8 августа, понедельник
Москва
Войти

Зачем Урал танцует о заводах Сталь, латынь и строительство первых заводов в оратории «Огни Урала»

Зачем Урал танцует о заводах

В четверг, 14 сентября, в Екатеринбурге стартует IV Уральская индустриальная биеннале современного искусства. Центральной площадкой выставки станет Приборостроительный завод, довоенное здание которого по окончании двухмесячной биеннале снесут. В параллельной программе участвуют еще 13 уральских заводов и сотня культурных пространств — например, Дворец культуры металлургов Верх-Исетского завода, где в день открытия биеннале пройдет премьера спектакля-перформанса о строительстве первых уральских заводов «Огни Урала». The Village побывал на репетиции оратории и объясняет, о чем рассказывают два автора и два композитора в танце, музыке, стихах на латыни, в костюмах швами наружу и декорациях из стали и жести.

Site-specific ораторию «Огни Урала» создавали два композитора, написавшие по акту: швейцарец Карло Чичери и Дмитрий Ремезов из России. Текст оратории нашли в архиве начала 30-х годов, а для постановки переработали. В проекте участвуют полсотни музыкантов, танцовщиков театра «Провинциальные танцы», солистов хора, художников. Его покажут всего девять раз: 14 и 20 сентября, 11, 12, 18 и 31 октября, а также 7, 8 и 9 ноября.

Сюжет

В 1932 году журналист газеты «Уральский рабочий» Николай Харитонов посвятил XV годовщине Октябрьской революции литературное либретто из двух частей. Действие первой происходит в начале XVIII века, когда жившие в то время на Урале башкиры бились за свои земли с теми, кто пришел сюда строить первые заводы. Вторая рисует апофеоз первой советской пятилетки и торжество советского рабочего. В советские годы «Огни Урала» однажды ставили в Свердловском театре оперы и балета в популярном тогда жанре оратории — произведении для хора, солистов и оркестра. В финале постановки солисты вместе с зрителями, поднимаясь на балконы, пели «Интернационал».

В 2017 году драматург Ирина Васьковская переработала текст оригинального либретто, сохранив речь главного героя и заново написав партии для мужского и женского хора, основываясь на тексте Харитонова.

Ольга Комлева

контент-куратор проекта (ГЦСИ, Екатеринбург)

Оратория состоит из двух актов и пяти картин. По задумке автора, во втором акте мы переносимся в 1932 год, где наблюдаем за жизнью и рабочими проблемами заводчанина по фамилии Ливадных. Конечно, все происходящее выливается в гимн пролетариату и советской власти, и ставить либретто в таком виде было неактуально. Мы пригласили драматурга Ирину Васьковскую, которая превратила Ливадных из рабочего парня в человека-трибуну, который ведет за собой массы. Это единственный персонаж, который говорит на понятном и нормальном русском языке. Остальные участники — мужской и женский хор — поют на изобретенном нами новоязе. Этот язык возник из индустриальных терминов, трудовой лексики Урала, где добывают руду и катают сталь. Кроме индустриальных мотивов в тексте есть выражения на латыни: советская культура ощутимо пронизана масштабом и широкими жестами, свойственными культуре Древнего Рима.

Ливадных:

Вы есть — начало нового:

не «био», но — «modus

mechanismus».

Вы есть — металл

человеческий:

mechanismus

mortalis.

Хор:

Ave — fero novellus!

Ave — Unheilig!

Lumen!

Андрей Смирнов

режиссер (Liquid Theatre, Москва)

Меня волнует исследование человеческого тела и голоса в условиях ограничений личных свобод — в эпоху тоталитаризма и авторитаризма. И я умышленно помещаю эту историю в несталинский контекст: представьте, что искра зваладевающей всем идеи, которую герой трибун приносит на сцену, попадает не в 1932-й год, и не в 2017-й, а во вневременное пространство, период постапокалипсиса, параллельное время. Это история о том, как искра тоталитаризма может дать свои ростки в любое время и на любой почве. И трагедия в том, что ура-патриотическая идея чаще всего вырастает там, где людям неуютно физически и морально. Наши декорации — это камни, палки и ржавый метал. Народу, некоему племени, которого мы изобразили, особенно нечем гордиться.

По сюжету мы движемся от вневременной истории, где трибун Ливадных закладывает идею, к картине, где люди сопротивляются ей, задавая себе вопрос: раб ли я? Они пытаются, но в следующей картине все же объединяются в группы и признают идею, а после и вовсе движутся строем. Между тем, второй акт — про свет. Он повествует о том, что никакой тоталитарный режим или религиозный фундаментализм не может забрать у нас очень простых вещей: стремления любить, заниматься сексом и рожать детей. И этот свет я мысленно делю на две части: свет электрический, lux electra, и свет вечный, lux aeterna.

Ливадных и рабочие:

Наше тело — электричество.

Наше сердце — металл.

Неба нет:

мы — высшее.

Смерти нет:

мы — вечное.

Lux aeterna.

Формат

«Огни Урала» — это site-specific оратория. Термин сообщает о том, что постановку разрабатывали с учетом места, в котором она будет происходить. Спектакль покажут девять раз: в сентябре, октябре и ноябре, и для этого из актового зала центра культуры и искусства «Верх-Исетский» на три месяца вынесли красные плюшевые кресла.

Спектакль начинается уже в фойе, где, в сумраке и бликах, зритель движется от музыке к музыке, от видеоинсталляции к актерам, и, пройдя через коридор, оказывается в зале, который и есть — сцена. Последнюю занимает женский хор, солисты-мужчины выступают с балкона. Актеры соседствуют с симфоническим оркестром, а зрители занимают места по периметру зала, украшенного тяжелыми люстрами и лепниной с советскими сюжетами: колосьями, народными инструментами, звездами и неизменным лозунгом «Искусство принадлежит народу».

Помпезный вход во Дворец культуры Верх-Исетского завода с колоннадами и ордерами находится на южной стороне площади Субботников, где в начале века покоились участники гражданской войны, и смотрит на центральную заводскую проходную. Архитектор Емельянов и художник Елисеев строили здание с 1952 по 1957 годы, а в это время внутри работали ленинградские художники — лепили с двух обнаженных моделей памятник с кленовой ветвью в руках. Сначала скульптуру собрали из глины визовского огнеупорного цеха, после вылепили из гипса. Сейчас приходящих встречает пустой постамент на центральной лестнице: в начале 70-х памятник так активно разрушался, что угрожал жизни посетителей дворца, и его демонтировали.

Андрей Смирнов

режиссер (Liquid Theatre, Москва)

Вся постановка завязана на здание, зал и архитектуру этого места. Действие, тотальная инсталляция с живыми актерами и звуковыми объемами, будет происходить на сцене, в зале, в фойе, при входе. Дворец культуры — это здание 1957 года, венец позднесталинской эпохи, которая и связывает историю с развитием индустриализма и тоталитаризма. Это по-настоящему красивое и одновременно пугающее место.

Антон Ледовский

дирижер-постановщик (Театр музыкальной комедии, Екатеринбург)

Музыка «Огней Урала» будет звучать от самого входа. Отчасти это будут тейпы — записи, отчасти — оркестр. Зритель будет перемещаться из различных музыкальных сфер, постепенно переходя к залу. Мистическая музыка, полумрак, полусвет, блики и вспышки — все это будет готовить к постановке. Деструктивную музыку будут сменять романтические мелодии.

Для постановки мы собрали специальный состав оркестра — такого не существует. Это симфонический оркестр очень редких сочетаний: четыре саксофона, бас-кларнет, контр-фагот и перкуссии: от обыкновенной ударной установки до собранной специально перкуссионной машины с подвесами из листового металла, жестяной гофрированной трубы, уголка. Она издает различные индустриальные звуки, которые были нужны композитору: фрагменты металла специально выбирали и подвешивали.

Образы

В центре зала, в окружении пористых камней, металлических ограждений и фонарей, мечутся танцовщики «Провинциальных танцев», облаченные в черное. Под симфонический индастриал они с усилием перекатывают тяжелые тележки и поднимают никелированные трубы к барочному потолку с золотой лепниной. С балкона к ним, будто небожители, обращаются солисты хора.

Елизавета Дзуцева

художник-постановщик (мастерская Дмитрия Крымова, Liquid Theatre, Москва)

В постановке мы используем декорации с естественным цветом и фактурой металла и камней: ничего не перекрашиваем, сохраняем ржавчину. Костюмы танцовщиков сшиты швами наружу, символизируя швы заводских фактур, сварные швы, сгибы труб вентиляции, разные стыки и заклепки. Части одежды, словно трубы огромных заводов, состоят из блоков и сегментов, и разнообразным образом стыкуются при помощи перемычек и колечек, стяжек и хомутов.

Костюмы танцоров — удобные, трикотажные, тянущиеся — обеспечивают актерам свободу. В декорациях и самом действе заложено много сложностей и сопротивления, и героям приходится применять заметную физическую силу. Они таскают камни и трубы, тянут резиновые ленты, очень упругие и толстые.

В то же время солисты хора остаются практически статичными. Их костюмы выполнены в той же технике, но напоминают кофры. С широкими капюшонами, они похожи на огромные вентиляционные трубы. И в этом есть двойной смысл: если танцоры — это тело героя, то хор — это его голос, а труба — это рупор. Наконец, оркестр символизирует музыкальное сердце рабочего будущего.

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Я живу в Городке Чекистов с прослушкой в вентиляции
Я живу в Городке Чекистов с прослушкой в вентиляции The Village рассказывает о жизни в самых известных и необычных домах Москвы, Петербурга и Екатеринбурга
Я живу в Городке Чекистов с прослушкой в вентиляции

Я живу в Городке Чекистов с прослушкой в вентиляции
The Village рассказывает о жизни в самых известных и необычных домах Москвы, Петербурга и Екатеринбурга

Как устроена рассекреченная площадка Уральской биеннале
Как устроена рассекреченная площадка Уральской биеннале Несостоявшаяся «Белинка», советский буфет и тайный дворик в гиде по старому заводу
Как устроена рассекреченная площадка Уральской биеннале

Как устроена рассекреченная площадка Уральской биеннале
Несостоявшаяся «Белинка», советский буфет и тайный дворик в гиде по старому заводу

«Я живу в жилкомбинате свердловского НКВД»
«Я живу в жилкомбинате свердловского НКВД» Как устроен конструктивистский небоскреб с фонтаном в Екатеринбурге
«Я живу в жилкомбинате свердловского НКВД»

«Я живу в жилкомбинате свердловского НКВД»
Как устроен конструктивистский небоскреб с фонтаном в Екатеринбурге

Нижний Тагил: Как художники захватывают родину «Арматы»
Нижний Тагил: Как художники захватывают родину «Арматы» Алтарь из стальной реторты и кинотеатр для карпов кои в городе-заводе
Нижний Тагил: Как художники захватывают родину «Арматы»

Нижний Тагил: Как художники захватывают родину «Арматы»
Алтарь из стальной реторты и кинотеатр для карпов кои в городе-заводе

Тэги

Новое и лучшее

Со всех ног: 9 российских брендов кед и кроссовок

Где покупать базовые футболки прямо сейчас

«Открываю пивко, наливаю в бокальчик, кладу рыбку на тарелочку»

Что происходит с магазинами H&M, Zara, Uniqlo и другими

The Village становится платным

Первая полоса

В Москве отменили концерт группы «АлоэВера»

Гид по Signal-2022: Чем заняться на четырехдневном рейве и как к нему подготовиться
Гид по Signal-2022: Чем заняться на четырехдневном рейве и как к нему подготовиться
Гид по Signal-2022: Чем заняться на четырехдневном рейве и как к нему подготовиться

Гид по Signal-2022: Чем заняться на четырехдневном рейве и как к нему подготовиться

Люди с нарколепсией — о дреме на работе, сонном параличе и сне во время родов
Люди с нарколепсией — о дреме на работе, сонном параличе и сне во время родов
Люди с нарколепсией — о дреме на работе, сонном параличе и сне во время родов

Люди с нарколепсией — о дреме на работе, сонном параличе и сне во время родов

Финляндия ограничит выдачу виз россиянам, приезжающим в страну только для транзита

The Village становится платным
The Village становится платным Как продолжить читать нас
The Village становится платным

The Village становится платным
Как продолжить читать нас

Мошенники рассылают письма от имени The Village
Мошенники рассылают письма от имени The Village Рассказываем, что об этом известно
Мошенники рассылают письма от имени The Village

Мошенники рассылают письма от имени The Village
Рассказываем, что об этом известно

Фото дня: Плакат в московском метро об опасности VPN (с ворами в масках анонимусов!)

«Яндекс Маркет» торгует подделками акул из IKEA. На них вместо бренда написано Shao Hui

YouTube заблокировал канал «Ростеха»

Цифра дня: Сколько сайтов заблокировали и удалили после начала ***** в России

Ротонда: Строительная компания RBI запретила использовать в рекламе жилого комплекса его название — «Миръ»

Акция дня: 35 деревянных крестов во Всеволожске, означающие фразу «Нет *****»

Wildberries создаст новый сервис для борьбы с контрафактом

В России выявили более 20 тысяч новых случаев COVID-19 впервые c конца марта

Предложение дня: Запретить рэп в России

Спланированная нищета. Лев Левченко — о том, почему в Украине ***** люди из самых бедных регионов России
Спланированная нищета. Лев Левченко — о том, почему в Украине ***** люди из самых бедных регионов России
Спланированная нищета. Лев Левченко — о том, почему в Украине ***** люди из самых бедных регионов России

Спланированная нищета. Лев Левченко — о том, почему в Украине ***** люди из самых бедных регионов России

«Открываю пивко, наливаю в бокальчик, кладу рыбку на тарелочку»
«Открываю пивко, наливаю в бокальчик, кладу рыбку на тарелочку» Топ-10 цитат из предполагаемого «ЖЖ» бывшей жены Путина 
«Открываю пивко, наливаю в бокальчик, кладу рыбку на тарелочку»

«Открываю пивко, наливаю в бокальчик, кладу рыбку на тарелочку»
Топ-10 цитат из предполагаемого «ЖЖ» бывшей жены Путина 

Группа депутатов и сенаторов потребовала уволить ведущих Урганта и Васильева и режиссера Молочникова

Мосгорсуд оставил политика Илью Яшина в СИЗО по делу о «фейках»

Минтруд поможет россиянкам справиться со «стеклянным потолком» и неравенством

Владелец «Л’Этуаль» выкупил косметическую сеть «Подружка»

В Москве-реке появилось нефтяное пятно. Прокуратура начала проверку

Долги россиян за услуги ЖКХ выросли до 804,5 миллиарда рублей

Сервис Patreon и платформу для проверки письма Grammarly заблокировали в России

La Repubblica: Анатолия Чубайса выписали из больницы на Сардинии

Славой Жижек — о первом в истории рок-концерте зарубежной группы (Laibach) в КНДР
Славой Жижек — о первом в истории рок-концерте зарубежной группы (Laibach) в КНДР Отрывок из книги «Дни освобождения. Laibach и Северная Корея»
Славой Жижек — о первом в истории рок-концерте зарубежной группы (Laibach) в КНДР

Славой Жижек — о первом в истории рок-концерте зарубежной группы (Laibach) в КНДР
Отрывок из книги «Дни освобождения. Laibach и Северная Корея»

МЧС предупредило москвичей о грозе, сильном ливне и ветре 7 августа

В России впервые с конца марта выявили более 19 тысяч случаев COVID-19 за сутки

Полиция Калуги задержала журналиста из-за комментария его коллеги под постом Дмитрия Медведева

Болгария продолжит выдавать туристические визы россиянам

Роскомнадзор заблокировал интернет-портал Сахалина sаkh.соm

Цитата дня: Иван Ургант — о требовании уволить его с Первого канала

«Кухня на районе» накормит одиноких пенсионеров горячими обедами

Посольство Латвии приостановило выдачу любых виз россиянам

Сыр Oltermanni будет выпускаться под брендом Laplandia в России

Подкаст «Снова никогда» заблокировали за «фейки» про Украину

Эфиопия возобновит авиасообщение с Россией с 23 августа

Мундепа из Петербурга обвинили в «дискредитации» армии за пост, написанный до принятия соответствующего закона

В речи музыканта Юрия Шевчука не нашли «дискредитации армии»

IKEA добавила в зону доставки десять городов России

Жители Грузии требуют ввести визовый режим с Россией. Петицию подписали 18 тысяч человек

«Мы должны взрывать танцполы, а не бомбы»
«Мы должны взрывать танцполы, а не бомбы» Сибирский рэпер Саша Огородников — о переезде в Ереван и перспективах российской музыки
«Мы должны взрывать танцполы, а не бомбы»

«Мы должны взрывать танцполы, а не бомбы»
Сибирский рэпер Саша Огородников — о переезде в Ереван и перспективах российской музыки

В России впервые с апреля выявили более 18 тысяч случаев COVID-19 за сутки

Расследование: Кремль попросил СМИ сравнивать боевые действия в Украине с Первой мировой войной

Американский производитель принтеров Lexmark продал бизнес в России

Купальный сезон в Москве продлится до середины августа

«РБК»: Банки перестали получать деньги на продвижение карт «Мир», потому что в России нет конкуренции

YouTube удалил канал блогера Дмитрия «Гоблина» Пучкова за «нарушение правил сообщества»

Суд заочно арестовал редактора The Insider Романа Доброхотова по делу о незаконном пересечении границы

Третьяковскую галерею снова эвакуировали из-за сообщения о минировании

В центре Москвы задержали активиста с плакатом «Прощай, немытая Россия»

Минпромторг убрал из списка параллельного импорта Renault и добавил Giorgio Armani, Yves Saint Laurent и Lancome

Двадцатилетнюю активистку из Петербурга объявили в федеральный розыск. Силовики ищут ее по детскому фото

Sony и Microsoft хотят заблокировать турецкие карты, чтобы россияне не оплачивали ими игры и подписки

Тревожные люди: Как нам пережить 2022 год и не потерять рассудок
Тревожные люди: Как нам пережить 2022 год и не потерять рассудок Рассказывает клинический психолог Татьяна Павлова
Тревожные люди: Как нам пережить 2022 год и не потерять рассудок

Тревожные люди: Как нам пережить 2022 год и не потерять рассудок
Рассказывает клинический психолог Татьяна Павлова

Экс-замглавы Минпросвещения Марина Ракова признала вину в рамках «дела ректоров»

Баскетболистку Грайнер приговорили к девяти годам колонии по делу о контрабанде наркотиков

С февраля посещаемость петербургских пекарен выросла на 30 %. Рассказываем, как они заменили горожанам рестораны
С февраля посещаемость петербургских пекарен выросла на 30 %. Рассказываем, как они заменили горожанам рестораны
С февраля посещаемость петербургских пекарен выросла на 30 %. Рассказываем, как они заменили горожанам рестораны

С февраля посещаемость петербургских пекарен выросла на 30 %. Рассказываем, как они заменили горожанам рестораны

Суд постановил уничтожить iPhone, на который петербурженка сфотографировалась в трусах на фоне собора

«Вкусно — и точка» возобновит работу кафе с 11 августа