17 июля

Protomartyr 

«Ultimate Success Today»

Как-то Игги Поп назвал Protomartyr «лучшей из американских групп, что мы имеем на данный момент». Кажется, будто бы детройтцы только недавно выпустили дебютную пластинку, посвященную родному городу, первый тираж которой на виниле раскупили так быстро, что его пришлось допечатывать. Между тем Protomartyr не только записали с тех пор еще три альбома, но и оказались почти что пионерами нового шумного постпанка. Shame, Idles и Fountains D. C. открыто признаются ей в любви — и это слышно.

На новом альбоме «Ultimate Success Today», уже пятом по счету, группа продолжает экспериментировать со звуком: запись проходила в церкви XIX века с продюсером Дэвидом Толомеи, который работал с Dirty Projectors и Beach House, и гостями — саксофонистом Джемилом Мундоком, певицей Нэнди Роуз и другими музыкантами скорее академического толка.

Николас Джаар

«Telas»

Чилийский электронщик в этом году разразился релизами: в конце марта вышел «Cenizaz» (под его настоящим именем), а еще на пару месяцев раньше — второй альбом его сайд-проекта All Against Logic.

У многих при упоминании имени чилийца в ушах играют «Mi Mujer» и «Space Is Only Noise». Однако на «Telas» почти нет битов — лишь постукивания и поскрипывания, перемежающиеся черт знает чем: клавесином, эмбинет-синтезаторами и хором. Это можно объяснить тем, что альбом существует совместно с аудиовизуальной работой, которую Джаар сделал совместно с художником Сомнатом Бхатом: они назвали его «visual terrain». Работу должны представить на разрабатываемом сейчас сайте, который художники описывают как «панспермическую местность, где частицы путешествуют в пространстве, сплетая вместе формы жизни, где, независимо от того, существуют ли они в мыслях, в физической форме или в других формах, они имеют твердое или неподвижное происхождение». (Я тоже ничего не понял.)

Dixie Chicks

«Gaslighter»

Трижды перенесенный из-за вируса, первый за 14 лет альбом трех девушек, поющих кантри. Даллас, Техас — казалось, Dixie Chicks вполне соответствовали всем атрибутам современного кантри, пока не случилось вот что. В 2003 году, когда Джордж Буш развязал войну в Ираке (после теракта 11 сентября), Натали Мейнс обратилась к публике на концерте в Лондоне: «Просто, чтобы вы знали: мы на вашей стороне. Мы не хотим этой войны, этого насилия, и нам стыдно, что нынешний президент Америки родом из Техаса».

Никто не готов был услышать подобного от кантри-звезд. Поклонники рассвирепели: они поддерживали Буша. Dixie Chicks убрали с кантри-радиостанций по всей стране, а ослушавшихся диджеев даже уволили.

Выпустив последний на данный момент альбом в 2006 году, спродюсированный Риком Рубином, группа отправилась на отдых. Уже в 2010-х Dixie Chicks выступили на фитах у Тейлор Свифт и Бейонсе, а сейчас готовятся выпустить альбом. Его продакшеном занимается известный любовью к восьмидесятническому звуку Джек Антонофф — человек, сделавший три альбома той же Тейлор Свифт, последний альбом Ланы Дель Рей и много чего еще. «Когда мы ему написали, мы думали, что позовем делать альбом кучу разных людей и продюсеров, — рассказывала одна из участниц группы Эмили Штраер. — А потом, когда вышла первая песня, мы были такие „он должен спродюсировать весь альбом, он должен звучать так целиком“. Он вынес нам мозг».

24 июля

Джесси Ланца

«All the Time»

Канадская электронщица не выпускала новой музыки с 2016 года. «Oh, no» был набором бойких треков с плотным битом и строптивым вокалом — эталонный техно-поп, под который невозможно не качать головой, даже если слушаешь в вагоне метро. Ланца записывала новый альбом вместе со своим креативным партнером Джереми Гринспаном удаленно: в 2016 году она переехала из родного Хэмильтона в Нью-Йорк, а Гринспан остался дома. На музыке это сказалось неочевидно — это чуть ли не самая чистая поп-запись дуэта на данный момент. И очень человечная.

«Я размышляла о том, что незнакомые мне люди могут думать, рассматривая их выражения лиц, — говорит Ланца о первом сингле с альбома, „Face“. — Я пошла домой и написала песню о том, что было бы, если бы компьютеры телепатически общались друг с другом».

Ширли Коллинз

«Heart’s Ease»

Четыре года назад певица Ширли Коллинз потрясла весь мир, выпустив первый альбом за 38 лет. В 60-х Ширли возрождала английский фолк наравне с Fairport Convention, The Incredible String Band и другими. К середине 70-х музыкальная карьера, как тогда казалось, подошла к концу: Ширли распродала все оборудование и устроилась работать в Британскую библиотеку.

В 2016 году вышел альбом «Lodestar». Ширли Коллинз на тот момент было 80 лет — Дэвид Тибет из Current 93 все же уговорил ее вернуться. Сейчас Ширли выпускает «Heart’s Ease». Не хочется много писать про музыку (хотя с ней все хорошо), хочется просто сказать: всем бы нам быть такими, как Ширли Коллинз, в свои 84.

31 июля

Fontaines D. C.

«A Hero’s Death»

Второй студийный альбом ирландской постпанк-группы, записавшей один из лучших гитарных альбомов прошлого года. Гимноподобные громкие песни сменились (хотя продюсер все тот же — востребованный англичанин Дэн Кэри) чуть более спокойными и электронными: дублинцы вдохновлялись, в частности, Suicide и Beach House. Хотя и с мрачноватым посылом: фронтмен Гриэн Чаттон рассказывал, что ему тяжело давалась новая музыка после успеха дебютного «Dogrel». Но зато никуда не делась «ирландскость»: название альбома и первого сингла подрезано из пьесы драматурга Брендана Биэна, обложка с чудищем из ирландской мифологии — у скульптура Оливера Шеппарда.

7 августа

Microphones

«Microphones in 2020»

Еще один долгожданный камбэк (если его можно таковым назвать): Фил Элверум возвращается к проекту Microphones. Многим он, конечно, известен по второму проекту — Mount Eerie, которым он занимался почти 17 лет.

Пожалуй, самый известный его альбом за эти годы — душераздирающий «The Crow Looked At Me», посвященный смерти жены, Женевьев Кастре. Само название Mount Eerie возникло еще много лет назад — так назывался четвертый альбом Microphones, вышедший в 2003 году (после него Фил и перенес название на следующий проект).

Реанимируя Microphones, Фил обращается к воспоминаниям 20-летней давности: «Мы все продираемся сквозь жизнь, будучи подстрекаемыми и даже увлекаемыми нашими воспоминаниями. Сжигайте старые дневники и прыгайте сквозь дым. Используйте пепел, чтобы сделать что-то новое».

21 августа

Bright Eyes

«Down in the Weeds, Where the World Once Was»

Эмо-ветеран Конор Оберст, выпустивший несколько сольников за последние годы, тоже вновь собирает свою старую группу Bright Eyes — спустя девять лет после выхода «The People’s Keys». Помимо основного состава группы, в записи также участвовали Джек Теодор — барабанщик The Mars Volta и The Queens of The Stone Age, и Фли — басист Red Hot Chili Peppers.

28 августа

Келли Ли Оуэнс

«Inner Song»

Британка Келли Ли Оуэнс чем-то напоминает Яну Кедрину трехлетней давности: заигрывания с разными жанрами электроники (в основном минимал-техно) и льющийся поверх битов нежный вокал, утопающий в реверберации и дилее. Послушайте вышедшую вчера песню «On» — спокойно могла бы войти в альбом «Ариадна». Любопытно, что, как и Кедрина, Келли Ли Оуэнс вышла из гитарной музыки, правда, не из панка, а из инди-рока. Хотя, где сейчас эта граница?

Lana Del Rey

«TBA»

Выпустив блестящую пластинку «Norman Fucking Rockwell» в конце прошлого августа, Лана, кажется, впервые выбралась из образа «томной девушки из романа Фитцджеральда». К чему это привело — альбом, разумеется, стали меньше слушать: никаких платиновых продаж времен «Born To Die» и «Ultraviolence». Зато пластинку оценили, кажется, все критики — ни один year-end-list не обошелся без упоминания Ланы.

Впрочем, не все так просто: оказавшись на карантине, Лана умудрилась влипнуть в крупный скандал (видимо, многим музыкантам и правда нелегко далась самоизоляция). В серии постов в инстаграме Лана яростно высказалась против феминизма (окей, это не новость). Основной же посыл был в другом, мол, почему все обвиняют меня в эстетизации насилия, но никто не обрушивается с той же критикой на Ариану Гранде, Бейонсе и других певиц, которые тоже поют об изменах. Разумеется, оказалось, что все перечисленные Ланой певицы — темнокожие. Ну и так далее.

Скорее всего, альбом записан до всего скандала, но в любом случае весьма любопытно, что на нем скажет Лана в свете недавних событий. Ждем.


Текст: Паша Яблонский

Обложка: Daniel Topete/Partisan Records