В мае музеи и галереи решили «вспомнить всё». Берестяные грамоты в музее Арсеньева и живопись Василия Верещагина в «Картинке» не выбиваются из привычной политики — но ностальгии поддались даже «Артэтаж», «Арка» и «33+1». В последних трех нас ждет приморский авангард начиная с 60-х годов 20-го века, фотовыставка парижских бунтов и книга-архив 20-летней деятельности группы. «The Village» подробно рассказывает, где в этом месяце надо держаться корней.

Выставка этюдов «Василий Верещагин: лики Азии»

Где: 
Картинная галерея, главные анфилады, зал № 7 (Алеутская, 12)

Когда:
20 апреля — 20 мая

Сколько: 
200 рублей

Картинная галерея продолжает знакомить зрителей с русскими классиками 19-го века — в мае нас ждут работы Василия Верещагина. Автор «Апофеоза войны» участвовал в военных действиях и много путешествовал: в поездках он писал этюды, многие из которых пестрят жестокими сценами.

На выставке представлено около 20 экспонатов, в том числе работы из Туркестанской серии. Она известна тем, что тут художник выступает как бескомпромиссный репортер и без прикрас показывает сражения и быт в Средней Азии: отрубленные головы, солдаты в грязи, смертельные ранения. Если вы неравнодушны к истории русского искусства и к батальному жанру, выставку однозначно стоит посетить.

Ретроспективная выставка художников творческой группы «Владивосток»

Где: 
Выставочные залы «Артэтаж» (Фокина, 25)

Когда:
28 апреля — 27 мая

Сколько:
Вход свободный

В мае в «Артэтаж» нужно зайти ради коллекции Александра Городнего. Из запасников подняли живопись, графику и скульптуру арт-группы «Владивосток» — так что весь месяц можно знакомиться с творчеством первых авангардистов Приморья. Это важный повод узнать, «с чего начинается родина»: выставка включает самое разное творчество группы с 1960-х по начало 2000-х годов, и на ее примере можно понять, как именно во Владивостоке (тогда еще закрытом и отдаленном городе) художники бросали вызов соцреализму и искали свой визуальный язык.

В зале со стороны Фокина обоснуются работы Юрия Собченко, Виктора Шлихта, Виктора Фёдорова, Рюрика Тушкина, Валерия Ненаживина, Александра Пыркова, Федора Морозова, Владимира Самойлова.

Пятый квартирник ВШСИ «Случайность»

Где и когда: пока неизвестно

Сколько: Вход свободный

К майскому квартирнику участники ВШСИ вдохновляются курсом лекций берлинского куратора Тибо де Ройтера «Как сделать выставку». Лекции проходят в центре современной культуры «Хлебозавод» по четвергам с 3 по 24 мая в 19:00. Тибо де Ройтер рассказывает о том, что местом для выставки может стать не только галерея, но даже радиоэфир или плакат.

Выбрав для следующего квартирника тему «Случайность», участники ВШСИ решили сделать выставку по итогам полученных знаний. Как именно удивит нас школа в этом месяце, станет известно к концу мая. За обновлениями следите на сайте ВШСИ.

Презентация книги об истории
арт-сообщества «33+1»

Где: библиотека «Бук»

Когда: 13 мая, 18:00

Сколько: Вход свободный

Тем временем, многоликое сообщество «33+1» как раз выходит за рамки сюжета «выставка в зале». Жест современного искусства концентрируется в книге «33+1. I. 97-17». Официальный релиз заявляет, что эта книга — нечто на границе с художественным каталогом и документацией деятельности, которую вела группа с 1997 по 2017 год. Но что будет в книге на самом деле, сопроводит ли презентацию художественный перформанс, и расскажет ли издание реальную историю «33+1» (или станет неким гипертекстом, который лишь сильнее запутает зрителя в мифологии сообщества) — узнаем в «Буке» 13 мая.

Авторству «33+1» принадлежит множество городских арт-объектов: серия бетонных рельефов с известными персонажами (среди них «японский городовой»), кит на здании напротив «Океана», стена портретов на Некрасовской и многие другие. На сайте группы представлены портфолио ее участников, но Павел Шугуров, главный художник сообщества, не раз опровергал существование (а затем опровергал опровержение) этих персоналий.

Выставка древнерусской письменности «Коллекционируя Россию. Великий Новгород»

Где: музей Арсеньева (Светланская, 20)

Когда: 15 мая — 5 августа

Сколько: 200 рублей

Увидеть берестяные грамоты 11–15 веков можно в музее Арсеньева с 15 мая. Эти грамоты отличаются от великих летописей тем, что на бересте не встретишь рассказов о «деяниях княжьих, где молвлено старинным слогом выспренним». Люди не думали, что список продуктов или договор о торговой сделке останутся в истории, поэтому на бересте фиксировали жизнь «как есть». Обычно бересту после использования выбрасывали в мусор, а иногда и рвали на кусочки.

На этой выставке собраны грамоты с историями конкретных людей: там отражен их быт, обучение, торговые дела. Каждая биография дополнена экспонатами: например, из двух записок воссоздают историю мальчика 6–7 лет по имени Онфим. Ребенок жил в 13 веке и старательно изучал грамоту. В экспозицию к его записям добавлены разные предметы: восковая табличка («цера») и стилус («писало»), детские игрушки, азбука на бересте.

Известно, что помимо новгородских грамот, подобных «архивов» в мире пока найдено лишь три: древнеегипетские папирусы, виндоланские грамоты периода римской Британии и «Бергенский архив» (норвежские письма на деревянных палочках). В Великом Новгороде найдено более 1100 грамот, но остались целыми лишь часть из них.

Выставка фотографий Филиппа Гра «В сердце Парижа. Май 1968»

Где: галерея «Арка» (Светланская, 5)

Когда:
17–31 мая

Сколько:
Вход свободный

Французский фотограф Филипп Гра известен своими снимками джазовых певцов и фоторепортажами из Бутана, Ирана, Южной Кореи и Камбоджи. Но сейчас галерея «Арка» показывает необычные для его творчества снимки: 43 черно-белые фотографии о событиях «Красного мая».

«Алкоголь убивает. Принимайте ЛСД» — так звучал один из лозунгов знаменитого майского восстания в Париже 1968 года, наряду с «Запрещать запрещено» и «Будьте реалистами, требуйте невозможного!». Оно началось со студенческих волнений и переросло в почти 10-миллионную забастовку. По итогу французский президент Шарль де Голль ушел в отставку, а жизнь страны сильно изменилась.

Помимо фотографий на выставке можно посмотреть серию из двух документальных фильмов Доминика Бо: «Май 1968, странная весна», где политики и госслужащие того времени из первых уст делились впечатлениями о произошедшем.

Выставка японского фонда «Современные нэцкэ. Японская миниатюрная скульптура из дерева»

Где: Музейно-выставочный комплекс ВГУЭС (Гоголя, 41)

Когда: 17 мая — 20 июня

Сколько:
Вход свободный

ВГУЭС продолжает приятную традицию международных выставок. В этот раз нам предлагают посмотреть на 65 японских фигуркок «нэцкэ» от 50 авторов, преимущественно японцев. Нэцкэ — это изначально утилитарный предмет мужского костюма-кимоно, маленький брелок или противовес, с помощью которого у пояса носят мелкие вещи (например, кисет с табаком или коробочку для лекарств). Но за 300 лет существования традиции эти простые бытовые предметы превратились в настоящие объекты для коллекционирования.

Нэцкэ вырезают в виде героев легенд, богов, духов, растений и животных. Все они делаются из разных пород дерева: самшита, хурмы, сливы, вишни-сакуры, плюс декорируются деталями из янтаря, золота, стекла и даже рога оленя. Особенно обрадует выставка любителей всё потрогать: некоторые экспонаты разрешат подержать в руках.

Живопись и графика Елены Андреевой «Возвращение»

Где: музей ДВФУ (Пушкинская, 10)

Когда:
17–19 мая

Сколько:
Вход свободный

Всего три дня продлится новая выставка от музея ДВФУ. Тут можно посмотреть на легкие живописные и графические работы Елены Андреевой. Художница выросла во Владивостоке, но 13 лет назад перебралась в Санкт-Петербург. Иногда она гостит в родном городе, и сейчас, по случаю своего возвращения, подготовила выставку.

«Детство, оставшееся в памяти как встречи и провожание отца в море, корабли, разговоры о кораблях и местах нереста селедки, поездки к бабушке в Мономахово, рассказы деда о шахте Бринера, засыпание в гостевом домике с лицезрением сигнала маяка — всё это оставило глубокий отпечаток, и я снова и снова возвращаюсь к этим сюжетам», — говорит художница.

Проект бельгийской художницы Элин Ронсе

Где: ЦСИ «Заря» (100-летия Владивостока, 155)

Когда:
25 мая

Сколько:
Вход свободный

Домашнюю историю о типовых вещах готовит нам нынешний резидент «Зари» бельгийка Элин Ронсе. Заглядывая в частную жизнь, Элин показывает, как «конвеерные» предметы с рынков вплетаются в личные миры. Например, для предыдущих выставок художница ночевала в чужих домах и фотографировала разную утварь. Квадратные или круглые раковины типичны для эмигрантов из Италии? Как люди заправляют постели по утрам? Как в индивидуальный интерьер встраиваются одинаковые солонки из масс-маркета, выпущенные миллионным тиражом?

Во Владивостоке она будет разыскивать изготовленные в нашем городе вещи. Кстати, вы можете помочь художнице — если у вас дома есть что-либо, произведенное во Владивостоке, смело связывайтесь с ЦСИ и принимайте участие в проекте.

Также на территории фабрики идет работа по реставрации объекта уличного искусства Валерия Чтака при участии Кирилла Крючкова. Их совместную выставку «ДВА» можно увидеть в ЦСИ «Заря» до конца мая.


Текст: Оксана Маякова
Фотографии: обложка, 9 — elienronse.be, 1–2, 4–8  — из архивов музеев и галерей, 3 — Ксения Рябова