Как кураторы с инвалидностью отбирали работы для выставки в «Гараже» The Village разобрался, чем «Единомышленникам» приглянулись Каттелан и Гормли

Как кураторы с инвалидностью отбирали работы для выставки в «Гараже»

До 9 сентября в Музее современного искусства «Гараж» работает выставка «Единомышленники». Проект готовили кураторы инклюзивной программы музея, объединившись с четырьмя людьми с разными видами инвалидности. Последние участвовали в отборе работ из личных собраний российских коллекционеров и делали предложения по экспозиционным и архитектурным решениям, которые должны помочь зрителям с инвалидностью познакомиться с выставкой.

Представленные работы созданы известнейшими современными художниками, некоторые из них впервые публично выставляются в России. Среди экспонатов — творения Маурицио Каттелана, Энтони Гормли, Барбары Крюгер, Роберта Раушенберга, Эда Рушея и Нео Рауха. В каждом зале на выставке есть отдельный модуль, с помощью которого можно понять, как люди с особенностями восприятия узнают об искусстве. Например, для зрителей с нарушениями слуха созданы тактильные модели некоторых произведений, для людей с нарушениями зрения — тифлокомментарии (то есть аудиозаписи, которые по определённым правилам рассказывают о формальных и концептуальных качествах произведений искусства), а для людей с расстройствами аутистического спектра оборудована комната сенсорной разгрузки.

The Village побывал на открытии экспозиции и поговорил с тремя из четырёх «единомышленников» о том, какие произведения для выставки они выбрали и как последние отображают их представления о мире и искусстве.

Полина Синева — о работе Маурицио Каттелана

Для меня самые интересные работы на выставке это скульптура Маурицио Каттелана, изображающая страуса, и фотографии Синди Шерман. Я выбрала произведение Каттелана, так как мне показалось, что она несёт в себе много смысла. Это история про побег из реальной жизни. Интересно, когда соприкасаются иллюзия и реальность. Их соотношение стало центральной темой, например, фильма «Матрица». Так же и в этой работе разбирается эта проблема.

Полина Синева


Это мой взгляд, с которым вы можете не согласиться, но современное искусство таково, что позволяет каждому иметь собственный взгляд. А ещё этот страус напоминает мне мультфильм, который я смотрела в детстве. Это «Крылья, ноги и хвосты» Игоря Ковалёва и Александра Татарского. В нём есть герой-страус. Он очень большой и сильный, но глупый. У него очень сильные ноги, он может убежать далеко, но всё равно прячет голову песок. Зачем, раз он сильный? Кстати, в реальности страусы так не делают, это преувеличение.

скульптура
Маурицио Каттелана

Елена Федосеева — о работе Мелвина Моти

Мои представления о мире и искусстве лучше всего отражает произведение Мелвина Моти, которое называется «No Show» — в переводе с английского это означает «Нет изображения», «Нет показа», «Нет экспоната». Оно интересно по двум причинам.

Во-первых, Мелвин Моти — видеохудожник. Для меня видео стало чем-то новым в современном искусстве. Захотелось разобраться, кто такие видеохудожники и чем видеоэкспонаты отличаются от короткометражного кино. В этом я как-то разобралась.

Елена Федосеева


Во-вторых, в «No Show» Моти работал с интересной темой: это видео о том, как во время Великой Отечественной войны из Эрмитажа эвакуировали экспонаты, при этом в музее осталось много сотрудников. Один из них проводит экскурсию по пустым залам Эрмитажа для советских солдат. И делает это таким образом, что в итоге даёт интересный тифлокомментарий, который вообще-то предназначен для людей с нарушениями зрения. Ведь он рассказывает о полотнах, которых на самом деле нет на стене. Но рассказывает так, будто мы их видим.

Люди, которые проходят эту экскурсию, — советские солдаты, уставшие от военных действий и никакого отношения к искусству не имеющие, — слушают такой рассказ, и у них остаётся впечатление, будто они видят картины. И у них больше не остаётся ощущения отсутствия. Это очень важно для меня. Мне кажется, это важно понять зрителю, который придёт на выставку: искусство может существовать и для людей с нарушениями зрения. Необязательно видеть работу, чтобы понять и прочувствовать живописное изображение.

Эрмитаж во время Великой Отечественной войны

Евгений Ляпин — о работах Энтони Гормли и Сесили Браун

Вообще, сложно сказать, почему я выбрал именно эти работы: всё-таки мы видели их не живьём, а на фотографиях. Но в итоге я не разочаровался ни в Гормли, ни в Браун.

Работы очень разные. Скульптура Гормли — достаточно лаконичное произведение. Это такой проточеловек, свисающий над стеной, как будто он при этом выходит из неё. Когда я готовился к тому, чтобы написать текст об этой работе, я познакомился с другими вещами Энтони Гормли, и я просто открыл для себя этого художника. Он очень близок мне тем, что задаёт экзистенциальные вопросы: что такое человек? что такое пространство, в котором живёт человек? как это пространство взаимодействует с человеком? как человек изменяет это пространство?

Евгений Ляпин


Гормли играет с пространством, он создаёт удивительные трансформации, используя железо, бетон, игру света. У него есть знаменитая работа, в которой стеклянная комната наполняется паром так, что люди ничего в ней не видят. И там бьёт мощный источник света. Когда люди заходят в эту комнату, они протягивают руки и буквально не видят сами себя. Это такой чистый разум, абсолютно бестелесный, нематериальный.

Гормли интересует то, что, когда мы думаем о человеке, мы воспринимаем его как разум, душу, но всё равно как нечто, заключённое в материальную оболочку. Он задаёт вопрос: хорошо, а если убрать руку — это по-прежнему человек? Да, по-прежнему. Если убрать ногу — это всё равно человек? Да. Если убрать тело в принципе, то всё равно остаётся человек. Так что же это такое? Раздумывая, я написал текст для этого произведения. Я, конечно, разошёлся и озвучил странные вещи, но получилось созвучно моему восприятию работы Гормли как таковой.

Сесили Браун — сложный художник, которая использует в своей работе отсылки к истории и теории искусства. Но у меня нет культурологического образования: я учусь на продюсера театра в Школе-студии МХТ. Конечно, литература и изобразительное искусство чем-то близки театру. Но мне кажется, что одна из находок проекта «Единомышленники» — это как раз разница в восприятии. Потому что, когда человек с дипломом искусствоведа приходит и видит работы Сесили Браун, у него в голове они очень быстро раскладываются на постмодернизм, экспрессионизм и другие термины. Когда же человек не знает этого, работа по большому счёту взывает исключительно к его эмоциям и жизненному опыту.

Для меня Сесили Браун — чистая игра подсознания. Это яркие краски, наложенные пятнами, где угадываются глаза. В своём тексте к работе я как раз писал о том, чьи эти глаза и почему они угадываются. Здорово, что многие произведения искусства, и не только изобразительного, построены таким образом, что настраивают не только на предметный разговор, но и на подсознательный. Разговор уходит из когнитивной плоскости в ощущения. И Сесили Браун как раз хороша в этом, учитывая, что её яркие пятна сложно разложить на категории, о которых можно что-то однозначно сказать.

 первое фото: скульптура Энтони Гормли
второе фото: картина Сесили Браун

фотографии: обложка – Barbara Kruger/Частная коллекция, Москва; Courtesy Mary Boone Gallery, New York; 1, 3, 4 - Музей современного искусства «Гараж», 2 – Melvin Moti

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Художницы Екатерина Коваленко и Вера Баркалова — о том, возможен ли мир с собственным телом
Художницы Екатерина Коваленко и Вера Баркалова — о том, возможен ли мир с собственным телом The Village пообщался с авторами тотальной инсталляции Atopos
Художницы Екатерина Коваленко и Вера Баркалова — о том, возможен ли мир с собственным телом

Художницы Екатерина Коваленко и Вера Баркалова — о том, возможен ли мир с собственным телом
The Village пообщался с авторами тотальной инсталляции Atopos

Куратор Ларс Ниттве — о том, как сделать музей современного искусства популярным
Куратор Ларс Ниттве — о том, как сделать музей современного искусства популярным The Village поговорил с бывшим директором Tate Modern, Moderna Museet и музея M+
Куратор Ларс Ниттве — о том, как сделать музей современного искусства популярным

Куратор Ларс Ниттве — о том, как сделать музей современного искусства популярным
The Village поговорил с бывшим директором Tate Modern, Moderna Museet и музея M+

Как выглядит новый Музей русского импрессионизма
Как выглядит новый Музей русского импрессионизма The Village побывал в новом московском музейном пространстве, открывшемся 28 мая
Как выглядит новый Музей русского импрессионизма

Как выглядит новый Музей русского импрессионизма
The Village побывал в новом московском музейном пространстве, открывшемся 28 мая

11 выставок лета в Москве
11 выставок лета в Москве Классика видеоарта, «Новые тупые» и биеннале молодого искусства
11 выставок лета в Москве

11 выставок лета в Москве
Классика видеоарта, «Новые тупые» и биеннале молодого искусства

Тэги

Сюжет

Места

Прочее

Новое и лучшее

Счастлива как никогда: Билли Айлиш повзрослела — и это прекрасно

«Основной инстинкт»

Как провести последнюю неделю июля в Москве

Куда могут поехать россияне, привитые «Спутником V»

«У меня будто сердце разорвалось, а у людей тут обед»

Первая полоса

Счастлива как никогда: Билли Айлиш повзрослела — и это прекрасно
Счастлива как никогда: Билли Айлиш повзрослела — и это прекрасно Артем Макарский — о главном альбоме этого года
Счастлива как никогда: Билли Айлиш повзрослела — и это прекрасно

Счастлива как никогда: Билли Айлиш повзрослела — и это прекрасно
Артем Макарский — о главном альбоме этого года

«Основной инстинкт»

«Основной инстинкт»Как Пол Верховен снял второсортный фильм с актерами первой величины и обманул всех

«Основной инстинкт»

«Основной инстинкт» Как Пол Верховен снял второсортный фильм с актерами первой величины и обманул всех

Как провести последнюю неделю июля в Москве
Как провести последнюю неделю июля в Москве 30 главных событий: концерты, спектакли и кинопоказы
Как провести последнюю неделю июля в Москве

Как провести последнюю неделю июля в Москве
30 главных событий: концерты, спектакли и кинопоказы

Куда могут поехать россияне, привитые «Спутником V»
Куда могут поехать россияне, привитые «Спутником V» Составили список таких стран
Куда могут поехать россияне, привитые «Спутником V»

Куда могут поехать россияне, привитые «Спутником V»
Составили список таких стран

«У меня будто сердце разорвалось, а у людей тут обед»
«У меня будто сердце разорвалось, а у людей тут обед» Журналисты «Проекта», «Открытых медиа» и активистка — о статусе иноагента
«У меня будто сердце разорвалось, а у людей тут обед»

«У меня будто сердце разорвалось, а у людей тут обед»
Журналисты «Проекта», «Открытых медиа» и активистка — о статусе иноагента

Морской «4/1» в Калашном переулке, кухня цветов и трав в «Л.Е.С.», «Публика» на Старой Басманной
Морской «4/1» в Калашном переулке, кухня цветов и трав в «Л.Е.С.», «Публика» на Старой Басманной И другие гастрономические новости этой недели
Морской «4/1» в Калашном переулке, кухня цветов и трав в «Л.Е.С.», «Публика» на Старой Басманной

Морской «4/1» в Калашном переулке, кухня цветов и трав в «Л.Е.С.», «Публика» на Старой Басманной
И другие гастрономические новости этой недели

Детские страхи: Как помочь ребенку
Детские страхи: Как помочь ребенку Отрывок из книги Натальи Ремиш
Детские страхи: Как помочь ребенку

Детские страхи: Как помочь ребенку
Отрывок из книги Натальи Ремиш

От брюк до транспортира: Как подготовить ребенка к школе
Промо
От брюк до транспортира: Как подготовить ребенка к школе И ничего не забыть
От брюк до транспортира: Как подготовить ребенка к школе
Промо

От брюк до транспортира: Как подготовить ребенка к школе
И ничего не забыть

Перчатки в метро больше не нужны. Накануне их проверяли особенно тщательно
Перчатки в метро больше не нужны. Накануне их проверяли особенно тщательно Рассказываем, как это было и что делать со штрафами
Перчатки в метро больше не нужны. Накануне их проверяли особенно тщательно

Перчатки в метро больше не нужны. Накануне их проверяли особенно тщательно
Рассказываем, как это было и что делать со штрафами

Grace Bistro — изящная брассери в лучшей части Патриарших
Grace Bistro — изящная брассери в лучшей части Патриарших Парижский дух и ближневосточные мотивы от команды Buro TSUM
Grace Bistro — изящная брассери в лучшей части Патриарших

Grace Bistro — изящная брассери в лучшей части Патриарших
Парижский дух и ближневосточные мотивы от команды Buro TSUM

Кавказские Минеральные Воды: Что смотреть на главном курорте наших бабушек
Кавказские Минеральные Воды: Что смотреть на главном курорте наших бабушек Лучшие образцы санаториев, грязелечебниц и бюветов
Кавказские Минеральные Воды: Что смотреть на главном курорте наших бабушек

Кавказские Минеральные Воды: Что смотреть на главном курорте наших бабушек
Лучшие образцы санаториев, грязелечебниц и бюветов

«Это я — Эдичка» переиздали впервые за 20 лет. Перечитываем дебютный роман Лимонова
«Это я — Эдичка» переиздали впервые за 20 лет. Перечитываем дебютный роман Лимонова Самую покупаемую книгу этого лета
«Это я — Эдичка» переиздали впервые за 20 лет. Перечитываем дебютный роман Лимонова

«Это я — Эдичка» переиздали впервые за 20 лет. Перечитываем дебютный роман Лимонова
Самую покупаемую книгу этого лета

Альтернатива Билли Айлиш, музыкальный док от Apple и книга о пользе смеха
Альтернатива Билли Айлиш, музыкальный док от Apple и книга о пользе смеха Что слушать, читать и смотреть прямо сейчас
Альтернатива Билли Айлиш, музыкальный док от Apple и книга о пользе смеха

Альтернатива Билли Айлиш, музыкальный док от Apple и книга о пользе смеха
Что слушать, читать и смотреть прямо сейчас

Двухкомнатная квартира в стиле сканди кинфолк и мебелью 50-х годов в высотке на Котельнической
Двухкомнатная квартира в стиле сканди кинфолк и мебелью 50-х годов в высотке на Котельнической
Двухкомнатная квартира в стиле сканди кинфолк и мебелью 50-х годов в высотке на Котельнической

Двухкомнатная квартира в стиле сканди кинфолк и мебелью 50-х годов в высотке на Котельнической

Как солить грибы
Как солить грибы Чем маринад отличается от посола и как сделать все правильно
Как солить грибы

Как солить грибы
Чем маринад отличается от посола и как сделать все правильно

Стритвир и дворовые вечеринки: Магазин Nuw.Store на «Флаконе»
Стритвир и дворовые вечеринки: Магазин Nuw.Store на «Флаконе»
Стритвир и дворовые вечеринки: Магазин Nuw.Store на «Флаконе»

Стритвир и дворовые вечеринки: Магазин Nuw.Store на «Флаконе»

Фестивали отменяют один за другим. Куда еще есть шанс попасть?

Следим за главными событиями этого лета

Фестивали отменяют один за другим. Куда еще есть шанс попасть?
Следим за главными событиями этого лета

Коллаборация Levi's и Grateful Dead
Коллаборация Levi's и Grateful Dead
Коллаборация Levi's и Grateful Dead

Коллаборация Levi's и Grateful Dead

Гид по Дорогомилову — одному из самых престижных районов Москвы

Гид по Дорогомилову — одному из самых престижных районов Москвы

Гид по Дорогомилову — одному из самых престижных районов Москвы

Гид по Дорогомилову — одному из самых престижных районов Москвы

S7 Airlines запустит второй лоукостер в России
S7 Airlines запустит второй лоукостер в России Что об этом известно
S7 Airlines запустит второй лоукостер в России

S7 Airlines запустит второй лоукостер в России
Что об этом известно

Подпишитесь на рассылку