Режиссер Клим Козинский: «Мы — водка, которую пьет Спиноза» Познакомьтесь с режиссером из Украины, постановки которого вы увидите еще не раз на театральных фестивалях в России

Режиссер Клим Козинский: «Мы — водка, которую пьет Спиноза»

11 и 12 мая в «Электротеатре „Станиславский“» пройдет премьера «Я/Фабр» — спектакля по текстам бельгийского художника Яна Фабра, автора нашумевшей выставки в Эрмитаже и 24-часового перформанса «Гора Олимп». Автор постановки — молодой режиссер из Украины, ученик Бориса Юхананова Клим Козинский. В свои 30 он уже успел снять кинокомикс про философов-супергероев, поработать со звездами европейской театральной режиссуры вроде Кастеллуччи и Терзопулоса и сделать спектакль в лаборатории «Трубляйн» самого Фабра в Антверпене. Постановка Козинского «Ведьмы: Эфир» — воображаемый диалог между Эйнштейном и Теслой — в следующем году должна отправиться на масштабные гастроли по Европе и войти в репертуар «Электротеатра». Сегодня Козинский записывает рэп-альбом на украинском, мечтает снять блокбастер про Канта и ставит оперу про Колобка, который в поисках ответов на вечные вопросы сходит с ума и сам себя съедает.

The Village встретился с режиссером, чтобы поговорить о его новых проектах, школе Юхананова, новопроцессуальном искусстве в «Дау», работе с Фабром и секс-скандалах вокруг него.

Фотографии

Андрей Стекачёв

Лучший ученик Юхананова

— Почему ты вообще решил приехать в Россию и заняться театром? Ведь изначально ты учился кинорежиссуре в Киеве.

— Я приехал, чтобы учиться у Бориса Юхананова (художественный руководитель «Электротеатра „Станиславский“». — Прим. ред.). Я выбрал мастера, а он преподавал в Москве. У него еще не было театра, но была мастерская. Обучение стоило дорого, но можно было получить грант — их спонсировали разные телеканалы. За мою учебу заплатил ТНТ, и по контракту после окончания учебы я должен был отрабатывать грант. То есть я рос как сериальный режиссер для развлекательного телевидения. И я был не против: меня интересовал Юхананов, я понимал, что нам по пути, при этом территория работы была не так важна.

Но потом я стал заниматься совершенно другими вещами. Интересно, что спустя шесть лет телевидение почти растворилось: сейчас все активнее развиваются онлайн-платформы, которые делают сериалы и документальные шоу. Например, ТНТ-Premier сделал несколько классных проектов вроде «Домашнего ареста» и «Звоните ДиКаприо!». И у меня, конечно, есть азарт приложить к этому свою руку. Сейчас я пишу для них сценарий. Не факт, что проект будет запущен, тем не менее мне очень любопытно.

— Ты работал ассистентом режиссера у Теодора Терзопулоса и Ромео Кастеллуччи. Вы познакомились во время учебы или уже после?

— По ощущениям, я до сих пор учусь у Юхананова. В театре это нормальная вещь: у тебя есть мастер, и он записан в твою жизнь навсегда. Я чувствую себя носителем определенной традиции.

Конечно, тот факт, что Юхананов получил театр и пригласил своих учеников занять артистов, стал значимой частью моего образования. Благодаря этому я лихо разобрался в театре и познакомился с режиссерами вроде Кастеллуччи и Терзопулоса. По сути, это позволило мне построить карьеру — конечно, она на старте, но старт довольно бодрый.

— И все-таки расскажи. Вместе с тобой на курсе учились еще 50 студентов. Как вышло, что именно ты стал ассистентом двух крупнейших европейских режиссеров?

— В моей работе многое решает случай. Когда Теодор Терзопулос ставил в «Электротеатре» спектакль, ему нужен был ассистент с хорошим знанием английского. На тот момент я знал его плохо, поэтому Теодору помогал другой человек. Но в какой-то момент он стал частью актерского ансамбля. Тогда мне предложили взять работу ассистента на себя.

Это случайность, но на самом деле она прогнозируема. Я активный человек и лучший ученик Юхананова. Я так считаю, и, думаю, это взаимное ощущение. Он дал мне возможность, и я справился с задачей.

О работе в «Трубляйне» и секс-скандалах

— Благодаря знакомству с греческим режиссером Теодором Терзопулосом ты оказался в лаборатории Яна Фабра в Антверпене и смог поставить там спектакль. Расскажи эту историю.

— Несколько лет назад Теодор проводил тренинг в «Трубляйне» (театральная лаборатория Яна Фабра. — Прим. ред.). Ивана, актриса Фабра, попросила посоветовать молодого режиссера, который мог бы с ней поставить спектакль. Теодор сказал, что я могу справиться. А дальше было два года работы — мы с Иваной пытались разными путями прийти к этому спектаклю.

Мне пришлось создать продюсерскую компанию — взять на себя финансовую и менеджерскую ответственность, чтобы спектакль жил. Конечно, мне было приятно, что Теодор обо мне вспомнил, ведь он ездит по всему миру и в каждой стране у него есть ассистенты. Это исключительный случай, он очень важен. Но куда более важно суметь за него ухватиться и довести дело до конца. У нас это получилось. Не то чтобы кто-то в «Трубляйне» так делал спектакли — там есть Ян, и ставит он. Поэтому, когда меня спрашивают, как попасть в лабораторию к Фабру, я говорю, что никакой лаборатории нет.

— Что ты думаешь про секс-скандал, в центре которого оказался Ян Фабр?

— Секс-скандалы — крайне неоднозначная вещь. Сегодня они становятся политическим оружием. По-человечески я могу понять все, но даже этот образ абьюзера — обиженного человека, который даст сдачи, — становится пропагандой и спекуляцией. В Бельгии Фабру несладко. Никто толком не может предъявить обвинения, ничего не доказано, при этом уничтожают человека и убивают художника — просто потому что люди боятся за свою репутацию, и это полный ****** [кошмар], на мой взгляд.

— А вообще как ты считаешь, в искусстве жертвы допустимы?

— Нет, конечно, допустимо далеко не все. Художник всегда несет ответственность за то, что делает, — жизнь гораздо важнее искусства. Искусство — лишь способ познания и развития человека, но не более. Кастеллуччи говорит: «Война на сцене важна, потому что она всегда в рамках договоренностей, у нее есть границы». Сложно. Всегда нужно предметно разбираться. Обобщение в такой ситуации делает ее фашистской. Ведь, по сути, фашизм — это обобщение, которое подается как директива.

— Ты помнишь свои ощущения, когда тебе предложили ставить в «Трубляйне»? Это был вау-эффект?

— Нет, я на тот момент ничего не знал ни про «Трубляйн», ни про Яна Фабра. Я не интересовался театром. Поэтому, когда мне позвонили и сказали, что некая актриса Фабра хочет поработать со мной, я отнесся к этому очень спокойно. Потому что по факту мне предложили взять на себя огромный объем работы — при этом ни финансирования, ни другой помощи не было. И я стал думать: она в Бельгии, я в России, как это все организовать?

Мы придумывали спектакль и проводили репетиции через скайп, потом  я приехал к ним на десять дней — у нас был интенсив, мы знакомились. Запрос от ребят был научиться работать с текстом, потому что Фабр больше работает с телом. И я, как носитель определенной театральной школы, должен был передать актерам «Трубляйна» свои знания. Было очень смешно пытаться объяснить людям что-то про текст, свойства слов и возможности операций с этими словами на языке, которого ты не знаешь. Все десять дней актеры страдали, потому что объяснение работы с текстом даже на русском языке требует времени и постоянной практики. Но это был полезный опыт: во второй раз я приехал в «Трубляйн» с пониманием, что так действовать нельзя. Во-первых, я режиссер, а не педагог. А во-вторых, актеры на сцене должны быть уверены в себе, а единственная возможность для этого — действовать так, как знаешь. В этом смысле мне нужно было просто немного подвинуть их с территории, на которой они привыкли находиться.


У меня была другая проблема: впервые оказавшись в «Электротеатре», я думал, что знаю все, причем гораздо лучше, чем люди, которые работают здесь всю жизнь


— Когда ты оказался в «Трубляйне», не было синдрома самозванца?

— Одно из свойств школы Юхананова — в том, что он в человеке выращивает огромного эгоиста. Это необходимое условие — эгоизм помогает не растеряться в подобной ситуации. У меня была другая проблема: впервые оказавшись в «Электротеатре», я думал, что знаю все, причем гораздо лучше, чем люди, которые работают здесь всю жизнь. Конечно, это был самообман. Но чрезмерной рефлексией я не страдал никогда. У меня нет на это времени: каждый раз я просто вижу перед собой задачу, которую нужно решить. Какая разница, кто я такой и что я сделал в этой жизни? Это не имеет значения. Не могу представить себе ни одного человека, оказавшись перед которым я бы растерялся. Наоборот, всегда, когда я общаюсь с людьми, я одновременно чему-то их учу. Дело не в том, что я стремлюсь быть кому-то ментором — просто такой формат позволяет мне постоянно практиковаться как режиссеру. При этом, разумеется, важно и учиться самому.

— Я правильно понимаю, что в Антверпен ты приехал без денег и вся постановка, по сути, оказалась твоей личной инициативой?

— Конечно! Кто станет платить непонятно кому непонятно за что? Мы не то что просто не получили гонорар — мы год безрезультатно пытались найти хоть какую-то поддержку у фондов. Это исключено: первую работу молодой команды никогда никто не спонсирует — нет доверия. Тогда произошла еще одна удивительная случайность — я неожиданно заработал какое-то количество денег и смог на них купить билеты и снять в Антверпене жилье. Я жил не роскошно. Но главное, что все получилось.

— Очевидно, что постановка спектакля — предприятие недешевое. Бюджет спектакля «Ведьмы: Эфир» — это тоже твои личные деньги?

— У нас была небольшая команда, и мы сразу договорились, что каждый вложит столько, сколько сможет. Всего мы вложили около 10 тысяч евро — для театра это вообще не деньги. И я надеюсь, что мы сможем их вернуть и даже заработать на прокате. Постановкой заинтересовался крупный театральный продюсер, который занимается европейскими гастролями Роберта Уилсона, Михаила Барышникова, Димитриса Папаиоанну и других мэтров. И у нас уже есть договоренности о показах спектакля в Европе в следующем году.


Мы — это водка, которую пьет Спиноза, болтая с Рембрандтом о сотворении мира


Скринлайф-детектив, блокбастер про Канта и экспериментальный рэп-альбом

— Ты говорил, что во время работы над «Ведьмами» ты создал продюсерскую компанию. Расскажи о ней. В чем ее задача?

— «Горностай» — это творческое объединение, которое состоит из двух человек: меня и продюсера Александры Гавриш. Наши интересы лежат в разных сферах: мы не занимаемся исключительно театром или кино. Когда мы думали о нашей миссии, то решили, что мы — это водка, которую пьет Спиноза, болтая с Рембрандтом о сотворении мира. По факту мы производим и продвигаем самые разные мультимедийные проекты, а по сути — строим мост между большими идеями прошлого и современной аудиторией. Это проект про развитие и расширение самосознания. Например, несколько лет назад я сделал кинокомикс про супергероев-философов «Тетраграмматон» — бойкий антиуниверситетский ликбез по философии. То есть мы хотим актуализировать глубинные идеи. А для этого нужны дополнительные умы. Сейчас у нас маленький летающий корабль, но в конечном итоге этот звездолет должен оказаться галактикой.

— Кажется, что у тебя есть амбиции стать новым Борисом Юханановым и в какой-то момент взять под крыло молодых режиссеров. Это так?

— Борис Юхананов — человек с институциональными амбициями. Он одновременно режиссер и педагог, и все его художественные проекты глубоко связаны с педагогическими. В этом смысле я определенно наследник такого взгляда на мир — у меня тоже есть большие институциональные амбиции.

Я сравниваю нашу работу со строительством готических соборов. Принцип готики в архитектуре — это принцип сложно устроенной книги. Это насыщенный содержанием объект искусства: он не про чувства, не про смирение — а про то, чтобы человек ***** [обалдел] и читал. Это близко к тому, что мы строим.

— Давай поговорим о проектах, которыми занимается «Горностай». Что ты планируешь делать в кино?

— У Тимура Бекмамбетова есть инновационный формат скринлайф. Идея в том, что все сюжеты разворачиваются на экранах гаджетов. Я придумал историю, которая идеально подходит для этого формата. По сути, это детектив про обещание счастья. Идея такая: в интернете появляется фильм и сводит половину человечества с ума, сделав людей абсолютно счастливыми. Они так счастливы, что начинают выходить из окон — настолько их переполняет радость и отсутствие границ. При этом другая половина оказывается абсолютно несчастной, потому что рядом огромное количество безмятежных людей. И вдруг фильм исчезает. Дальше возникает страшная спекуляция: кто-то пытается сделать реконструкцию этого фильма, кто-то рассчитывает продать к нему доступ, кто-то, наоборот, запретить. Главный герой моей истории расследует жестокое убийство своего брата — он знает, что оно как-то связано с фильмом. А одновременно с этим он изучает последствия появления этой главной картины в истории человечества. Мы уже показали заявку продюсерам, я даже сделал концепт-трейлер. Заявка всем понравилась, но до крепкого рукопожатия пока не дошло. Тем не менее надеюсь, что мы сможем эту историю сделать.

Еще я мечтаю снять фильм про Канта. Я придумал, как сделать зрелищный и очень понятный блокбастер из огромного теоретического труда по философии. Мне нужно 100 миллионов долларов, чтобы снять эту картину. По масштабу она должна быть как «Аватар». Я уже сделал сценарную разработку с описанием структуры и нескольких сцен, которые дают представление о проекте. Теперь надо найти спонсора.

— А в театре ты сейчас что-то ставишь?

— Последний спектакль, который я выпустил, — «Я/Фабр» в «Электротеатре». Театр занимался изданием пьес Яна Фабра, и Борис Юхананов предложил мне сделать читку. В итоге получился полноценный спектакль, и его оставили в репертуаре.


Главный герой, Колобок, задается простыми вопросами: кто я, где я и куда иду? Ответить Колобку пытаются великие умы человечества — философы.


Еще я работаю над постановкой оперы. Однажды композитор Дмитрий Курляндский рассказал мне, что хочет написать оперу про Колобка, в которой будут петь философы. Идея показалась мне интересной, я придумал сюжет, мы написали либретто вместе с моим товарищем, доктором философии Ури Гершовичем. В итоге получилась история про русских народных героев, путешествующих в сумрачном лесу. Главный герой, Колобок, задается простыми вопросами: кто я, где я и куда иду? Ответить Колобку пытаются великие умы человечества — философы. В итоге они сводят его с ума — он просто не в силах с этим разобраться. История заканчивается тем, что сумасшедший Колобок сам себя съедает. Сейчас мы ведем переговоры о постановке оперы с несколькими театрами.

Недавно я встречался с Олегом Меньшиковым и предложил поставить в его театре (театр имени Ермоловой. — Прим. ред.) спектакль. Я давно вынашиваю идею постановки «Маскарада» Лермонтова. Я вижу его как моноспектакль, играть в котором должен большой артист старой школы. Олег Меньшиков как раз может сыграть Арбенина — мне кажется, он носит знание прошлого века, которое сегодня улетучивается. При этом XX век абсолютно особенный — он связан с огромной страстью и большими рисками, попытками совершения революций и самыми радикальными жестами. В политике мы знаем примеры Совка или фашистской Германии, которая чуть не уничтожила человечество. А в искусстве мы видим последствия полного разрушения поэтического языка и фактически всей двухтысячелетней культуры — создание постмодерна. Это все принадлежит страстному и желающему себя реализовать демону, Люциферу, который пытается представить себя во всей красе перед создателем. Мне кажется, Лермонтов хорошо это понимал, он чувствовал фигуру этого демона. И мне интересно рассказать эту историю как раз через фигуру Арбенина, вокруг которого, по сути, вертится нынешний век.

— Еще я знаю, что ты пишешь стихи и планируешь выпускать рэп-альбом. Расскажи об этом.

— Я не поэт, но иногда у меня появляются идеи, которые требуют специфической формы воплощения. Был период, когда мне захотелось говорить на украинском языке — и при этом очень брутально. И я решил записать альбом экспериментального рэпа: написал все тексты, уговорил крутого композитора написать музон. Я понимал, что этот проект не может быть слишком популярным: во-первых, из-за языка, а во-вторых, из-за специфического содержания текстов. Но при этом я хотел, чтобы люди услышали этот альбом. И тогда я придумал создать компьютерную игру. Есть популярный формат, когда участникам предлагается найти выход из комнаты: нужно собирать определенные вещи, искать ключ, который в результате позволит выбраться. Я решил поэкспериментировать с этим форматом — сделать игру про самосознание. Очевидно, что у каждого из нас есть комната, из которой мы хотим выбраться, но что-то всегда мешает. Комнатой может оказаться наше финансовое положение, неразбериха с любовью, проблемы с карьерой, чувство бессмысленности жизни. И все тексты поэтов примерно об этом. Структура альбома в определенной степени связана с «Божественной комедией» Данте. Главный герой пытается найти давно потерянную любовь, все глубже и глубже спускаясь по кругам ада. Но когда он оказывается в самом низу, она отвергает его — так это было у Алигьери. Рэп при этом — одновременно и саундтрек, и часть игры. Он будет дополнительно раскрывать концепт вечно закрывающейся комнаты.

Я не собираюсь строить рэп-карьеру — это огромная работа. Чтобы стать артистом, нужно научиться правильно читать, подавать текст, работать в турах. Я режиссер, у меня другие задачи.

«Все этические вопросы к „Дау“ нелегитимны»

— Ты часто говоришь о том, что стремишься раздвигать границы жанров и больше экспериментировать. Что ты думаешь о мультимедийном проекте «Дау»?

— Мне близок этот проект. Я не видел ни одного фильма, но понимаю мотивы и то, как он организован. Юхананов называет это новопроцессуальным искусством. Это совершенно новый вид искусства: он работает с тем, с чем раньше никогда не работал, — со временем.

Что такое «Дау»? Это художественный проект, для которого создали функционирующий институт, где люди реально писали диссертации, ставили эксперименты и совершали открытия. Это уникальная вещь. Проект одновременно разрушает представления об искусстве и создает новую форму: объект восприятия становится необязателен, потому что сама форма — это те люди, которые воспринимают. Владимир Сорокин дал этому проекту смешную критику. Он сказал, что, общаясь с Ильей Хржановским, он все время слышал про процесс съемок, но никогда — про сам фильм. Это любопытно. На мой взгляд, создание «Дау» — это режиссура в каком-то новом смысле. Обычно режиссеры используют утилитарный подход: разбирают текст, придумывают мизансцены, разводят актеров. Но «Дау» конструирует реальный мир и все коммуникации в нем.

Я считаю, что все этические вопросы к этому проекту нелегитимны. Критики не различают миры, не понимают, что «Дау» — это отдельная вселенная со своими правилами: их формируют участники проекта, и они же несут ответственность за то, что там происходит. Но помимо того, что «Дау» — реальная жизнь, это еще и игра. Участники проекта не только живут, но и понимают, как живут. Это поразительно, невероятно увлекательно. Естественно, продакшен «Горностай» будет заниматься новопроцессуальным искусством.

— Хочется придумать проект такого масштаба?

— Конечно. Масштаб — это часть моей жизни. Я все время стараюсь мыслить масштабно и раздвигать границы: ставлю спектакли, снимаю кино, записываю альбом, придумываю игру. Это то, что я уже делаю. Такого масштаба в моей ситуации достаточно. Конечно, он будет набирать обороты, а мы будем работать.

Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания

1
месяц
690 ₽
[12 €]
1
год
6900 ₽
[120 €]
Куда идут деньги подписчика

На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.

The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Чем важен новый хит театра «Практика»
Чем важен новый хит театра «Практика» На спектакль «Человек из Подольска Сережа очень тупой» еще до показов скупают все билеты — почему?
Чем важен новый хит театра «Практика»

Чем важен новый хит театра «Практика»
На спектакль «Человек из Подольска Сережа очень тупой» еще до показов скупают все билеты — почему?

«Я ничего не знаю про театральные традиции»: Кто такая Евгения Сафонова
«Я ничего не знаю про театральные традиции»: Кто такая Евгения Сафонова Новое имя в молодом российском театре — наконец, женское
«Я ничего не знаю про театральные традиции»: Кто такая Евгения Сафонова

«Я ничего не знаю про театральные традиции»: Кто такая Евгения Сафонова
Новое имя в молодом российском театре — наконец, женское

Страх, трусость и уход великих: Чем театр жил в прошлом году и что будет делать в этом
Страх, трусость и уход великих: Чем театр жил в прошлом году и что будет делать в этом Почему в 2018 году хорошего театра в России не было или почти не было
Страх, трусость и уход великих: Чем театр жил в прошлом году и что будет делать в этом

Страх, трусость и уход великих: Чем театр жил в прошлом году и что будет делать в этом
Почему в 2018 году хорошего театра в России не было или почти не было

Почему вам нужно сходить на спектакль о переписке двух подруг во «ВКонтакте»
Почему вам нужно сходить на спектакль о переписке двух подруг во «ВКонтакте» Это первое в нашем театре высказывание об интернете и 20-летних, которое можно назвать… нормальным?
Почему вам нужно сходить на спектакль о переписке двух подруг во «ВКонтакте»

Почему вам нужно сходить на спектакль о переписке двух подруг во «ВКонтакте»
Это первое в нашем театре высказывание об интернете и 20-летних, которое можно назвать… нормальным?

Новое и лучшее

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

«Выживи, зайка»

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?

Первая полоса

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь
«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь И, обманутые, возвращаются ни с чем
«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь

«Когда отец умер, стало грустнее некуда». Как мигранты из СНГ тоже едут в оккупированный Мариуполь
И, обманутые, возвращаются ни с чем

Как косить?

И какие инструменты для этого есть

Как косить?
И какие инструменты для этого есть

«Выживи, зайка»

«Выживи, зайка»Девушка оставила послания на стене в Мариуполе. Их нашел строитель в оккупации спустя год. Смотрите

«Выживи, зайка»

«Выживи, зайка» Девушка оставила послания на стене в Мариуполе. Их нашел строитель в оккупации спустя год. Смотрите

Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией
Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией «Бездействие — это не выход»
Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией

Антивоенные граффитисты — о том, как совесть преобладает над страхом, и ночных столкновениях с полицией
«Бездействие — это не выход»

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?
Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове? Собрали рассказы этих людей
Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?

Строители из России едут на заработки в оккупацию — в разрушенный Мариуполь. Что у них в голове?
Собрали рассказы этих людей

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?
Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций? «Все тогда, закрываемся, идем по домам, больше не будем работать в сервисе»
Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?

Как в России чинят электронику и бытовую технику после введения санкций?
«Все тогда, закрываемся, идем по домам, больше не будем работать в сервисе»

Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций
Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций Антикварное кафе, лучшие в городе панкейки, круассаны, яйца бенедикт и сырники
Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций

Где позавтракать в Стамбуле: 8 необычных локаций
Антикварное кафе, лучшие в городе панкейки, круассаны, яйца бенедикт и сырники

Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны
Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны Ежедневные созвоны, совместные просмотры кино, сюрпризы в онлайн-магазинах
Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны

Четыре истории о том, как поддерживать отношения на расстоянии во время войны
Ежедневные созвоны, совместные просмотры кино, сюрпризы в онлайн-магазинах

В России появляются памятники участникам вторжения в Украину
В России появляются памятники участникам вторжения в Украину «Памятниками и прочим официозом чиновники пытаются заполнить вакуум»
В России появляются памятники участникам вторжения в Украину

В России появляются памятники участникам вторжения в Украину
«Памятниками и прочим официозом чиновники пытаются заполнить вакуум»

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботыБольшое эссе Виктора Вилисова

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы

«Внутри меня сияла электрическая петля»: Как раковая опухоль заставляет задуматься о кризисе заботы Большое эссе Виктора Вилисова

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме«Я обречен делать Пьеро-кор»

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме

Синекдоха Монток — о новом альбоме, войне и травме «Я обречен делать Пьеро-кор»

Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?
Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче? «Честный, добрый и храбрый»
Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?

Что говорят коллеги об обвиненном в шпионаже журналисте WSJ Эване Гершковиче?
«Честный, добрый и храбрый»

«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»
«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил» Феликс Бондарев (RSAC), МС Сенечка и другие — о съемках в «Марше утренней зари» Романа Качанова
«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»

«90-е были окном возможностей, из которого не просто сквозняк — шторм фигачил»
Феликс Бондарев (RSAC), МС Сенечка и другие — о съемках в «Марше утренней зари» Романа Качанова

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГВот пример «афганцев». Это четвертая часть цикла о преступности после войн

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ

Как вернувшиеся с войны собирают ОПГ
Вот пример «афганцев». Это четвертая часть цикла о преступности после войн

За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?
За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны? Сквернословие, прогулы и аморальные поступки
За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?

За что ВШЭ увольняет преподавателей, которые выступают против войны?
Сквернословие, прогулы и аморальные поступки

Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал
Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал День прошел, число сменилось, нихуя не изменилось
Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал

Последним расстрелянным человеком в России был маньяк. Его звали Фишер, и о нем сняли сериал
День прошел, число сменилось, нихуя не изменилось

Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?
Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад? Рассказываем вместе с проектом «После России»
Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?

Каким был эмигрантский Париж 100 лет назад?
Рассказываем вместе с проектом «После России»

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустяЗаключительный выпуск пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя

Похищенное детство и национальный реваншизм: Пересматриваем «Акиру» 35 лет спустя
Заключительный выпуск пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого
Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого Подробная инструкция психолога Анны Шипициной
Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого

Что делать при панической атаке: Как поддержать себя и другого
Подробная инструкция психолога Анны Шипициной

История взлета и падения Hydra

История взлета и падения HydraИ что происходит с наркоторговлей в даркнете сейчас

История взлета и падения Hydra

История взлета и падения Hydra
И что происходит с наркоторговлей в даркнете сейчас

Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?
Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы? «Это река интроверт, но если вглядеться, можно увидеть ее особый характер»
Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?

Как художница Дарья Винокурова возвращает забытое культурное наследие Яузы?
«Это река интроверт, но если вглядеться, можно увидеть ее особый характер»

«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»
«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух» Рецензия Ивана Афанасьева
«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»

«Шершни»: Хитовый сериал в духе «Остаться в живых» и «Повелителя мух»
Рецензия Ивана Афанасьева

Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)
Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе) Большой текст про группу Sleaford Mods. Часть 2
Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)

Ищем представителей рабочего класса в российской музыке (результаты так себе)
Большой текст про группу Sleaford Mods. Часть 2

«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням
«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням Ori Marani, Lapati Wines, Tevza и другие производители, за которыми стоит следить
«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням

«Малые дети любят Кахети»: Гид по натуральным грузинским винодельням
Ori Marani, Lapati Wines, Tevza и другие производители, за которыми стоит следить

«Мальчик из хорошей семьи»

«Мальчик из хорошей семьи»Как Борис Пиотровский должен был стать новым Капковым в Петербурге, но прицепил на лацкан Z

«Мальчик из хорошей семьи»

«Мальчик из хорошей семьи» Как Борис Пиотровский должен был стать новым Капковым в Петербурге, но прицепил на лацкан Z

Мерч российских благотворительных фондов и НКО
Мерч российских благотворительных фондов и НКО Покупаем, помогая
Мерч российских благотворительных фондов и НКО

Мерч российских благотворительных фондов и НКО
Покупаем, помогая

«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов
«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов Продолжаем серию пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука
«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов

«Остров Джованни» — мультик про оккупацию Курильских островов
Продолжаем серию пацифистских аниме-рекомендаций от Петра Полещука

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью Это цикл о преступности после войны. Третья часть

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью

«Отец хватался за ружье и грозился всех перестрелять» История Виктора Иванова, рассказанная его дочерью
Это цикл о преступности после войны. Третья часть

«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк
«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк Рецензия Ивана Афанасьева
«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк

«Счастливчик Хэнк» — сериал о преподавателе литературы в творческом и духовном кризисе. В главной роли — Боб Оденкёрк
Рецензия Ивана Афанасьева

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизниЭто цикл о преступности после войны. Вторая часть

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни

«Пять лет мучений». История Владимира Федоркова, который убивал на «Афгане» и в мирной жизни
Это цикл о преступности после войны. Вторая часть

Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?
Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах? Николай Овчинников — о главной пластинке нулевых
Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?

Альбому «Meteora» Linkin Park 20 лет. Почему он до сих пор в наших сердцах?
Николай Овчинников — о главной пластинке нулевых

Где пить кофе в Белграде
Где пить кофе в Белграде Главные спешелти-споты, где можно найти V60, кемекс, пуровер и дрип-кофе
Где пить кофе в Белграде

Где пить кофе в Белграде
Главные спешелти-споты, где можно найти V60, кемекс, пуровер и дрип-кофе

Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?
Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет? Большой текст к выходу нового альбома. Часть 1.
Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?

Я голосую против всех: Почему Sleaford Mods — важнейшая британская группа последних десяти лет?
Большой текст к выходу нового альбома. Часть 1.

«Самый скандальный поэт Ленинграда»

«Самый скандальный поэт Ленинграда»Две девушки заявляют, что Евгений Мякишев применял к ним насилие и избивал. Записали их рассказы

«Самый скандальный поэт Ленинграда»

«Самый скандальный поэт Ленинграда» Две девушки заявляют, что Евгений Мякишев применял к ним насилие и избивал. Записали их рассказы

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в УкраинеЭто цикл о преступности после войны. Первая часть

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине

История Петра Рочева: Афган, телевизор на берегу Печоры и мгновенная смерть в Украине
Это цикл о преступности после войны. Первая часть

Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии
Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии Лепим горшки и шьем
Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии

Чем занять руки в Тбилиси: Мастер-классы, курсы и студии
Лепим горшки и шьем

«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии
«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии Что такое российское правосудие и существует ли оно вообще?
«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии

«Айта»: Бескомпромиссный детективный триллер о мести и правосудии, снятый в Якутии
Что такое российское правосудие и существует ли оно вообще?

История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга
История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга К большому концерту Sound Up в Москве
История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга

История фортепианных дуэтов от Листа до Лэнга
К большому концерту Sound Up в Москве

Как убивали российский театр
Как убивали российский театр Почему гостеатры сотрудничают с силовиками? Остались ли в России независимые проекты?
Как убивали российский театр

Как убивали российский театр
Почему гостеатры сотрудничают с силовиками? Остались ли в России независимые проекты?

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей
От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей И где их попробовать в Стамбуле
От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей

От баклавы до дондурмы и тулумбы: 13 главных турецких сладостей
И где их попробовать в Стамбуле

Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме
Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме А затем представили его на Берлинале
Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме

Как две российские режиссерки сняли фильм в кенийской тюрьме
А затем представили его на Берлинале

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из НовосибирскаОб альбоме «Лидокаин», трибьюте «Аквариуму» и выступлении перед Киркоровым

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска

Группа Ubel — дарквейв-дуэт брата и сестры из Новосибирска
Об альбоме «Лидокаин», трибьюте «Аквариуму» и выступлении перед Киркоровым

Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний
Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний Миллиардеры, местные менеджеры, держатели франшиз
Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний

Новые (и не очень) капиталисты: Кому достались активы ушедших из России компаний
Миллиардеры, местные менеджеры, держатели франшиз

2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй
2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй Молитвы, посты в соцсетях, карикатуры
2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй

2023-й только начался, но уже ставит рекорд по доносам. Собрали 7 таких историй
Молитвы, посты в соцсетях, карикатуры

Деколонизация в технике коллажа

Деколонизация в технике коллажаАртур Гранд — о методе Сергея Параджанова

Деколонизация в технике коллажа

Деколонизация в технике коллажа
Артур Гранд — о методе Сергея Параджанова

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses? Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2
Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?

Террористический пафос и классовый гнев: Что мы не знаем о The Stone Roses?
Полная история группы от Петра Полещука. Часть 2

«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса
«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса История жопы, водки и соли
«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса

«Тайная история трусов» и еще 6 книг о прошлом с необычного ракурса
История жопы, водки и соли

«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву
«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву МВД уже объявило в розыск архангельскую студентку
«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву

«Я наконец-то свободный человек»: История Олеси Кривцовой, которая сбежала от преследований в Литву
МВД уже объявило в розыск архангельскую студентку

Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?
Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»? Разбираемся, как устроена частная пропаганда войны
Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?

Жонглирование фактами, схематизм и медведи: Из чего сделаны фильмы про «ЧВК Вагнер»?
Разбираемся, как устроена частная пропаганда войны

«Могила светлячков» — классика студии Ghibli
«Могила светлячков» — классика студии Ghibli «Война начинается со смерти и смертью заканчивается»
«Могила светлячков» — классика студии Ghibli

«Могила светлячков» — классика студии Ghibli
«Война начинается со смерти и смертью заканчивается»

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России
Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России Президенту выдали ордер на арест
Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России

Путина — в Гаагу. Лев Левченко — о том, что значит решение Международного уголовного суда арестовать президента России
Президенту выдали ордер на арест

Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?
Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub? Разыскали российскую модель и поговорили с ней
Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?

Что думает о войне девушка, которая сосет чупа-чупс в рекламе «ЧВК Вагнера» на Pornhub?
Разыскали российскую модель и поговорили с ней

Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»*
Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»* Как поддержать бренд, у которого RT отсудил 200 тысяч
Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»*

Владелец магазина Feelosophy — о штрафе за футболку в поддержку «Медузы»*
Как поддержать бренд, у которого RT отсудил 200 тысяч

Что делать в Стамбуле в конце марта
Что делать в Стамбуле в конце марта Много концертов (в том числе Меладзе!), выставки и лекции для эмигрантов
Что делать в Стамбуле в конце марта

Что делать в Стамбуле в конце марта
Много концертов (в том числе Меладзе!), выставки и лекции для эмигрантов

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и Flaty

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и FlatyСегодня у них вышел дебютный альбом

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и Flaty

Хонтологическое путешествие в детство российских думеров: «Косая гора» — музыкальный проект Яны Кедриной и Flaty
Сегодня у них вышел дебютный альбом

Как смотреть кино во время войны?
Как смотреть кино во время войны? Алиса Таёжная — о том, почему не надо стыдиться развлечений в кризисные времена
Как смотреть кино во время войны?

Как смотреть кино во время войны?
Алиса Таёжная — о том, почему не надо стыдиться развлечений в кризисные времена

Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации?
Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации? Мы поговорили с человеком, получившим повестку
Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации?

Мужчинам в России снова раздают повестки. Что происходит? Началась вторая волна мобилизации?
Мы поговорили с человеком, получившим повестку

В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно
В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно
В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно

В России начали заводить дела о госизмене за донаты ВСУ. Разбираемся с юристами, насколько все серьезно

Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей
Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей Выбираем правильный намордник и шлейку, которая не давит
Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей

Как сделать жизнь с собакой лучше: 9 полезных вещей
Выбираем правильный намордник и шлейку, которая не давит

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетия

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетияЧто не так с новой частью?

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетия

Петр Полещук — об «Атаке титанов», главном аниме десятилетия
Что не так с новой частью?