20 октября на HBO и в «Амедиатеке» вышла первая серия «Хранителей» — вольной интерпретации комикса Алана Мура от шоураннера «Остаться в живых» и «Оставленных» Дэймона Линделофа. События сериала происходят во вселенной комикса в 2019 году — полицейские носят маски и скрывают свои личности, с неба падают слизни, мобильных телефонов не существует, а актер Роберт Редфорд занимает пост президента уже более 30 лет. Это одна из самых ожидаемых премьер этого телесезона — при этом создатель сериала уверен (и, вроде бы, он не шутит), что Мур, открыто практикующий магию, наложил на него проклятие. The Village рассказывает, почему стоит смотреть экранизацию — особенно если вам надоели супергерои.

Текст
Иван Бочаров

«Хранители»

Watchmen


Создатель

Дэймон Линделоф

Год

2019

Серии

9 по 52–67 минут (пока что вышла только первая)

Смотреть

Amediateka

После финала «Игры престолов» от HBO ждали новых суперпроектов, способных заменить незаменимый сериал, и среди главных претендентов на роль нового хита критики называли экранизацию (на самом деле скорее продолжение) «Хранителей» от Дэймона Линделофа. Если «Остаться в живых» был написан с нуля, а «Оставленные» — вместе с автором книги, делать «Хранителей» ему пришлось без помощи создателей: получив благословение от художника Дэйва Гиббонса, но не от автора Алана Мура, который экранизации своих работ отрицает с самого начала.

Как Алан Мур заставил нас относиться к супергеройским комиксам серьезно

перейти

Шоураннер рассказывал, что во время производства говорил своим коллегам, что «это огромная ошибка, и я никогда не должен был этого делать», — не самая мотивирующая вещь, которую можно услышать от создателя сериала. Став фанатом «Хранителей» в 13 лет, он сделал под их влиянием даже «Остаться в живых» — сценарист говорил, что позаимствовал нелинейную структуру повествования, а эпизоды сериала раскрывали историю отдельно взятых героев так же, как выпуски комикса.

Понимая невозможность задачи по экранизации «Хранителей», Линделоф решил вообще не снимать экранизацию и написал свой сериал, поместив его во вселенную первоисточника, он назвал это ремиксом. И меньше всего это похоже на сериал про супергероев.

Телевидение сегодня настолько не может освободиться от засилья супергероев, что как будто сдалось и начинает производить оригинальные идеи не вне этой тематики, а внутри нее. В 2017 году вышел «Легион», авторский проект о персонаже X-Men (его шоураннер Ноа Хоули был ответственен за «Фарго» — тоже сериал как бы внутри уже существующей вселенной, только на этот раз вселенной одноименного фильма братьев Коэн), который был скорее похож на психоделическую помесь Дэвида Линча с Уэсом Андерсоном, чем на вселенную Marvel. Но если «Легион» менял эстетику жанра, оставаясь в его рамках — персонажи, все-таки, супергерои, — то «Хранители» идут еще дальше и просто выходят из него.

Первая минута «Хранителей» становится антитезой всем визуальным образам супергеройских фильмов сегодня — Линделоф открывает сериал немым черно-белым фильмом. С экрана кинотеатра камера отходит на маленького темнокожего мальчика, вслух читающего титры из кино: «Сегодня не будет самосуда, доверьтесь правосудию». Самосуд, все же, будет — сразу после этого.

Короткую сцену в кинозале сменяет масштабная реконструкция расовой бойни в Талсе, в штате Оклахома, в 1921 году. Сегодня даже в Америке мало кто знает об этом событии — Линделоф говорил, что впервые услышал о бойне незадолго до начала работы над сценарием. Тогда газеты обвинили афроамериканца в нападении на молодую белую девушку, и люди потребовали расплаты. В течение 48 часов был полностью уничтожен финансовый и культурный квартал города под названием «Черный Уолл-стрит», более сотни афроамериканцев были зверски убиты, тысячи задержаны. Забытый эпизод американской истории, которого нет даже в учебниках в школах Оклахомы, реконструируется с поразительной для выдуманного мира сериала точностью.

Из исторической экспозиции действие переходит в 2019 год во вселенной оригинальных «Хранителей». Главные герои — полицейские, которые выглядят как супергерои: им приходится носить маски и скрывать личность после «Белой ночи», когда террористическая группировка супрематистов «Седьмая кавалерия» устроила охоту на полицию. После многолетнего затишья террористы возвращаются — и полиция возобновляет войну.

От первоисточника в мире сериала осталось не так много: маска Роршаха тут становится заменой ку-клукс-клановского колпака для группировки расистов, а единственный персонаж из комикса с суперспособностями — доктор Манхэттен — живет на Марсе, и единственное, как он фигурирует в пилоте — в титрах новостей на экране телевизора. От тематики супергероев остаются только базовые элементы — вопросы власти и насилия.

В этом экранизация удивительно близка к комиксу: «Хранители» Алана Мура были в первую очередь деконструкцией супергеройской тематики и исследованием природы власти. Линделоф выдает маски супергероев и полицейским, и террористам — но действия и тех и других максимально далеки от понятия справедливости. Главная героиня тут выбивает информацию из подозреваемого на том лишь основании, что во время вопроса о террористической группировке у него расширились зрачки.

Судя по началу сериала, тема расовых конфликтов будет оставаться центральной, но, несмотря на сугубо американский политический контекст, «Хранители» выглядят актуальными в сегодняшней России. То, что полицейским приходится скрывать масками лица во избежание расправы, перекликается с инициативами по деанонимизации силовиков с помощью технологий распознавания лиц — или с пятилетним сроком за твит, который, по версии следствия, призывал «к похищению детей исключительно сотрудников правоохранительных органов с последующей расправой над ними».


фотографии: HBO