В прошлую пятницу 17-летняя певица Билли Айлиш, которая уехала в мировой стадионный тур, записав лишь несколько песен, выпустила свой первый альбом. Почти миллион предзаказов в Apple Music, единодушное одобрение публики и критиков — вполне себе альбом месяца. От Айлиш в ближайшее время будет некуда скрыться, поэтому The Village решил выбрать еще десять альбомов, вышедших в марте, которые достойны не меньшего внимания. 

Текст: Паша Яблонский

Avey Tare

«Cows on Hourglass Pond»

Отказавшись от экспериментального звука, Ави Тэйр, он же сооснователь группы Animal Collective Дэвид Майкл Портнер,  выдал один из своих самых ясных и вразумительных альбомов за последние годы. В случае с Портнером это правда комплимент: иногда музыканта заносило так далеко, что остальной мир просто переставал его понимать. Альбом 2007 года, например, предполагалось прослушивать задом наперед, что не оценил, кажется, вообще никто.

Это уже второй за последние два месяца альбом участников Animal Collective (Panda Bear выпустил свой «Buoys» в начале февраля) — осталось дождаться релизов Geologist и Deakin, и тогда круг замкнется. И Портнер, как и другие повзрослевшие инди-музыканты начала нулевых, также говорит в основном о возрасте: «Cows on Hourglass Pond» — это пластинка для миллениалов, которые боятся, что им скоро стукнет 40, но еще больше боятся обратного.

Эндрю Бёрд

«My Finest Work Yet»

Название не врет — Эндрю Берд и правда выдал одну из лучших пластинок за карьеру. Как и Ави Тэйр, скрипач и свистун Бёрд провел последние годы, занимаясь довольно странными вещами: записывал альбомы в каньонах, реках и даже в хлеву. В своей «Лучшей работе» он делает то, что умеет лучше всего — поет элегантные, в меру шутливые, в меру серьезные инди-фолк-баллады. Но на этот раз Эндрю все же записал их в студии.

Если раньше Бёрда можно было сравнить с Fleet Foxes, то на последнем альбоме американский мультиинструменталист вплотную подбирается к образу Father John Misty (выходца как раз из Fleet Foxes), как по звуку, так и и по духу. Альбом до краев набит различными историческими отсылками: от греческой мифологии («Sisyphus») Бёрд плавно переходит к гражданской войне в Испании («Bloodless»). Потом — олимпийцы, падение Рима и непонятно откуда взявшийся Джон Гувер, бывший глава ФБР. Обложка вполне вписывается в этот исторический фьюжн — на ней (если кто не узнал) умирающий Марат кисти Жака-Луи Давида.

Helado Negro

«This is How You Smile»

Helado Negro, как верный чуткий друг, готовый поддержать вас в минуту грусти и печали, не грузит вопросами и не требует слишком много внимания. Зефирный синт-фолк сына эквадорских иммигрантов Роберто Ланге и правда завораживает своим магическим добродушием. Еще одно доказательство того, что альбом не обязан быть новаторским и громким: просто поставьте «This Is How You Smile», придя домой после тяжелого рабочего дня, и вы сами не заметите, как улыбка появится у вас на лице.

Karen O & Danger Mouse

«Lux Prima»

Потенциально одна из лучших коллабораций, которые вы услышите в 2019 году. Danger Mouse, серый кардинал современной поп-музыки, приложивший руку к альбомам Адель, Black Keys и даже A$АР Rocky, добрался до Карен O — вокалистки Yeah Yeah Yeahs, заставив ее звучать так элегантно и женственно, как никогда. Впрочем, временами прошлое Карен дает о себе знать: в песне «Woman» одна из главных инди-икон нулевых все же срывается на хорошо знакомый нам крик.

Одна из первых ассоциаций, которая проносится в голове при первом прослушивании «Lux Prima», — альбом «Rome» все того же Danger Mouse и итальянского композитора Даниэля Луппи: изящные кинематографические аранжировки, дополненные мягчайшим басом и такими же продуманными ударными. Кстати, с Луппи успела поработать и Карен О — американка с южно-корейскими корнями появилась на нескольких треках совместного альбома Луппи и Parquet Courts, одной из самых прогрессивных групп «новой волны» постпанка.

Стелла Доннелли

«Beware of The Dogs»

Юная австралийка вооружается электрогитарой и выдает один из самых мощных дебютов месяца, а то и года. Ловко препарируя проблемы, волнующие общество (расизм, патриархальность и объективизация), Стелла смело и остроумно проговаривает то, что давно пора знать всем: женщины не насилуют сами себя («Что ты скажешь, когда услышишь, как твоя младшая сестра зовет на помощь»), а нет значит нет. При этом речи Стеллы полны гнева — в то время, как Джулия Джеклин разбирается с сексизмом на личном уровне, постепенно проговаривая для себя этот вопрос, Стелла Доннелли бросается на мужчин с шашкой наголо — решил бросить меня или мою подругу? А ну иди сюда, я тебя сама брошу, засранец вонючий!

«Beware of The Dogs» хорош не только своим социально-лирическим посылом, с музыкой тут тоже все в порядке: звонкие цепляющие мелодии в духе джангл-попа (привет Роберту Форстеру и The Go-Betweens) и ангельский голос самой Стеллы. Временами проскальзывают нотки другой соотечественницы — Кортни Барнетт, есть что-то и от Tiny Ruins, Snail Mail и Мии Фолик. «Beware of Тhe Dogs» — качественный альбом для тех, кто готов говорить простыми словами о важном и сложном.

The Comet Is Coming

«Trust in Тhe Lifeforce of Тhe Deep Mystery»

Автор этой гремучей смеси из фри-джаза и хауса — Шабака Хатчингс, один из главных пророков новой лондонской джазовой сцены, за всеми проектами которого просто необходимо внимательно следить. Если вам понравился прошлогодний альбом Sons of Kemet, еще одной группы Хатчингса, то вам нельзя пропускать и The Comet Is Coming.

Но если в Sons of Kemet можно найти и карибскую музыку, и джаз, и африканский фолк, то The Comet Is Coming — это детище фьюжна и экспериментального джаза: здесь слышится Sun Ra, Flying Lotus и его двоюродные бабушка с дедушкой — Элис и Джон Колтрейн. Саксофон, синтезаторы, тромбоны и бас — все это гудит, ревет и громыхает, но каким-то удивительным образом складывается во что-то цельное и даже мелодичное.

Соланж

«When I Get Home»

Новый альбом Соланж вышел в первый день марта, так что ажиотаж вокруг него уже успел спасть. Это не повод его пропускать — работа младшей сестры Бейонсе точно поборется за звание лучшего R&B-релиза года. «When I Get Home» не так богата на бэнгеры, как предыдущий альбом певицы «A Seat at the Table», да и самой Соланж на новом альбоме стало будто бы меньше — вокал тут не так ярок, а самих строчек заметно поубавилось. Ничего страшного в этом нет — «When I Get Home» стоит оценивать в первую очередь с музыкальной стороны, а с этим тут все в полном порядке.

Прочитав список контрибьюторов на альбоме, невольно удивляешься, как они все там уместились: Самфа, Playboi Carti, Panda Bear, Tyler, Тhe Creator, Эрл Светшот и еще примерно десять человек. При этом звездные гости нисколько не перетягивают одеяло на себя и не оттеняют саму Соланж: во многом благодаря им «When I Get Home» звучит не как сольный альбом, а как некий плавно развивающийся микстейп с Ноулз-старшей в главной роли. Своей неспешностью и джазовыми сэмплами пластинка напоминает ни много ни мало Джей Диллу — лучшую похвалу придумать сложно.

Flume

«Hi This Is Flume»

«Бэнг, бэнг, бэнг — батя в здании»: не совсем так, но похожим образом приветствует Флюм своих слушателей на первом треке альбома: «Привет, это я, Флюм». Этой строчкой и объясняется весь микстейп — австралиец Харли Стретен, давший начало одному из главных витков в развитии электронного звука в начале 2010-х, просто решил обновить свой шоурил и показать, что он еще умеет (а умеет он очень и очень много). При этом «Hi This Is Flume» начисто лишен какой бы то ни было авангардно-экспериментальной претенциозности, как проекты того же Arca, — Флюм просто демонстрирует свои скиллы в работе со звуком.

Как и в случае с пластинкой Соланж, на микстейпе Флюма почти нет хитов, и ни в каких клубах вы его не услышите. Но если вам интересно, как будет звучать новый альбом Монеточки (обязательная шутка про Витю БЦХ — продюсера, который отвечал за звук на «Раскрасках для взрослых» и которого часто сравнивают с Флюмом), то этот микстейп точно для вас. Кроме шуток, Флюм — один из тех музыкантов, которые во многом определяют звук индустрии в целом. На микстейпе есть и несколько гостей: Софи, Slowthai, а также парочка огненных куплетов от неистового JPEGMAFIA.

Little Simz

«Grey Area»

По первым трекам уроженки лондонского Ислингтона видно ее местами олдскульное, первородное отношение к хип-хопу: главная задача Little Simz — хлестко и напористо заявить всем, кто ты такой: «В плохие дни — я Джей Зи, в худшие — Шекспир». Из уст Little Simz это не звучит комично или пафосно: британка и правда технично выдает строфу за строфой — она читает как хорошо смазанная рэп-машина. 

Little Simz больше всего напоминает Ноунейм, одну из своих коллег по цеху, выпустившую одну из лучших пластинок в женском хип-хопе в прошлом году; конкретно по звуку — Кендрика Ламара, в особенности «To Pimp a Butterfly». Нельзя пройти и мимо того, что Little Simz — британка, хлесткие панчи в ее исполнении звучат намного выразительнее и аристократичнее, чем у той же Карди Би.

Foals

«Everything Not Saved Will Be Lost»

Part 1

Первая часть грядущего магнум опуса от одного из главных действующих лиц в современном роке. Трансформацию звучания группы можно описать примерно так — один шаг вперед, два шага назад: Foals наконец-то удалось совместить заумную математичность первых двух альбомов с широким размахом двух последующих. Рок жив, просто и он тоже не стоит на месте. Новый альбом Foals — хорошее этому подтверждение. 


Другие хорошие альбомы, вышедшие в марте

SP4K

«Аутсайдер»

Слушать

Петербуржец Александр Сущик (SP4K, читается как «Супчик»), автор музыки к одним из главных хитов «новой школы» русского рэпа, неожиданно запел мелодичный инди-поп о взрослении и любви.

American Football

«American Football»

Слушать

Третий за 20 лет альбом одной из важнейших эмо-групп. Наивные, игривые песни о тинейджерской влюбленности сменили шугейз-баллады о том, как сложно быть одновременно отцом, алкоголиком и музыкантом: батя-рок бывает и таким.

«Макулатура»

«Место»

Слушать

Группа Евгения Алехина и Константина Сперанского последние пару лет существует в статусе крестных отцов нового русского андерграунда: с ними записываются ЛСП, Замай и Ваня Айван; Алехин снимает видео для томской группы «Позоры»; с обоими музыкантами так или иначе общаются почти все знаковые для местной музыки люди. Возможно, поэтому на последнем альбоме, спродюсированном Павлом Додоновым (автор музыки к лучшим песням Дельфина), так много посвящено непосредственно творческому процессу. 

«Тальник»

«Пыль летит долго»

Слушать

Очередной альбом одной из самых скрытных (и любимых критиками) московских групп. 


Обложка: Columbia Records