Весна, кажется, лучшее время, чтобы ходить в российский театр. Каждую осень в Москве случается фестивальный припадок — и все идут смотреть иностранцев. Весной же дозревают местные художники, а «Золотая маска» выкатывает гигантскую программу из регионов — в ней, если покопаться, всегда есть уникальные вещи. Театральный критик Ольга Тараканова составила подборку достойных внимания спектаклей о том, как жить в России: тут и дискотека под советские песни, и документальные истории про сексуальность, и разговор о расизме.

«Искусство действия»

Театр Post в Москве

Дмитрий Волкострелов, основатель петербургского Театра Post, в январе стал худруком Центра имени Мейерхольда. С одной стороны, Волкострелов — аккуратный и тонкий художник, у которого одинаково органично получается и исполнять американских композиторов-минималистов, и читать со сцены древнерусские берестяные грамоты, и делать вдумчивые актерские спектакли по политическим пьесам.

С другой — все ждали, что ЦИМ возглавит нынешний директор театра Елена Ковальская, которая семь лет работала заместителем прежнего худрука Виктора Рыжакова и курировала всю поисковую часть программы. Но полностью довериться женщине, да еще и с острой политической позицией, московский департамент культуры не смог. Это расписной патриархат, и когда-нибудь он исчезнет. А пока можно смотреть набор спектаклей Волкострелова.

Сейчас в Москве на «Золотой маске» покажут его «Соседа» — вроде как про отношения России и Беларуси, хотя по сюжету про двух соседей по даче, и «Хорошо темперированные грамоты». И в ЦИМе — диптих из «Двух перстней» и «Диджея Павла» по пьесам-плейлистам.


Где

ММОМА, Центр имени Вс. Мейерхольда, «Винзавод»

Когда

11–12 марта («Сосед»), 13 марта («Диджей Павел» и «Два перстня»), 14–15 марта («Хорошо темперированные грамоты»)

Сколько

1 200–3 000 рублей

«Лунная Масленица»

Белорусский драматург Павел Пряжко, известный по пьесам-фотоальбомам и пьесам-плейлистам, написал дико смешной текст для самых маленьких. Главные персонажи тут Таня и Дима — восторженные эмбрионы, которые обожают своих родителей прямо из живота матери. Потом они становятся решительными подростками, которые отправляются в космос вытащить маму и папу из рук коварного Лунного Жира. Мама и папа на Луне добывают элитный сыр и работают почти без выходных.

Спектакль поставил Филипп Григорьян, дело происходит в монументальном Дворце на Яузе, который на время ремонта арендует Театр на Малой Бронной под руководством Константина Богомолова. Лучшее постановочное решение режиссера и художника — гигантская плюшевая гусеница с писклявым голосом, ростовая кукла из карикатурного ТЮЗа, которая оказывается волшебной помощницей Тани (лучшая шутка в пьесе, соответственно, про то, что у мальчика в помощниках умный робот, а у девочки плюшевая гусеница). Самое сомнительное постановочное решение — коварный, несчастный и непонятый Лунный Жир в образе карикатурной дрэг-квин.


Где

Театр на Малой Бронной во Дворце на Яузе

Когда

200–1 200 рублей

Сколько

15, 22, 25 и 28 марта, 5 и 26 апреля

«Искусство действия»

Кураторка Дарья Демехина собирает видео заметных перформансов, которые российские художники ставили вне Москвы, и предлагает смотреть их бесплатно на большом экране вместе с «Москино», а в перспективе и с кинотеатрами по всей России. Уже показали ораторию «Огни Урала» с прошлой Уральской биеннале. В ближайших планах — «Пролетайте и соединяйтесь» Анны Козониной, Анастасии Дмитриевской и Антона Рьянова с заброшенного нижегородского стадиона «Водник».


Где

кинотеатр «Салют»

Когда

17 марта

Сколько

бесплатно

«Опус ДНК»

«Съезд современного танца»

Вообще это мероприятие для профессионалов из индустрии. Целых четыре дня дискуссий и воркшопов с фокусом на насущном вопросе: как продюсировать современный танец, если сейчас в этой области рождаются самые свежие художественные идеи, а бюджетов почти нет?

Непрофессионалов могут заинтересовать две позиции в программе — фестиваль практик и шоукейс. На фестивале практик танцхудожники будут на пальцах, спинах и ступнях показывать, чем они занимаются в студиях: как дышат, лежат на полу, перепридумывают йогу, тай-чи и медитацию, учатся ловить незаметные импульсы-позывы к движению, то есть развивают телесный, а не вербальный интеллект. Судя по составу участников шоукейса, можно будет в сжатые сроки посмотреть все важное, что появилось в новом танце за последние пару-тройку лет.


Где

Новое пространство Театра наций

Когда

26–29 марта

Сколько

3 000 рублей

Лаборатория движения «6 квадратных метров»

Это тоже телесные практики, но в формате регулярной лаборатории на базе библиотеки Некрасова. В ней существует четыре направления, каждое проходит в формате открытых занятий. Первое — курс Германа Строганова, посвященный замедлению и заземлению: участники молча перебирают рис и не отрываясь смотрят на свои отражения в зеркале. Второе — «Снить» Анны Цедик — исследует сны. Третье — Female Gaze on the Future Алены Папиной, и это про присвоение маскулинности женскими телами. Четвертое — занятия Ню Симакиной, на которых каждый по-разному поет караоке.


Где

Библиотека имени Н. А. Некрасова

Когда

каждую неделю

Сколько

бесплатно

«Опус ДНК»

Основатель биоарта Эдуардо Кац 20 лет назад придумал схему, по которой любой текст можно перевести в код ДНК: сначала он пользовался азбукой Морзе, а потом из сочетаний точек и тире переходил к кодонам. Драматург Екатерина Августеняк воспользовалась этой схемой, чтобы рассказать о болезненных отношениях матери и дочери. В ее пьесе восемь глав, которые состоят из чувственных и узнаваемых отрывков, точнее — даже обрывков: «ты уже хрипишь, я же слышу», «осторожно: люди не поймут/осторожно: в дворники пойдешь», «нет, я не приеду на праздники». Каждый обрывок переведен в код ДНК, а потом еще во что-нибудь: в продукты, в предметы мебели, в названия тканей. Получился мир, в котором свободно плавает все то, что нас окружает и иногда как будто случайно собирается в ассоциативные кластеры.

В спектакле, который поставила сама Августеняк вместе с молодым композитором Олегом Крохалевым, пятеро актеров в белых рубашках исполняют эту пьесу как партитуру. На экране в это время бежит сине-зелено-фиолетовая проекция кода. Необязательный и ненавязчивый спектакль не просто представляет интеллектуальную конструкцию, а иногда бьет в эмоции, что большая редкость для российского театра.


Где

Центр имени Вс. Мейерхольда

Когда

27 апреля

Сколько

1 200 рублей

«Пастораль»

«Пастораль»

Четыре героя-любовника, которые в режиме реального времени вытягивают одну за другой 60 карточек и исполняют задания с них. В основе карточек — материал от советского романтического кино до цитат из порно и работ трансгендерного философа Поля Пресьядо.


Где

площадка «8/3»

Когда

31 марта

Сколько

500 рублей

«ЛАВ (летучие ароматические вещества)»

Первый в России ольфакторный (обонятельный. — Прим. ред.) спектакль. Главное средство воздействия здесь — запахи. И режиссерка Элина Куликова разложила их в до смешного театральную историю. В ней зрители страница за страницей перелистывают индивидуальные альбомы с парфюмерными образцами. Альбомы разные, запахи ранжируются от кофе и леса до больницы, но в целом, кажется, история про смерть: в финале все пространство заполняет запах свечного воска.


Где

Центр Вознесенского

Когда

5 апреля

Сколько

неизвестно

«Лилит»/«Одуванчики»

Два сильных танцсоло из регионов в программе «Золотой маски». «Лилит» — про первую, по библейским легендам, женщину на Земле, работа компании Solyanka Dance Project из Кирова. «Одуванчики» — про личный опыт службы в ВДВ, поставил и исполняет Денис Чернышов из Челябинского театра танца вместе с танцдраматургом Татьяной Гордеевой. Это, видимо, к тому, что мужчинам тоже открываются так себе возможности.


Где

Центр имени Вс. Мейерхольда

Когда

2 апреля

Сколько

1 500 рублей

«Покорность»

«Аллюки»

Это опера на шорском, тувинско-таджинском, челканском, долганском и еще русском жестовом языках, сделанная казанским режиссером Туфаном Имамутдиновым в центре «Инклюзион». Те, кто смотрел «Аллюков», говорят, что работа мощная, в лучшем смысле сдержанная и явно не спекулирует на нарядно-экзотических образах ни особых людей, ни умирающих тюркских языков: здесь только пустое пространство, хор в несколько десятков человек и пять стихотворений татарского классика Габдуллы Тукая в переводах, ни один из которых зрителям со знанием русского и английского не понятен.


Где

Исторический музей

Когда

4 апреля

Сколько

неизвестно

«Покорность»

«Покорность» Мишеля Уэльбека, с одной стороны, мощно разгоняет политическое воображение: события романа происходят во Франции 2022 года, где благодаря поддержке социалистов кандидат-мусульманин выиграл президентские выборы у представителя правого фронта. С другой — автор все-таки исламофоб, чего не скрывает, и поэтому относиться к дистопическим картинам нужно с долей скепсиса.

Что интересно, в Театре наций «Покорность» ставит Талгат Баталов, татарин родом из Ташкента, который параллельно репетирует в ЦИМе «Алдара» Олжаса Жанайдарова — про дискриминацию мигрантов из Средней Азии в России, и играть в спектакле будут только актеры с опытом миграции. Но про «Покорность» Баталов говорит следующее: «Мы все можем встать перед выбором какого-нибудь повального крещения, принятия мусульманства или чего угодно другого: конфессия неважна. Главное, если ты не с нами, значит, ты против нас. Какая религия в данный момент приходит к власти — не суть важно, а важно то, что все прежние ценности будут нивелированы». Это не обещает какого-то внимательного и уважительного исследования межкультурных взаимодействий, но все-таки — вдруг?


Где

Театр наций

Когда

10–11 марта

Сколько

неизвестно

«Я и Фрида»

Тоже спектакль о проблемах миграции, но в совсем другом жанре — это театральный автофикшн. Про автофикшн в последние лет пять нон-стоп говорят в литературе, где авторы больших романов вроде как перестали придумывать героев и события, а начали документировать свою жизнь в мельчайших подробностях (почитайте про «Мою борьбу» Карла Уве Кнаусгора). При этом писатели отказались от лейбла «документальный роман» — то есть вроде все правда, но, может быть, и не совсем.

Так вот, в спектакле «Я и Фрида» актриса и авторка идеи Наргиса Абдуллаева тоже рассказывает историю свою, но и не свою. Она переехала в Москву из Ташкента. В Ташкенте была звездой театра «Ильхом» — первого в СССР независимого театра, где режиссер Марк Вайль ставил удивительные чувственные спектакли и притом часто рассказывал истории гомосексуальных отношений (вероятно, за это и был убит в 2007-м на подходе к своему дому). В Москве кастинг-директора сообщили, что играть с восточной внешностью придется в основном террористок — но и таких ролей не то чтобы много. Зато и в Узбекистане, и в России ее все время сравнивали с Фридой Кало.

Спектакль балансирует между документальными личными историями и игрой во Фриду, про которую в последнее время из каждого утюга, но тут крайне обаятельно, в какой-то нарочито детской иронии. А может, не в детской, а в суфийской — эта исламская мистическая традиция культивирует вот такой особый тип юмора, и авторке эта традиция не чужда.


Где

«Театр.doc»

Когда

13 и 22 марта

Сколько

1 500–2 000 рублей


Фотографии: обложка — «Фестиваль «Золотая маска», 1 — «Москино», 2 — Центр имени Вс. Мейерхольда, 3 — Независимая театральная компания «Барабан», 4 — Театр наций