Как говорить о блокаде на языке современного искусства Рассказывает куратор выставки «Тихие голоса» в Петропавловской крепости Людмила Белова

Как говорить о блокаде на языке современного искусства

В Невской куртине Петропавловской крепости до 17 ноября проходит выставка-исследование «Тихие голоса» — одна из редких пока попыток разговора о блокаде Ленинграда на языке современного искусства. Главная тема инсталляций, видео и объектов — память: при создании работ использовались архивные материалы, дневники и воспоминания блокадников. На фоне дискуссии о новом музее блокады, архитектурную концепцию которого утвердили в начале октября, «Тихие голоса» — интересный и важный опыт для Петербурга; содержание современного музея, связанного с темой трагедии, уже невозможно ограничить исключительно традиционными подходами к созданию экспозиции.

Об опыте работы с такой сложной темой мы поговорили с вдохновителем, куратором и непосредственным участником проекта Людмилой Беловой. Она провела нам экскурсию по выставке, представив ее объекты и участников.

Текст

Алексей Павперов


Людмила Белова

художник, куратор выставки

«Тихие голоса»

Главная цель нашей выставки — вновь говорить о блокаде, но говорить при помощи нового, созвучного времени, визуального языка.

В советское время в разговоре о блокаде акцент делался на воинских победах и героизме. Мы же хотели рассказать о трагедии через опыт и воспоминания людей, которые жили в этом городе, ходили по тем же улицам, что и мы, жили в тех же домах. Тему было решено раскрывать через первоисточники. Самый короткий путь что-то почувствовать в тех событиях — прочесть блокадные дневники. В постсоветское время историками была  проделана большая работа, были открыты и опубликованы неизвестные  документы: только благодаря им на основе новых исторических исследований художники и смогли приступить к трансформации текстов в визуальность.

Участники выставки, конечно, работали и с другими источниками, среди них — книга Никиты Ломагина „Неизвестная блокада“, ее второй том содержит документы из архивов США и Германии, российских архивов НКВД. Эти материалы открывают новые грани в нашем восприятии блокады: много новых подробностей о жизни города, через сухие цифры и в то же время посредством подслушанных агентами разговоров людей друг с другом.

Также у всех работ на выставке в аннотациях приводится отрывок из блокадного дневника, выбранного авторами.


«Запрет на образ»

«В многочастной инсталляции Максима Шера „Запрет на образ“ голос робота в специальной будке читает фразы, которые были собраны и зафиксированы НКВД в спецдонесениях. Внутри будки стоит табуретка и висит зеркало — предполагается, что они помогают зрителю посмотреть в самого себя, помогают актуализировать связь

со своей собственной памятью. Будка — это образ чего-то тайного и закрытого, в ней что-то слушают или, наоборот, могут что-то рассказать, а может быть, это место, куда приходят чтобы „донести“ о чем-то или о ком-то. Здесь художник работает с пространством, сужая его до минимального, визуализирует тему страха, шпиономании, подозрительности и доносительства, которая окружала людей в блокадном городе».

«Кухня голода»

«Автор инсталляции „Кухня голода“ Анастасия Кизилова показывает нам ежедневный рацион семьи ленинградца Ивана Жилинского. На огромном столе выложено все то, чем питалась семья день за днем. В наушниках можно

прослушать отрывки из дневника, которые читает Анастасия. Зрители подолгу разглядывают разложенное на столе: здесь воздействие происходит через визуализацию текста».

«Без маскировки»

«Александр Теребенин в проекте „Без маскировки“ рассказывает о блокадном городе через фотографии своего родственника, художника и фотографа Бориса Смирнова. В лайт-боксе — распечатанная и найденная в семейном архиве пленка Смирнова с двойной экспозицией. Мы рассматриваем незаметное, неважное, которое со временем становится главным. В этой инсталляции представлен и единственный оригинальный блокадный дневник Бориса Смирнова, который открывает выставку и является ее символом».

«Слепая зона обзора»

«Анна Франц в видеоинсталляции „Слепая зона обзора“ рассказывает об общей трагедии через семейный архив. Фотографии ее родственников, прошедших эвакуацию

по Дороге жизни, проявляются и исчезают на фоне прямой трансляции с вебкамер Невского проспекта, таким способом включая в нашу суетливую современную жизнь память о блокаде».

«Вербатим», «Миллион»

«Копирование — одно из штудий академической художественной школы. В видео Натальи Тихновой „Вербатим“ этот способ она использует для проживания одного дня Людмилы Шапориной, переписывая ее

известный дневник от руки. Во втором видео Натальи „Миллион“ рукой автора производятся подсчеты: сколько смертей происходило в день, в час. Это попытка осознать цифру в один миллион и невозможность этого».

«Черный свет»

«Живопись на стекле, свет и звук — все это в инсталляции Вадима Леухина, который раскрывает в своей работе „Черный свет“ проблему темноты, опираясь

на исследование Полины Барсковой. Он показывает нам малоизвестный способ передвижения людей в полной темноте блокадного города».

«Очередь»

«На выставке зрители подолгу простаивают в „Очереди“. Эта инсталляция Елены Губановой и Ивана Говоркова, созданная по книге Лидии Гинзбург „Записки блокадного человека”, — яркий пример того, как можно средствами

современного искусства рассказать о блокаде. Художники позволяют примерить на себя ощущения людей, стоящих за хлебом. Мы видим сетки, авоськи,висящие в пространстве, слышим голоса, оказываемся сами внутри пространства очереди и пустоты города одновременно».

«Вещдок», «Суп»

«Желание быть красивой, несмотря на войну и блокаду, предъявлено нам как вещественное доказательство в виде загипсованного крепдешинового платья 40-х годов

в инсталляции Виты Буйвид „Вещдок“. А объект Олеси Гонсеровской — мерцающая сквозь живописные слои тарелка супа, которая заключена в незаконченную раму, — образ мечты, драгоценности и вместе с тем символ кольца, нимба».

«Комфортное чтение»

«Вячеслав Курицын предлагает зрителям отдохнуть с комфортом, сев для этого в кресло и надев наушники. Но внутри его интерактивной инсталляции

„Комфортное чтение” вряд ли получится расслабиться, так как автор предлагает прослушать отрывки из его романа о блокаде „Спать и верить“, а потом, возможно, и дочитать роман уже дома…»

«Комната»

«На нашей выставке большое значение имеют текст и описания работ. Зрители начинают читать и остаются на выставке надолго. В конце экспозиции расположена моя инсталляция „Комната“, в которой многие, как мне сами писали, проводят по полтора часа. На стенах комнаты наклеены тексты спецдонесений НКВД и отрывки из блокадных дневников. Именно это сочетание дает наиболее точное представление о том, что происходило в городе.

Максимально близкий контакт складывается, когда мы сами читаем эти тексты. Под ними нет подписей с датами и фамилиями — это сделано специально, чтобы получился общий хор, гул голосов, голос города. Дневники принадлежат очень разным людям — музыканту, рабочему, художнику, домохозяйке. Ну и вопрос, обозначенный в концепции инсталляции: „В какой цвет нам покрасить стены этой комнаты?“ — он созвучен вопросу „Как нам говорить о блокаде сейчас?“»

«Геометрия памяти» и «Земля»

«Помимо выставки в залах Невской куртины, две работы нашего проекта экспонированы на территории Петропавловской крепости.

В центре крепости, у собора, расположена инсталляция Петра Белого „Геометрия памяти“. Автор специально выбрал дерево — „простой“ материал для своего рода монумента

блокаде, сообщая нам о том, что гранитно-мраморный пафос превращает эту тему в дежурное поклонение. Ассоциативный ряд, связанный с объектом, не призывает поклониться или положить цветы, а проявляет в памяти образы блокадного города: кресты из марли на окнах, противотанковые ежи, свет прожекторов в небе.

На площади у Нарышкина бастиона экспонируется объект „Земля“ Вадима Зайцева и Александра Андросова. Основой для объекта стал эпизод, связанный с началом блокады, когда после разрушения Бадаевских складов на месте пожара осталась пропитанная сахаром земля. Ее ели, продавали на рынке в кульках или банках — это отражено во многих дневниках. Художники создали куб, со всех сторон покрытый черным составом, имитирующим землю. Земля, словно вышедшая из-под земли наружу большим черным сахарным куском, напоминает  об этом событии блокады.

В контрмонументе использована абстрактная форма, и такой способ, не включающий фигуративность, отличается от общепринятых способов говорить о блокаде. Обычно памятник обозначен местом, пространством, которое как-то „настраивает“ зрителя».


Фотографии: ГЦСИ Петербург

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Музей блокады Ленинграда: Пять примеров для подражания
Музей блокады Ленинграда: Пять примеров для подражания The Village посмотрел, как архитектура рассказывает о трагедиях в других городах мира
Музей блокады Ленинграда: Пять примеров для подражания

Музей блокады Ленинграда: Пять примеров для подражания
The Village посмотрел, как архитектура рассказывает о трагедиях в других городах мира

Шесть башен, спирали, крыша с лугом и капустное поле: Девять проектов Музея блокады
Шесть башен, спирали, крыша с лугом и капустное поле: Девять проектов Музея блокады Каким видят будущий музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда» российские и западные архитекторы
Шесть башен, спирали, крыша с лугом и капустное поле: Девять проектов Музея блокады

Шесть башен, спирали, крыша с лугом и капустное поле: Девять проектов Музея блокады
Каким видят будущий музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда» российские и западные архитекторы

15 главных выставок осени в Петербурге
15 главных выставок осени в Петербурге Видеоарт в Мраморном дворце, «Зимний дворец и Эрмитаж в 1917 году», «Ранняя британская фотография» и другие заметные проекты
15 главных выставок осени в Петербурге

15 главных выставок осени в Петербурге
Видеоарт в Мраморном дворце, «Зимний дворец и Эрмитаж в 1917 году», «Ранняя британская фотография» и другие заметные проекты

Опыт проекта «Глубоко внутри»: Как рассказать об особых людях посетителям торговых центров
Опыт проекта «Глубоко внутри»: Как рассказать об особых людях посетителям торговых центров «Тема не просто табуирована — о ней совсем не знают. До такой степени, что даже немножко страшно»
Опыт проекта «Глубоко внутри»: Как рассказать об особых людях посетителям торговых центров

Опыт проекта «Глубоко внутри»: Как рассказать об особых людях посетителям торговых центров
«Тема не просто табуирована — о ней совсем не знают. До такой степени, что даже немножко страшно»

Тэги

Сюжет

Места

Прочее

Новое и лучшее

Гуляем с Алексеем Квашонкиным по «Китай-городу»

Гуляем с группой «Хлеб» по «Хлебозаводу»

«Елисеевский» магазин, который оказался никому не нужен

Спектакль о сталкинге, День космонавтики в рюмочной и арт-аукцион

Как избежать переработок?

Первая полоса

Гуляем с Алексеем Квашонкиным по «Китай-городу»
Гуляем с Алексеем Квашонкиным по «Китай-городу» Говорим о реинкарнации, Собянине, «Кровостоке» и Вышке
Гуляем с Алексеем Квашонкиным по «Китай-городу»

Гуляем с Алексеем Квашонкиным по «Китай-городу»
Говорим о реинкарнации, Собянине, «Кровостоке» и Вышке

Гуляем с группой «Хлеб» по «Хлебозаводу»
Гуляем с группой «Хлеб» по «Хлебозаводу» Говорим о застройке Москвы, любимом виниле и генерации хитов
Гуляем с группой «Хлеб» по «Хлебозаводу»

Гуляем с группой «Хлеб» по «Хлебозаводу»
Говорим о застройке Москвы, любимом виниле и генерации хитов

«Елисеевский» магазин, который оказался никому не нужен

«Елисеевский» магазин, который оказался никому не нужен

«Елисеевский» магазин, который оказался никому не нужен

«Елисеевский» магазин, который оказался никому не нужен

Спектакль о сталкинге, День космонавтики в рюмочной и арт-аукцион
Спектакль о сталкинге, День космонавтики в рюмочной и арт-аукцион Планируем, куда отправиться на этой неделе
Спектакль о сталкинге, День космонавтики в рюмочной и арт-аукцион

Спектакль о сталкинге, День космонавтики в рюмочной и арт-аукцион
Планируем, куда отправиться на этой неделе

Как избежать переработок?
Как избежать переработок? И что делать, если все коллеги задерживаются допоздна, а вы не хотите
Как избежать переработок?

Как избежать переработок?
И что делать, если все коллеги задерживаются допоздна, а вы не хотите

Клубничная «Венера» и веган-«Луна»: Коктейли по знаку зодиака от «Ретроградного Меркурия» в кафе «Без Рецепта»
Клубничная «Венера» и веган-«Луна»: Коктейли по знаку зодиака от «Ретроградного Меркурия» в кафе «Без Рецепта»
Клубничная «Венера» и веган-«Луна»: Коктейли по знаку зодиака от «Ретроградного Меркурия» в кафе «Без Рецепта»

Клубничная «Венера» и веган-«Луна»: Коктейли по знаку зодиака от «Ретроградного Меркурия» в кафе «Без Рецепта»

«Музыка районов»: The Village и Spotify запустили совместную рубрику
«Музыка районов»: The Village и Spotify запустили совместную рубрику Продюсер проекта Юлия Рузманова рассказывает, зачем мы это сделали
«Музыка районов»: The Village и Spotify запустили совместную рубрику

«Музыка районов»: The Village и Spotify запустили совместную рубрику
Продюсер проекта Юлия Рузманова рассказывает, зачем мы это сделали

Как привить детям любовь к чтению
Как привить детям любовь к чтению И почему не надо при любой возможности читать им книги вслух
Как привить детям любовь к чтению

Как привить детям любовь к чтению
И почему не надо при любой возможности читать им книги вслух

Brockhampton, «Минари» и «Рана» Оксаны Васякиной
Brockhampton, «Минари» и «Рана» Оксаны Васякиной Что слушать, читать и смотреть на этой неделе
Brockhampton, «Минари» и «Рана» Оксаны Васякиной

Brockhampton, «Минари» и «Рана» Оксаны Васякиной
Что слушать, читать и смотреть на этой неделе

Каким получился кинотеатр «Художественный»

Каким получился кинотеатр «Художественный»

Каким получился кинотеатр «Художественный»

Каким получился кинотеатр «Художественный»

Городское кафе Bardot на Остоженке, кофейня FL/P при ММСИ, гастроли шеф-поваров в Touche
Городское кафе Bardot на Остоженке, кофейня FL/P при ММСИ, гастроли шеф-поваров в Touche
Городское кафе Bardot на Остоженке, кофейня FL/P при ММСИ, гастроли шеф-поваров в Touche

Городское кафе Bardot на Остоженке, кофейня FL/P при ММСИ, гастроли шеф-поваров в Touche

Гуляем с Гудковым по окрестностям «Олимпийского»
Гуляем с Гудковым по окрестностям «Олимпийского» Говорим об аскезе, сплетнях, музыкальных крашах и реставрации города
Гуляем с Гудковым по окрестностям «Олимпийского»

Гуляем с Гудковым по окрестностям «Олимпийского»
Говорим об аскезе, сплетнях, музыкальных крашах и реставрации города

Тима из «Тима ищет свет» о песнях, которые на него повлияли
Тима из «Тима ищет свет» о песнях, которые на него повлияли В 5, 10, 15 и 20 лет
Тима из «Тима ищет свет» о песнях, которые на него повлияли

Тима из «Тима ищет свет» о песнях, которые на него повлияли
В 5, 10, 15 и 20 лет

«Полторы комнаты»: Обновленная версия одного из лучших коктейльных баров Петербурга
«Полторы комнаты»: Обновленная версия одного из лучших коктейльных баров Петербурга
«Полторы комнаты»: Обновленная версия одного из лучших коктейльных баров Петербурга

«Полторы комнаты»: Обновленная версия одного из лучших коктейльных баров Петербурга

Бинджвотчинг, фаббинг и эффект Netflix: Как новые технологии меняют наши онлайн-привычки
Промо
Бинджвотчинг, фаббинг и эффект Netflix: Как новые технологии меняют наши онлайн-привычки
Бинджвотчинг, фаббинг и эффект Netflix: Как новые технологии меняют наши онлайн-привычки
Промо

Бинджвотчинг, фаббинг и эффект Netflix: Как новые технологии меняют наши онлайн-привычки

Настя Пальчикова и Полина Гухман — о «Маше», 90-х и конце русского пацанства
Настя Пальчикова и Полина Гухман — о «Маше», 90-х и конце русского пацанства
Настя Пальчикова и Полина Гухман — о «Маше», 90-х и конце русского пацанства

Настя Пальчикова и Полина Гухман — о «Маше», 90-х и конце русского пацанства

«Минари»: «Отрочество» по-корейски о мальчике на родительской ферме и силе семейных связей
«Минари»: «Отрочество» по-корейски о мальчике на родительской ферме и силе семейных связей Алиса Таёжная — об одном из главных оскаровских фаворитов этого года
«Минари»: «Отрочество» по-корейски о мальчике на родительской ферме и силе семейных связей

«Минари»: «Отрочество» по-корейски о мальчике на родительской ферме и силе семейных связей
Алиса Таёжная — об одном из главных оскаровских фаворитов этого года

Какие домашние растения заводить новичкам и как за ними ухаживать? Советуют эксперты
Какие домашние растения заводить новичкам и как за ними ухаживать? Советуют эксперты
Какие домашние растения заводить новичкам и как за ними ухаживать? Советуют эксперты

Какие домашние растения заводить новичкам и как за ними ухаживать? Советуют эксперты

Спорт для всех: Что мы знаем о новой коллекции Oysho
Промо
Спорт для всех: Что мы знаем о новой коллекции Oysho Защита от солнца, свобода движений и целых 8 вариантов длины
Спорт для всех: Что мы знаем о новой коллекции Oysho
Промо

Спорт для всех: Что мы знаем о новой коллекции Oysho
Защита от солнца, свобода движений и целых 8 вариантов длины

Почему важно правильно выбрать соседей
Промо
Почему важно правильно выбрать соседей Как люди, с которыми мы живем, влияют на наше счастье
Почему важно правильно выбрать соседей
Промо

Почему важно правильно выбрать соседей
Как люди, с которыми мы живем, влияют на наше счастье

Подпишитесь на рассылку