31 декабря 2019 году исполнится ровно 150 лет со дня рождения Анри Матисса. Возможно, он никогда не стал бы художником, если бы не случай. А вернее — банальный приступ аппендицита. Благодаря ему мир получил художника, вошедшего в историю живописи. И даже совершившего в ней пару революций. Например, в вопросах использования цвета. В совместном проекте с Пушкинским музеем и Росбанком рассказываем об эволюции цвета на полотнах Матисса и о скандалах вокруг них. Читайте и отправляйтесь ближе знакомиться с работами великого живописца в Галерею искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков.


1

Анри Матисс «Мастерская художника (Розовая мастерская)», 1911
Изображение предоставлено фондом Succession H. Matisse и Пушкинским музеем

Розовый

«О цвете нужно мечтать», — говорил художник Гюстав Моро своим ученикам. Среди них был и молодой Анри Матисс. Он экспериментировал с цветом, не придавая значения тому, насколько далекими от реализма получаются его работы. Художник использовал смеси красок и белил вслед за импрессионистами. Изучал эффекты цвета в тени и на свету. Заполнял чистыми красками контуры предметов. В 1911 году Матисс написал свою мастерскую. Доминирующим на полотне стал розовый цвет. При этом в реальности стены студии художника розовыми никогда не были.


2

Анри Матисс «Красные рыбы», 1912
Изображение предоставлено фондом Succession H. Matisse и Пушкинским музеем

Красный

Хозяин цвета, щедро выплеснувший краски на холсты. Таким вошел в историю искусства Матисс. Про него Кандинский сказал: «Матисс — это краска». В 1912 году художник написал своих знаменитых «Красных рыбок». Сократив пространство интерьера, он изобразил фрагмент оранжереи. А в ее центре — аквариум с рыбками. Их Матисс написал ярко красной краской, а чтобы усилить ее цвет, оставил холст вокруг светлым. Контрастом к красным рыбкам послужили зеленые листья растений. При этом, будучи чутким колористом, Матисс не соединил эти цвета непосредственно.


3

Анри Матисс «Зора на террасе», 1912-1913
Изображение предоставлено фондом Succession H. Matisse и Пушкинским музеем

Голубой

После путешествия по Африке на смену «дикости» красок пришли глубина и тонкость. В Марокко Матисс написал триптих. Объединяющим для трех работ стал голубой цвет, по разному обыгранный в каждой картине. На полотне «Зора на террасе» героиня будто парит в изумрудном мареве. Цвет вбирает в себя линии: стык пола и стены исчезает, отчего интерьер воспринимается как видение. Реальное и фантастическое на полотне сливаются, а отставленные в сторону туфли — бабуши — становятся похожи на плавающих в аквариуме рыбок.


4

Анри Матисс «Сидящая обнаженная. Этюд», 1936
Изображение предоставлено фондом Succession H. Matisse и Пушкинским музеем

Фиолетовый

Матисс признавался, что воспринимает цвет интуитивно. Правда, часто он не совпадал с цветом предмета в действительности. Особенно это бросалось в глаза на портретах. На Осеннем салоне 1905 года Матисс представил «Женщину в шляпе». Моделью стала его жена. Изумрудно-зеленый, фиолетовый, кобальтовый. Разве женщина может быть такой, удивлялись зрители. Но Матисса это не смутило. Спустя три десятилетия художник использовал те же цвета при изображении натуры. А яркие пятна фиолетового и зеленого лишь усиливали эмоциональное воздействие на зрителя.


5

Анри Матисс «Рисунок. Женский портрет Л.Н. Делекторской», 1945
Изображение предоставлено фондом Succession H. Matisse и Пушкинским музеем

Черный

Последние пару лет жизни Матисс посвятил работе над часовней Розер. По эскизам художника (их он рисовал, прикрепив уголь к длинной палке, так как уже был прикован к инвалидной коляске) были созданы витражи, фрески и керамическая плитка. Часовня стала своеобразным итогом творчества Матисса. И если витражи вышли у художника яркими, то изображения «Страстей Господних» оказались черными на белом фоне. Черным карандашом Матисс работал и раньше. В 1945 году в контурной манере им он выполнил серию портретов Лидии Делекторской.


6

Анри Матисс «Настурции. Панно „Танец“», 1912
Изображение предоставлено фондом Succession H. Matisse и Пушкинским музеем

Три цвета и ничего больше

В 1910 году по заказу коллекционера Сергея Щукина Анри Матисс создал панно «Танец». Все знали, кто платит за картину и в чьем доме она будет висеть. Перед отправкой в Россию полотно было выставлено на Осеннем салоне и вызвало скандал. Заказчика за глаза называли сумасшедшим и собирателем хлама. Щукин дал слабину и отказался от полотна. Но спустя пару дней, устыдившись слабости, отправил художнику телеграмму, в которой брал свои слова назад. Для «Танца» Матисс использовал всего три цвета. Синим написал небо, зеленым – холм и красным – тела танцоров.

МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВЛЕН ПРИ ПОДДЕРЖКЕ