подольска Сережа очень тупой», и «Занос» наверняка его хорошо дополнит.

Почему вам нужно посмотреть спектакль «Зарница» — новый квир-хит в Центре имени Мейерхольда

Читать


когда

30, 31 октября

где

«Практика»

сколько

4 500–6 500 рублей

«Норма»

Еще один Сорокин и еще один Диденко — но знать о спектакле нужно, потому что это первая громкая премьера в Театре на Малой Бронной под руководством Константина Богомолова. Что будет на сцене, совершенно очевидно: хореографированные массы под маршевую музыку и хорошо сыгранная инсценировка саркастичного текста, который, по словам режиссера, «вынимает метафизическую основу русского сознания». Немножко интереснее, что будет обо всем этом говорить Богомолов, которому теперь надо как-то балансировать между вроде как современным, а значит, хоть немножко критическим театром, и любовью с московскими властями.


когда

6, 7 ноября

где

Театр на Малой Бронной

Мег Стюарт, Кэролин Нгуен, Саймон Стоун и Мило Рау на «Территории»

«Территория» тоже в сложных партнерских отношениях с властью: недавно, например, фестиваль делал школу на проправительственном форуме «Таврида», режиссер решил добавить в финальный показ сцену с гомосексуальными поцелуями, форум взорвался, и «Территория» решила откреститься от режиссера официальным письмом. Но хорошие спектакли в Москву они, конечно, каждую осень возят.

В этот раз внимание нужно обратить на четыре позиции. Во-первых, трехчасовой автофикшен франко-вьетнамской режиссерки Каролин Нгуен «Сайгон» — как раз об отношениях Франции и Вьетнама, Индокитайской войне и вообще миграции. Во-вторых, вечер соло Мег Стюарт — героини доброй половины новых российских танцхудожников, которые обожают ее за умение работать с уязвимостью и несовершенством тела. В-третьих, «Пять легких пьес» короля провокативной документалистики Мило Рау — тут подростки вживаются в героев истории маньяка Марка Дютру, который в Бельгии известен примерно как Чикатило. В-четвертых, «Медея» Саймона Стоуна — весной Москву снесло от его постановки «Трех сестер», где все актеры говорят очень тихо, очень быстро и очень далеко от авансцены, в основном вообще за стеклом, то есть это такой театр, где играют, но об этом забываешь.


когда

10–19 октября

где

разные площадки

сколько

500–10 000 рублей

Прямая речь

В последние полгода я, Ольга Тараканова, сама не только отбирала для The Village лучшие спектакли, но и делала два своих — не сольно, а в горизонтальных командах с другими режиссерками, хореографами, художницами. 

Эти два спектакля — феминистская конференция Locker Room Talk и антикапиталистическая платформа «Кариес капитализма». Гендерная оптика в российской театральной критике не то чтобы процветает, и мало у кого есть язык, чтобы писать о спектаклях, которые апеллируют к самым современным политико-экономическим утопиям, например воображают мир, в котором больше нет работы. Поэтому сама напишу о себе — а еще об Аде Мухиной и Дарье Юрийчук, которые делали со мной оба спектакля, и об Алене Папиной, которая делала с нами «Кариес…».

Locker Room Talk

Мы выпустили этот спектакль в команде, которая состоит только из женщин, в том числе небинарных — «тех, кто называет себя женщинами, и тех, чьи тела другие определяют как женские». Сначала была документальная пьеса шотландца Гэри Макнейра — каталог коротких реплик местных мужчин из офисов, кафе, такси о том, как они обсуждают женщин, пока их нет рядом. В итоге от текста остались короткие фрагменты и статистический анализ: восемь из 14 глав мы превратили в доклады в жанрах доклад-инструкция, аффективный перформанс и даже вербатим-рэп. Есть мнение, что самая важная сцена — предпоследняя, тренажер, в котором мы приглашаем тех, кто готов, выйти на сцену и убедить перформерок в роли веселых пьяных мужчин, что из их любимой алкоигры нужно исключить оскорбительную карточку «шлюхи пьют». На июньской премьере зрители придумали способ, и это вроде бы мелочь, но такие и раздвигают наши утопические горизонты.


когда

18 сентября, 28 октября, 17 ноября

где

ЦИМ

сколько

850–2 000 рублей

«Кариес капитализма»

Это спектакль-митинг и спектакль-расследование — как Фонд борьбы с коррупцией, только вживую и про театр. Феномен прекарности, то есть незащищенной жизни без постоянной работы и социальных гарантий, сейчас охватывает огромную часть рынка труда, от суперквалифицированных фрилансеров до «Яндекс»-курьеров. Прекариев становится все больше, и, говорят, они сделают новую революцию. В спектакле мы изучаем эту возможность на примере театрального производства: пригласили четырех прекариев от театра представить свидетельства своей незащищенности и по одному реальному проекту — изменения условий труда в индустрии. В конце каждого показа зрители будут голосовать и решать, какому из проектов отдать четверть денег от билетных сборов — чтобы идеи воплотились в жизнь, ну или чтобы победителю было на что поесть, если гонорары задерживают или снова не выплатили.


когда

1 октября, 7 ноября

где

ЦИМ

сколько

500–10 000 рублей


Фотографии: обложка, 5 – ЦЕНТР ИМЕНИ ВС. МЕЙЕРХОЛЬДА, 1 – «Сдвиг», 2 – пространство HOMe, 3 – «Театр.doc», 4 – «Практика»