7 сентября, в субботу, в Венеции закончился 76-й ежегодный кинофестиваль — один из самых престижных киносмотров в мире. Кинообозреватель The Village Алиса Таёжная отправилась в Венецию, чтоб рассказать о главных премьерах фестиваля, которые мы будем ждать в прокате, на спецпоказах и в интернете.

«Государственные похороны»

State Funeral

режиссер: Сергей Лозница


Когда можно будет посмотреть? Неизвестно

Сталин умер, но не умер

Масштабный фильм о похоронах Иосифа Сталина в марте 1953 года составлен, как и другие документальные фильмы Лозницы, без закадрового голоса, комментариев и говорящих голов — исключительно из кадров архивной хроники и (в конце) цифр о пострадавших во время репрессий. Вся хроника — официальная, много черно-белых и цветных кадров со всего Союза: от прощания с вождем в дальних уголках страны до пышных, вошедших в историю как самые трагичные в СССР, похорон на Красной площади с речами от Политбюро и тысячами советских людей на подступах к гробу. Главный эффект доков Лозницы — эффект очевидца, возможность очутиться внутри события без навязанного публицистического контекста. Но эффект, разумеется, обманчивый: монтаж работает мощнее агитационной верстки — страницы учебника раскрываются прямо перед тобой, ступор и напряжение целой страны неведомым образом становится собственным. Важный фильм, которого к сожалению, не ждет российский прокат.

«Преступный человек»

The Criminal Man

режиссер: Дмитрий Мамулия


Когда можно будет посмотреть? Неизвестно

Грузинский детектив о преступлении и засасывающей бездне

Новый фильм Дмитрия Мамулии, главного наставника Московской школы нового кино и автора «Другого неба», — о преступлении, которое меняет личность и постепенно становится одержимостью. Со ссылками на Антониони, Камю и Достоевского Мамулия снимает мрачную драму об очевидце гибели известного грузинского футболиста, чья в остальном бессобытийная жизнь полностью меняется после инцидента. Главный герой, остающийся загадкой для зрителей (и самого себя), становится заложником трагедии: возвращается на место преступления, будто сам его совершил, ищет других свидетелей, мотается по сумрачным грузинским пейзажам и даже находит оружие, сам не осознавая свои цели, — неизвестно, суждено ли ему выстрелить, найдет ли герой силы сделать отчаянный шаг. Тихий, напряженный, туманный фильм о ломкости души в бескрайних грузинских пейзажах, где человек чувствует себя частицей, с нежным киванием Мамулии близким по духу и любимым режиссерам — Цзя Чжанкэ и Нури Бильге Джейлану.

«К звездам»

Ad Astra

режиссер: Джеймс Грэй


Когда можно будет посмотреть?
С 29 сентября — в кинотеатрах

«Интерстеллар» с суперзвездой Брэдом Питтом амбиций на звездность

Медитативная космическая сага о космонавте, на которого положилась Америка и весь остальной мир, чтобы Земля продолжила жить. Преданный отцу и посвятивший свою работу в NASA продолжению его дела, космонавт Рой подписывается на миссию по поиску в космосе не только отца, но и результатов его опасных космических экспериментов. По ночам его мучают сны о гибели в космосе, дома дожидается верная и поддерживающая жена (Лив Тайлер, повзрослевшая, но мало изменившаяся с «Армагеддона»). Дорога к звездам — это и поиск родителя, и спуск в кроличью нору за секретами, и сверхзадача по спасению, к которой ни один живой человек не может быть готов — просто потому что он человек. Фильм очень негромкого режиссера Джеймса Грэя, который замедляет и усложняет любой сюжет — от жизни проститутки в эмиграции («Роковая страсть») до покорения Эльдорадо («Потерянный город Z»), — по итогам не «Гравитация» и не Кристофер Нолан, а тягучее романтическое кино о неминуемом одиночестве в космосе, где человек — просто частица в полете.

«Джокер»

Joker

режиссер: Тодд Филлипс


Когда можно будет посмотреть?
С 3 октября — в кинотеатрах

Как Джокер дошел до жизни такой — драма отчаяния о становлении суперзлодея с Хоакином Фениксом, победитель фестиваля

Один из самых ожидаемых фильмов года, «Джокер» — трагиэкшен о соскальзывании униженного человека в ад и поиске возмездия. Самый обычный клоун, работающий в Готэме в замшелых постановках, живет среди крыс и бродячих котов и воспринимается окружающими тоже как крыса. Сотни богатых могут позволить себе достойную жизнь, сотни тысяч ютятся в гнилых квартирках с прикованными к постели родителями. Оставшись без работы и опоры, с больной матерью на шее, Джокер ищет спасения то во внезапно навалившейся любви, то в небольших подработках, которые должны утянуть его со дна, но равновесие хрупкое — и приходит время кровавой расправы. Главный объект ненависти Джокера — мистер Уэйн, промышленник и кандидат в мэры, чье влияние и богатство должно со временем по наследству достаться его сыну Брюсу. Это непередаваемо крутая роль Хоакина Феникса, перевоплотившегося в сутулого, костлявого и теряющего разум хищника. И по-настоящему левое кино о классовой борьбе и насилии как последствиях многолетнего оскорбления и несправедливости, даже если Тодд Филлипс его таким не придумал.

«Брачная история»

Marriage Story

режиссер: Ноа Баумбак


Когда можно будет посмотреть?
С 6 ноября — на Netflix

Лиричное и нежное кино о жестоком разводе хороших людей — Адам Драйвер в Нью-Йорке против Скарлетт Йоханссон в Лос-Анджелесе

Как многие проспекулируют, исповедальный — а на самом деле очень универсальный очерк о расставании — от режиссера «Кальмара и кита», «Милой Фрэнсис» и «Историй семьи Майровиц». В центре сюжета — то, что он умеет снимать лучше всего: бардак в союзах тонко чувствующих и приятных людей. Переехавшая по работе жена с сыном понимает, что после развода хочет остаться в Калифорнии, а не возвращаться к мужу в Нью-Йорк. Она — актриса в Лос-Анджелесе, он — драматург с планами дебютировать на Бродвее, делят опеку над ребенком и падают в воронку дорогого и не нужного обоим судебного процесса: когда включается попранное достоинство, за ценой уже не постоишь. Горькая и местами уморительная мелодрама о том, как легко потерять и любовь, и человеческий облик, пытаясь победить близких, — одна из лучших в Америке последнего десятилетия.

«Офицер и шпион»

J’accuse

режиссер: Роман Полански


Когда можно будет посмотреть?
неизвестно

Актуальная и полемичная историческая драма о деле Дрейфуса и поиске правды

Роман Полански снова в центре скандала (его секс с несовершеннолетней снова вспомнили, когда собирали список домогательств в истории Голливуда) снимает мятежное кино о поиске правды и движении против течения. Два главных человека в его истории о первом громком мировом судебном процессе Европы — это собственно лейтенант Дрейфус со сфабрикованным обвинением и куда более важный персонаж истории, его внезапный защитник Мари-Жорж Пикар, как и большинство его современников, сдержанный антисемит. Обвиненный в шпионаже в пользу немецкой разведки (Франция и Германия делили зоны влияния в Европе весь XIX век), Дрейфус становится козлом отпущения: его национальность — не озвученная, но главная причина для нападок. Пикар с сильнейшей, но, слава богу, не разжеванной Полански мотивацией, решает разобраться в пришитом деле и понять, где в поступках Дрейфуса доказанная вина. В это время страна делится пополам, когда и сторонники, и ненавистники еврейского лейтенанта — лучшие умы Франции. Получился не просто мощный камбэк Полански, но историческое кино, в котором угадываются все приметы информационной войны, официального вранья и подтасовок вокруг нас 100 лет спустя.

«Эма»

Ema

режиссер: Пабло Ларраин


Когда можно будет посмотреть?
неизвестно

Безумный, нелепый и ни на что не похожий китч с уличными танцами и Гаэлем Гарсией Берналем

Режиссер «Джеки», «Нет» и «Неруды» бросается в опасную авантюру снять многослойный фильм и приходит к очень странному результату. Его «Эма» о запутанных отношениях танцовщицы и хореографа — одновременно шикарный фильм о душе танца, мыльная опера и брачная история о неудачном усыновлении. Главная героиня Эма и ее любимый человек, хореограф на 12 лет старше (его как раз играет Берналь), отдали ребенка-хулигана обратно в приют, откуда взяли, и половину фильма выясняют отношения. Другую половину Эма исследует свою телесность: в основном через секс с женщинами и танцами в одиночестве в пейзажах индустриального и нетуристического Вальпараисо. В «Эме» очень много неудач, но очень много зажигательных танцев, уличного хип-хопа, размышлений о природе популярного искусства и красивых тел в неоновом свете. Кино совершенно дикое, никакому буквальному описанию не поддается и больше всего похоже на аналогичные триумфы-неудачи про женщин в огне — «Фантастическую женщину», «Вокс люкс» и «Неонового демона».

«Гражданин Х»

Citizen K

режиссер: Алекс Гибни


Когда можно будет посмотреть?
неизвестно

Док о процессе над Ходорковским, но главным образом — о России после миллениума

Документалист и оскаровский лауреат Гибни (посмотрите, если еще не: «Энрон» и «Такси на темную сторону») снимает про самого известного бывшего политзаключенного России, показательный процесс над которым дал понять, что ожидает серьезных путинских оппонентов. «Вся кремлевская рать» пересказана здесь с западным акцентом, но без классических передергиваний холодной войны. Доступное кино в первую очередь рассказывает о сдвигах в России как раз между «Perestroika» и «Putin», о которых большинству обывателей за границами России ничего или почти ничего неизвестно. Через запятую даны глобальные процессы, через которые прошла Россия не то чтобы видимо для остального мира — передел собственности, фальсификации выборов, операция «Преемник» и закат Ельцина, а позже сращивание крупных капиталов с властью. Что важно для документалистики, Гибни совсем не интересно выбирать сторону и трубить правду, тем более правды в эпохе постправды очевидно нет. Его Ходорковский и Путин — не самые главные герои и не обычные жертва и злодей, а обычные влиятельные люди, которые не договорились. Их конфликт останется драматическим, а миллионы судеб за 30 лет нелогичной, опасной и незаконной внутренней политики в России изменятся необратимо.

«Прачечная»

The Laundromat

режиссер: Стивен Содерберг


Когда можно будет посмотреть?
С 18 октября — на Netflix

Политическая сатира о больших деньгах, глобальном воровстве и борьбе с озверевшей системой — с Мэрил Стрип во главе сопротивления

Приключенческий роман в нескольких главах по мотивам реальных событий — едкое, очень смешное и стильное кино самого трезвого американского ума. Содерберг рассказывает, как одна невыплаченная за смерть супруга страховка превращается в холивар американской обывательницы (ее играет Стрип) с циничными мошенниками. В центре — реально случившийся «Панамский скандал», когда несколько тысяч фирм с офшорными активами были разоблачены как прачечные для грязных дел мирового масштаба — коррупционных подкупов и мультимиллионных сделок. Сперва озадаченная, а потом и разъяренная вдова отправляется по следам страховой фирмы, чтобы обнаружить себя в центре глобального заговора по воровству крох трудового народа. И встречает на пути двух шикарных прохвостов (Олдмана и Бандераса — еще не пойманных Волков с Уолл-стрит), нелепую афроамериканскую семью с сексуальным скандалом, большие русские деньги кэшем и китайских опасных олигархов. Все в итоге собирается в большую «Монополию», из которой Стрип выходит неожиданной победительницей с расческой в одной руке и туалетной бумагой в другой — как современная реинкарнация статуи Свободы.

«Король»

The King

режиссер: Дэвид Мишо


Когда можно будет посмотреть?
С 1 ноября — на Netflix

Тимоти Шаламе в роли Генриха V — утешение всем в отсутствие «Игры престолов»

В Венеции спокойно показывают и сериалы, и нетфликсовские проекты: грань давно смылась, и к приходу новых форматов здесь относятся спокойно. Шаламе играет в нетфликсовском потенциальном хите будущего короля Генриха V — подростка-ловеласа, который и не думает о власти, пока его отец творит кровавые дела. Внезапная смерть папы, к которому он никогда не питал сердечных чувств, делает его наследником короны вопреки желанию. Он заручается поддержкой старшего товарища и опытного воина (Джоэл Эдгертон, соавтор сценария) и проходит путь от щенячества к взрослению. По всем правилам исторического кино о политике — с подковерной борьбой, предательством, большими ставками и боевыми сценами в сверкающих латах — это могло быть банальное кино о юных годах короля. Шаламе и несколько актеров во второстепенных ролях (Паттинсон, Шон Харрис и Лили-Роуз Депп, которая здесь неожиданно хороша не только внешне) становятся звездами правда захватывающего кино о пробуждающейся мужественности. Мишо уверенно разворачивает картины подлого времени, когда люди предпочитали выяснять отношения на мечах: всем, кто скучал по сагам про Тюдоров и Борджиа и интригам Семи Королевств, дарят два часа кольчуг и горностаевых мантий.


Фотографии: Международный кинофестиваль в Венеции