5 декабря, воскресенье
Москва
Войти

Как говорить о блокаде на языке современного искусства Рассказывает куратор выставки «Тихие голоса» в Петропавловской крепости Людмила Белова

Как говорить о блокаде на языке современного искусства

В Невской куртине Петропавловской крепости до 17 ноября проходит выставка-исследование «Тихие голоса» — одна из редких пока попыток разговора о блокаде Ленинграда на языке современного искусства. Главная тема инсталляций, видео и объектов — память: при создании работ использовались архивные материалы, дневники и воспоминания блокадников. На фоне дискуссии о новом музее блокады, архитектурную концепцию которого утвердили в начале октября, «Тихие голоса» — интересный и важный опыт для Петербурга; содержание современного музея, связанного с темой трагедии, уже невозможно ограничить исключительно традиционными подходами к созданию экспозиции.

Об опыте работы с такой сложной темой мы поговорили с вдохновителем, куратором и непосредственным участником проекта Людмилой Беловой. Она провела нам экскурсию по выставке, представив ее объекты и участников.

Текст

Алексей Павперов


Людмила Белова

художник, куратор выставки

«Тихие голоса»

Главная цель нашей выставки — вновь говорить о блокаде, но говорить при помощи нового, созвучного времени, визуального языка.

В советское время в разговоре о блокаде акцент делался на воинских победах и героизме. Мы же хотели рассказать о трагедии через опыт и воспоминания людей, которые жили в этом городе, ходили по тем же улицам, что и мы, жили в тех же домах. Тему было решено раскрывать через первоисточники. Самый короткий путь что-то почувствовать в тех событиях — прочесть блокадные дневники. В постсоветское время историками была  проделана большая работа, были открыты и опубликованы неизвестные  документы: только благодаря им на основе новых исторических исследований художники и смогли приступить к трансформации текстов в визуальность.

Участники выставки, конечно, работали и с другими источниками, среди них — книга Никиты Ломагина „Неизвестная блокада“, ее второй том содержит документы из архивов США и Германии, российских архивов НКВД. Эти материалы открывают новые грани в нашем восприятии блокады: много новых подробностей о жизни города, через сухие цифры и в то же время посредством подслушанных агентами разговоров людей друг с другом.

Также у всех работ на выставке в аннотациях приводится отрывок из блокадного дневника, выбранного авторами.


«Запрет на образ»

«В многочастной инсталляции Максима Шера „Запрет на образ“ голос робота в специальной будке читает фразы, которые были собраны и зафиксированы НКВД в спецдонесениях. Внутри будки стоит табуретка и висит зеркало — предполагается, что они помогают зрителю посмотреть в самого себя, помогают актуализировать связь

со своей собственной памятью. Будка — это образ чего-то тайного и закрытого, в ней что-то слушают или, наоборот, могут что-то рассказать, а может быть, это место, куда приходят чтобы „донести“ о чем-то или о ком-то. Здесь художник работает с пространством, сужая его до минимального, визуализирует тему страха, шпиономании, подозрительности и доносительства, которая окружала людей в блокадном городе».

«Кухня голода»

«Автор инсталляции „Кухня голода“ Анастасия Кизилова показывает нам ежедневный рацион семьи ленинградца Ивана Жилинского. На огромном столе выложено все то, чем питалась семья день за днем. В наушниках можно

прослушать отрывки из дневника, которые читает Анастасия. Зрители подолгу разглядывают разложенное на столе: здесь воздействие происходит через визуализацию текста».

«Без маскировки»

«Александр Теребенин в проекте „Без маскировки“ рассказывает о блокадном городе через фотографии своего родственника, художника и фотографа Бориса Смирнова. В лайт-боксе — распечатанная и найденная в семейном архиве пленка Смирнова с двойной экспозицией. Мы рассматриваем незаметное, неважное, которое со временем становится главным. В этой инсталляции представлен и единственный оригинальный блокадный дневник Бориса Смирнова, который открывает выставку и является ее символом».

«Слепая зона обзора»

«Анна Франц в видеоинсталляции „Слепая зона обзора“ рассказывает об общей трагедии через семейный архив. Фотографии ее родственников, прошедших эвакуацию

по Дороге жизни, проявляются и исчезают на фоне прямой трансляции с вебкамер Невского проспекта, таким способом включая в нашу суетливую современную жизнь память о блокаде».

«Вербатим», «Миллион»

«Копирование — одно из штудий академической художественной школы. В видео Натальи Тихновой „Вербатим“ этот способ она использует для проживания одного дня Людмилы Шапориной, переписывая ее

известный дневник от руки. Во втором видео Натальи „Миллион“ рукой автора производятся подсчеты: сколько смертей происходило в день, в час. Это попытка осознать цифру в один миллион и невозможность этого».

«Черный свет»

«Живопись на стекле, свет и звук — все это в инсталляции Вадима Леухина, который раскрывает в своей работе „Черный свет“ проблему темноты, опираясь

на исследование Полины Барсковой. Он показывает нам малоизвестный способ передвижения людей в полной темноте блокадного города».

«Очередь»

«На выставке зрители подолгу простаивают в „Очереди“. Эта инсталляция Елены Губановой и Ивана Говоркова, созданная по книге Лидии Гинзбург „Записки блокадного человека”, — яркий пример того, как можно средствами

современного искусства рассказать о блокаде. Художники позволяют примерить на себя ощущения людей, стоящих за хлебом. Мы видим сетки, авоськи,висящие в пространстве, слышим голоса, оказываемся сами внутри пространства очереди и пустоты города одновременно».

«Вещдок», «Суп»

«Желание быть красивой, несмотря на войну и блокаду, предъявлено нам как вещественное доказательство в виде загипсованного крепдешинового платья 40-х годов

в инсталляции Виты Буйвид „Вещдок“. А объект Олеси Гонсеровской — мерцающая сквозь живописные слои тарелка супа, которая заключена в незаконченную раму, — образ мечты, драгоценности и вместе с тем символ кольца, нимба».

«Комфортное чтение»

«Вячеслав Курицын предлагает зрителям отдохнуть с комфортом, сев для этого в кресло и надев наушники. Но внутри его интерактивной инсталляции

„Комфортное чтение” вряд ли получится расслабиться, так как автор предлагает прослушать отрывки из его романа о блокаде „Спать и верить“, а потом, возможно, и дочитать роман уже дома…»

«Комната»

«На нашей выставке большое значение имеют текст и описания работ. Зрители начинают читать и остаются на выставке надолго. В конце экспозиции расположена моя инсталляция „Комната“, в которой многие, как мне сами писали, проводят по полтора часа. На стенах комнаты наклеены тексты спецдонесений НКВД и отрывки из блокадных дневников. Именно это сочетание дает наиболее точное представление о том, что происходило в городе.

Максимально близкий контакт складывается, когда мы сами читаем эти тексты. Под ними нет подписей с датами и фамилиями — это сделано специально, чтобы получился общий хор, гул голосов, голос города. Дневники принадлежат очень разным людям — музыканту, рабочему, художнику, домохозяйке. Ну и вопрос, обозначенный в концепции инсталляции: „В какой цвет нам покрасить стены этой комнаты?“ — он созвучен вопросу „Как нам говорить о блокаде сейчас?“»

«Геометрия памяти» и «Земля»

«Помимо выставки в залах Невской куртины, две работы нашего проекта экспонированы на территории Петропавловской крепости.

В центре крепости, у собора, расположена инсталляция Петра Белого „Геометрия памяти“. Автор специально выбрал дерево — „простой“ материал для своего рода монумента

блокаде, сообщая нам о том, что гранитно-мраморный пафос превращает эту тему в дежурное поклонение. Ассоциативный ряд, связанный с объектом, не призывает поклониться или положить цветы, а проявляет в памяти образы блокадного города: кресты из марли на окнах, противотанковые ежи, свет прожекторов в небе.

На площади у Нарышкина бастиона экспонируется объект „Земля“ Вадима Зайцева и Александра Андросова. Основой для объекта стал эпизод, связанный с началом блокады, когда после разрушения Бадаевских складов на месте пожара осталась пропитанная сахаром земля. Ее ели, продавали на рынке в кульках или банках — это отражено во многих дневниках. Художники создали куб, со всех сторон покрытый черным составом, имитирующим землю. Земля, словно вышедшая из-под земли наружу большим черным сахарным куском, напоминает  об этом событии блокады.

В контрмонументе использована абстрактная форма, и такой способ, не включающий фигуративность, отличается от общепринятых способов говорить о блокаде. Обычно памятник обозначен местом, пространством, которое как-то „настраивает“ зрителя».


Фотографии: ГЦСИ Петербург

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Музей блокады Ленинграда: Пять примеров для подражания
Музей блокады Ленинграда: Пять примеров для подражания The Village посмотрел, как архитектура рассказывает о трагедиях в других городах мира
Музей блокады Ленинграда: Пять примеров для подражания

Музей блокады Ленинграда: Пять примеров для подражания
The Village посмотрел, как архитектура рассказывает о трагедиях в других городах мира

Шесть башен, спирали, крыша с лугом и капустное поле: Девять проектов Музея блокады
Шесть башен, спирали, крыша с лугом и капустное поле: Девять проектов Музея блокады Каким видят будущий музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда» российские и западные архитекторы
Шесть башен, спирали, крыша с лугом и капустное поле: Девять проектов Музея блокады

Шесть башен, спирали, крыша с лугом и капустное поле: Девять проектов Музея блокады
Каким видят будущий музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда» российские и западные архитекторы

15 главных выставок осени в Петербурге
15 главных выставок осени в Петербурге Видеоарт в Мраморном дворце, «Зимний дворец и Эрмитаж в 1917 году», «Ранняя британская фотография» и другие заметные проекты
15 главных выставок осени в Петербурге

15 главных выставок осени в Петербурге
Видеоарт в Мраморном дворце, «Зимний дворец и Эрмитаж в 1917 году», «Ранняя британская фотография» и другие заметные проекты

Опыт проекта «Глубоко внутри»: Как рассказать об особых людях посетителям торговых центров
Опыт проекта «Глубоко внутри»: Как рассказать об особых людях посетителям торговых центров «Тема не просто табуирована — о ней совсем не знают. До такой степени, что даже немножко страшно»
Опыт проекта «Глубоко внутри»: Как рассказать об особых людях посетителям торговых центров

Опыт проекта «Глубоко внутри»: Как рассказать об особых людях посетителям торговых центров
«Тема не просто табуирована — о ней совсем не знают. До такой степени, что даже немножко страшно»

Тэги

Сюжет

Места

Прочее

Новое и лучшее

Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел

Четыре альбома Arca, предшественник «Игры в кальмара» и сборник задач по лингвистике

Как провести первую неделю зимы в Москве

Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов

Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат

Первая полоса

Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел
Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел Григорий Охотин — о том, как его проект за десять лет вырастил гражданское общество в России
Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел

Без «ОВД-Инфо» у нас было бы в десятки раз больше уголовных дел
Григорий Охотин — о том, как его проект за десять лет вырастил гражданское общество в России

Четыре альбома Arca, предшественник «Игры в кальмара» и сборник задач по лингвистике
Четыре альбома Arca, предшественник «Игры в кальмара» и сборник задач по лингвистике Что слушать, читать и смотреть на выходных
Четыре альбома Arca, предшественник «Игры в кальмара» и сборник задач по лингвистике

Четыре альбома Arca, предшественник «Игры в кальмара» и сборник задач по лингвистике
Что слушать, читать и смотреть на выходных

Как провести первую неделю зимы в Москве
Как провести первую неделю зимы в Москве День рождения Powerhouse, фестиваль японского кино и Boiler Room
Как провести первую неделю зимы в Москве

Как провести первую неделю зимы в Москве
День рождения Powerhouse, фестиваль японского кино и Boiler Room

Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов
Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов И действительно ли покупатели обращают на них внимание
Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов

Из «Императорских Мытищ» в «Царскую площадь»: Как придумывают названия для жилых комплексов
И действительно ли покупатели обращают на них внимание

Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат
Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат Активистки Дарья Серенко и Софья Сно рассказали о работе в штабе правозащитницы
Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат

Экс-кандидатку на выборы в Госдуму Алену Попову обвинили в невыплате зарплат
Активистки Дарья Серенко и Софья Сно рассказали о работе в штабе правозащитницы

Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта
Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта Леди Гага, Адам Драйвер и Джаред Лето, которого не узнать
Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта

Как повторить образы из фильма «Дом Gucci» Ридли Скотта
Леди Гага, Адам Драйвер и Джаред Лето, которого не узнать

Как перестать выбрасывать еду
Как перестать выбрасывать еду
Как перестать выбрасывать еду

Как перестать выбрасывать еду

«Дом Gucci»: Ридли Скотт вновь снимает главный фильм месяца
«Дом Gucci»: Ридли Скотт вновь снимает главный фильм месяца Мультикаст суперзвезд, недовольство наследников и бесподобная Леди Гага
«Дом Gucci»: Ридли Скотт вновь снимает главный фильм месяца

«Дом Gucci»: Ридли Скотт вновь снимает главный фильм месяца
Мультикаст суперзвезд, недовольство наследников и бесподобная Леди Гага

Кто водит москвичей по крышам
Спецпроект
Кто водит москвичей по крышам И как любовь к фотографии превратилась в растущий ивент-бизнес
Кто водит москвичей по крышам
Спецпроект

Кто водит москвичей по крышам
И как любовь к фотографии превратилась в растущий ивент-бизнес

Турецкое микробистро Mini Turkish Spot, корнер Matcha Botanicals, ресторан Balance, завтраки в AVA и Blanc
Турецкое микробистро Mini Turkish Spot, корнер Matcha Botanicals, ресторан Balance, завтраки в AVA и Blanc
Турецкое микробистро Mini Turkish Spot, корнер Matcha Botanicals, ресторан Balance, завтраки в AVA и Blanc

Турецкое микробистро Mini Turkish Spot, корнер Matcha Botanicals, ресторан Balance, завтраки в AVA и Blanc

Гид по Большому фестивалю мультфильмов в Москве
Гид по Большому фестивалю мультфильмов в Москве Рассказываем, что смотреть в декабре взрослым и детям
Гид по Большому фестивалю мультфильмов в Москве

Гид по Большому фестивалю мультфильмов в Москве
Рассказываем, что смотреть в декабре взрослым и детям

«Работа в госучреждениях — это активизм»
«Работа в госучреждениях — это активизм» Даша Серенко — о новой книге «Девочки и институции», травле, фемписьме и госнасилии
«Работа в госучреждениях — это активизм»

«Работа в госучреждениях — это активизм»
Даша Серенко — о новой книге «Девочки и институции», травле, фемписьме и госнасилии

20 фильмов зимы

20 фильмов зимыОт возвращения «Матрицы» до комедии об эвтаназии Франсуа Озона

20 фильмов зимы

20 фильмов зимы От возвращения «Матрицы» до комедии об эвтаназии Франсуа Озона

Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года?
Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года? Первые мысли после прослушивания пластинки
Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года?

Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года?
Первые мысли после прослушивания пластинки

10 лучших ресторанов осени в Петербурге
10 лучших ресторанов осени в Петербурге Возвращение кафе «Рубинштейн» и бара Mishka, All Grain, Numero Zero и Mercado del Sol
10 лучших ресторанов осени в Петербурге

10 лучших ресторанов осени в Петербурге
Возвращение кафе «Рубинштейн» и бара Mishka, All Grain, Numero Zero и Mercado del Sol

«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?
«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?
«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?

«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?

Менять профессию — нормально. Рассказываем, как принять решение о поиске новой работы
Спецпроект
Менять профессию — нормально. Рассказываем, как принять решение о поиске новой работы
Менять профессию — нормально. Рассказываем, как принять решение о поиске новой работы
Спецпроект

Менять профессию — нормально. Рассказываем, как принять решение о поиске новой работы

Адвент-календари Kiehl’s и Lumene, мусс для губ Morphe, аромасвечи с кардамоном Windsor’s Soap и другие новинки декабря
Адвент-календари Kiehl’s и Lumene, мусс для губ Morphe, аромасвечи с кардамоном Windsor’s Soap и другие новинки декабря
Адвент-календари Kiehl’s и Lumene, мусс для губ Morphe, аромасвечи с кардамоном Windsor’s Soap и другие новинки декабря

Адвент-календари Kiehl’s и Lumene, мусс для губ Morphe, аромасвечи с кардамоном Windsor’s Soap и другие новинки декабря

Что покупать и куда идти на non/fiction№23?
Что покупать и куда идти на non/fiction№23? Главные книги и события московской книжной ярмарки
Что покупать и куда идти на non/fiction№23?

Что покупать и куда идти на non/fiction№23?
Главные книги и события московской книжной ярмарки

Где ужинать прямо сейчас: Гастрокритики и фуди советуют рестораны, кафе и бистро для отличного вечера
Где ужинать прямо сейчас: Гастрокритики и фуди советуют рестораны, кафе и бистро для отличного вечера
Где ужинать прямо сейчас: Гастрокритики и фуди советуют рестораны, кафе и бистро для отличного вечера

Где ужинать прямо сейчас: Гастрокритики и фуди советуют рестораны, кафе и бистро для отличного вечера

Подпишитесь на рассылку