Никита Nomerz: «Есть ли интересный стрит-арт во Владивостоке?» Художник из Нижнего Новгорода — об уличных войнах на Окатовой, народном бросании цемента и своем проекте «Перемещение»

Никита Nomerz: «Есть ли интересный стрит-арт во Владивостоке?»

Во Владивосток уличный художник из Нижнего Новгорода Никита Nomerz приехал, чтобы стать участником арт-резиденции ЦСИ «Заря». Nomerz известен своей серией «Живые стены», которую отметили зарубежные СМИ, а сам Никита участвовал в международных проектах в Китае, Таиланде, Испании и ОАЭ. Также он организовал стрит-арт фестиваль «Место» в Нижнем Новгороде, где показал свой фильм «В открытую» об уличных художниках России.

Оказавшись в ЦСИ «Заря» с проектом «Перемещение», он проявил интерес к владивостокским улицам. «The Village Владивосток» прогулялся вместе с Никитой по городу в поисках стрит-арта и поговорил об уличных войнах, госзаказе на роспись стен и проекте для резиденции. Ниже — комментарии Nomerz об интересном стрит-арте Владивостока.

Стена напротив моста на остров Русский

«Зачем Крым российский»

Рисунок Крымского полуострова и надпись «Остров Русский — Крым российский» — политическая пропаганда. Такие работы обычно пусты: слабая композиция и колористика, плохие шрифты, никакой изюминки. Но они вызывают ответную реакцию горожан, и это иногда интересно. Когда в 2014 году надпись только появилась, ее тут же дополнили вопросом «Зачем?». А потом и ответом: «Мы своих не бросаем». И, возможно, это уже можно назвать стрит-артом, тут состоялся диалог жителей через городское пространство. Уверен, что надпись «Зачем?» сделал кто-то из нашей субкультуры: она выглядит как своеобразный привет группе художников «Зачем» из Москвы. Они везде тиражируют эту надпись, побуждая людей смотреть на мир критически.

ул. Русская, 84

«Олимп ада»

Кстати, в том же 2014 году к дню рождения Путина молодежная группа «Сеть» сделала граффити-открытки на стенах зданий в разных городах России. Заглавные буквы каждого из слов в рисунках складывались в «СПАСИБО». «Суверенитет» в Москве, «Память» в Санкт-Петербурге, «Арктика» с ледоколом в Севастополе, «Сила» в Калининграде, «История» в Новосибирске, «Безопасность» в Иркутске. Во Владивостоке на пятиэтажке нарисовали олимпийские талисманы и слово «Олимпиада». Весь этот проект был политическим и бессодержательным с художественной точки зрения. Но команда «33+1» устроила акцию, где художник, наряженный в костюм Смерти, закрыл собой букву «И» в «Олимпиаде». Получился «Олимп ада», и тут-то эта история стала актом искусства.

Океанский проспект, 98

Народное бросание цемента

Стена портретов горожан на спуске по Океанскому проспекту к Некрасовской — это максимально живой арт. Тут и уличное искусство, и перформанс, и вовлечение зрителя. Акцию «Народное бросание цемента» устроила группа «33+1»: в 2011 году каждому прохожему дали запустить куском цемента в подпорную стенку, а деятельные художники на этой же кляксе изображали портрет бросавшего. Помимо идеи интересен и материал, редко кто использует строительные смеси для стрит-арта.

ул. Адмирала Фокина, 4

Черный квадрат

Впечатляет и команда Concrete Jungle. Сейчас они ушли в архитектурные проекты и не занимаются улицами. Но их вклад был ярким во Владивостоке: подпорные стены с лодками из древесины по дороге от Пушкинской к Фуникулеру, спуск с кольца Первой Речки с нарисованным лесом. Кстати, закрашенная работа «Земляне, объединяйтесь» даже будучи уничтоженной, остается крутой.

Ее закатали именно черным квадратом, что не может не напомнить Малевича, который «Черным супрематическим квадратом» возвестил конец искусства. Сами того не подозревая, чиновники и наемные маляры придали глубину этому рисунку. Превратили его в перформанс, где государство по незнанию вдруг заканчивает искусство ─ еще и искусство с гуманистическим смыслом.

ул. Адмирала Фокина, 7

Визуальный мусор

Во Владивостоке часто можно наткнуться на надписи «Маркер», «HARM», «ТРАВКА» или на характерную мордочку персонажа, схожего с героем клипов Gorillaz. Это продолжение традиции тегов: еще с 70-х годов в Нью-Йорке художники писали свои псевдонимы на стенах, в метро и на столбах. Теги — не столько художественный жест, сколько захват территории, способ заявить о себе. Даже среди граффитчиков они часто воспринимаются как вандализм.

Но теги и шрифты тоже бывают разные: есть люди, которые отказываются от эгоистичного тиражирования своего никнейма и уходят в искусство, близкое к каллиграфии. Хотя основная задача у большинства — заспамить город своим именем, быть на виду, быть узнаваемым. Это, конечно, гораздо больше подростковое самоутверждение, чем искусство. «Взрослый» стрит-арт осмысленный, он работает с городом, жителями и архитектурой.

ул. Окатовая, 18

«Окатовая 18»: уличные войны

Работы на этой стене нашлепаны друг на друга: их заново тегают, портят или дополняют. И это для стрит-арта классическая история. В субкультуре бушуют стилевые войны: граффитчики смотрят на уличных художников свысока, мол, «вы продались музеям и галереями, ваше искусство фальшивое». А художники отвечают: «Вы делаете бессмысленные шрифты, убиваете город». Уличный художник приходит к стенке с тегами и решает: «Ерунда какая-то, сейчас сделаю полноценную работу». Следом приходит графитчик: «И какого черта?! Это был мой кусок!», — и портит рисунок. Этот процесс нескончаемый и заметен во всех городах.

В Нижнем Новгороде была долгоиграющая история после моего фестиваля «Место»: Илья Мозги из Екатеринбурга сделал работу на стене, которая до него была закатана в несколько слоев разными граффити. Илья выкрасил всё в белый цвет и сделал полноценную текстовую работу вместо мешанины тегов. Буквально через пару недель туда вернулись оскорбленные граффитчики и забили работу своими никнеймами и словами «не лезьте на наши улицы». Но текст, который Илья написал, всё равно просвечивался. И спустя какое-то время к стене обратилась местная художница Елена Топтунова: она обвела слова Ильи, и работа проявилась. Плюс она сделала трафаретного человечка, который всё это якобы закрашивает. Вот такая борьба за территорию бывает.

О своем проекте «Перемещение» в ЦСИ «Заря»

Я стараюсь не делать работы там, где они неуместны. Нужно учитывать всё: трущобы это или центр, какого цвета забор рядом, часто ли тут пасмурно, куда падает тень? Пространство, в котором ты показываешь работу, тоже имеет характер. При этом неважно, под крышей оно или нет. Мой проект «Перемещение» как раз о хлипкости жанровых границ: какая разница, стрит-арт или паблик-арт, галерея или улица? Главное — не статус места, а честность и внимание к нему.

В арт-резиденции «Зари» я работал над «переносным» стрит-артом: нанес на фанеру и вырезал по контуру те рисунки, которые обычно создаю сразу на зданиях. Сначала мои студийные работы отправились на стену уличного барака, где приобрели статус уличного искусства, хотя и пробыли там всего сутки. А затем переехали в выставочный зал ЦСИ, обернувшись галерейным искусством.


Фотографии: обложка — ЦСИ «Заря» 1, 3, 6, 7–15 — Оксана Маякова, 2 — «33+1», 4 — Concrete jungle, 5 — Ксения Рябова

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Зачем аборигенам «ЕлиКука»?
Зачем аборигенам «ЕлиКука»? Или почему в ЦСИ «Заря» делают массаж камням, ходят сквозь шторку из чипсов и заматывают шкаф цветным скотчем
Зачем аборигенам «ЕлиКука»?

Зачем аборигенам «ЕлиКука»?
Или почему в ЦСИ «Заря» делают массаж камням, ходят сквозь шторку из чипсов и заматывают шкаф цветным скотчем

Как журналисты Владивостока создали фабрику новостей в инстаграме
Как журналисты Владивостока создали фабрику новостей в инстаграме Бывшие сотрудники «Новостей VL.ru» — об истории своего успеха и о том, как чуть не оказались в суде из-за мема с ДВФУ
Как журналисты Владивостока создали фабрику новостей в инстаграме

Как журналисты Владивостока создали фабрику новостей в инстаграме
Бывшие сотрудники «Новостей VL.ru» — об истории своего успеха и о том, как чуть не оказались в суде из-за мема с ДВФУ

Биеннале во Владивостоке: Атлеты с лицом Синдзо Абэ, яблоко раздора и 5 000 чаш на батарее
Биеннале во Владивостоке: Атлеты с лицом Синдзо Абэ, яблоко раздора и 5 000 чаш на батарее Как выглядят площадки Владивостокской биеннале искусств и почему внезапно демонтировали соляную инсталляцию
Биеннале во Владивостоке: Атлеты с лицом Синдзо Абэ, яблоко раздора и 5 000 чаш на батарее

Биеннале во Владивостоке: Атлеты с лицом Синдзо Абэ, яблоко раздора и 5 000 чаш на батарее
Как выглядят площадки Владивостокской биеннале искусств и почему внезапно демонтировали соляную инсталляцию

Как работает кинокомиссия Приморского края
Как работает кинокомиссия Приморского края Может ли стать Владивосток городом-мечтой для приезжих кинематографистов и кто им помогает здесь в съемках
Как работает кинокомиссия Приморского края

Как работает кинокомиссия Приморского края
Может ли стать Владивосток городом-мечтой для приезжих кинематографистов и кто им помогает здесь в съемках

Тэги

Сюжет

Места

Новое и лучшее

Кто такая Маша Платонова

До лучшей велодорожки в стране нужно ехать два часа из Москвы. Стоит ли оно того?

Стоит ли идти на выборы и почему?

Lil Nas X, 3HCompany, Sex Education и другие релизы недели

Двухчасовая прогулка по Шушарам: Ищем достопримечательности

Первая полоса

Кто такая Маша Платонова
Кто такая Маша Платонова Студентку Вышки и дизайнерку Максима Каца обвиняют в склонении к массовым беспорядкам
Кто такая Маша Платонова

Кто такая Маша Платонова
Студентку Вышки и дизайнерку Максима Каца обвиняют в склонении к массовым беспорядкам

До лучшей велодорожки в стране нужно ехать два часа из Москвы. Стоит ли оно того?
До лучшей велодорожки в стране нужно ехать два часа из Москвы. Стоит ли оно того? Когда-нибудь она станет частью велопути из Москвы в Петербург
До лучшей велодорожки в стране нужно ехать два часа из Москвы. Стоит ли оно того?

До лучшей велодорожки в стране нужно ехать два часа из Москвы. Стоит ли оно того?
Когда-нибудь она станет частью велопути из Москвы в Петербург

Стоит ли идти на выборы и почему?

Объясняют политолог, социолог и общественный деятель

Стоит ли идти на выборы и почему?
Объясняют политолог, социолог и общественный деятель

Lil Nas X, 3HCompany, Sex Education и другие релизы недели
Lil Nas X, 3HCompany, Sex Education и другие релизы недели Что слушать, смотреть и читать прямо сейчас
Lil Nas X, 3HCompany, Sex Education и другие релизы недели

Lil Nas X, 3HCompany, Sex Education и другие релизы недели
Что слушать, смотреть и читать прямо сейчас

Двухчасовая прогулка по Шушарам: Ищем достопримечательности

Двухчасовая прогулка по Шушарам: Ищем достопримечательности

Двухчасовая прогулка по Шушарам: Ищем достопримечательности

Двухчасовая прогулка по Шушарам: Ищем достопримечательности

Выпил — за руль не садись
Спецпроект
Выпил — за руль не садись Как устроена профессия «трезвый водитель»
Выпил — за руль не садись
Спецпроект

Выпил — за руль не садись
Как устроена профессия «трезвый водитель»

Российский ресторанный фестиваль, открытие «Публики» на Старой Басманной и бистро «Вольность» на Ленинском проспекте
Российский ресторанный фестиваль, открытие «Публики» на Старой Басманной и бистро «Вольность» на Ленинском проспекте
Российский ресторанный фестиваль, открытие «Публики» на Старой Басманной и бистро «Вольность» на Ленинском проспекте

Российский ресторанный фестиваль, открытие «Публики» на Старой Басманной и бистро «Вольность» на Ленинском проспекте

Что делать, куда идти? Рассказываем про самые интересные события недели в Москве
Что делать, куда идти? Рассказываем про самые интересные события недели в Москве «Супер секси секонд», рейв-медитация и еще 30 ивентов
Что делать, куда идти? Рассказываем про самые интересные события недели в Москве

Что делать, куда идти? Рассказываем про самые интересные события недели в Москве
«Супер секси секонд», рейв-медитация и еще 30 ивентов

«Дюна»: Авторский блокбастер Дени Вильнёва — главная премьера года
«Дюна»: Авторский блокбастер Дени Вильнёва — главная премьера года С Тимоти Шаламе и Оскаром Айзеком и музыкой Ханса Циммера
«Дюна»: Авторский блокбастер Дени Вильнёва — главная премьера года

«Дюна»: Авторский блокбастер Дени Вильнёва — главная премьера года
С Тимоти Шаламе и Оскаром Айзеком и музыкой Ханса Циммера

Стол к окну, микрозелень на подоконник
Спецпроект
Стол к окну, микрозелень на подоконник 13 советов, как работать из дома экологично
Стол к окну, микрозелень на подоконник
Спецпроект

Стол к окну, микрозелень на подоконник
13 советов, как работать из дома экологично

В Петербурге нашли еще одну массовую карусель на выборах. На этот раз — в Военмехе

«Оденьтесь, пожалуйста, неброско»

В Петербурге нашли еще одну массовую карусель на выборах. На этот раз — в Военмехе
«Оденьтесь, пожалуйста, неброско»

«Дневники Цугуа»: Португальский артхаус, снятый супружеской парой на 16-миллиметровую пленку
«Дневники Цугуа»: Португальский артхаус, снятый супружеской парой на 16-миллиметровую пленку Прямиком с Каннского кинофестиваля
«Дневники Цугуа»: Португальский артхаус, снятый супружеской парой на 16-миллиметровую пленку

«Дневники Цугуа»: Португальский артхаус, снятый супружеской парой на 16-миллиметровую пленку
Прямиком с Каннского кинофестиваля

Художник Кохинор превратил мастерскую в круглосуточный хеппенинг для всех. Почему на него ополчились власти?
Художник Кохинор превратил мастерскую в круглосуточный хеппенинг для всех. Почему на него ополчились власти? «Моя война — это выбрать красный или белый цвет»
Художник Кохинор превратил мастерскую в круглосуточный хеппенинг для всех. Почему на него ополчились власти?

Художник Кохинор превратил мастерскую в круглосуточный хеппенинг для всех. Почему на него ополчились власти?
«Моя война — это выбрать красный или белый цвет»

«Церковь — открытый, гостеприимный дом»:
Основатели кафе «Aнтипа» при храме — о бытии, латте и собаках
«Церковь — открытый, гостеприимный дом»: Основатели кафе «Aнтипа» при храме — о бытии, латте и собаках
«Церковь — открытый, гостеприимный дом»:
Основатели кафе «Aнтипа» при храме — о бытии, латте и собаках

«Церковь — открытый, гостеприимный дом»: Основатели кафе «Aнтипа» при храме — о бытии, латте и собаках

7 глупых вопросов о Вертинском
7 глупых вопросов о Вертинском Как выглядел шансон до него и что общего между Вертинским и современным рэпом
7 глупых вопросов о Вертинском

7 глупых вопросов о Вертинском
Как выглядел шансон до него и что общего между Вертинским и современным рэпом

Пока кредит не разлучит вас
Спецпроект
Пока кредит не разлучит вас Сможете ли вы решить финансовые проблемы в семье и не развестись
Пока кредит не разлучит вас
Спецпроект

Пока кредит не разлучит вас
Сможете ли вы решить финансовые проблемы в семье и не развестись

Лоферы, челси и казаки: 24 пары обуви на осень
Лоферы, челси и казаки: 24 пары обуви на осень
Лоферы, челси и казаки: 24 пары обуви на осень

Лоферы, челси и казаки: 24 пары обуви на осень

Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»
Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики» Говорим о здоровом питании, панке и Comme Des Garçons
Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»

Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»
Говорим о здоровом питании, панке и Comme Des Garçons

Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке
Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке Говорим об исторических зданиях, пьющих классиках и новом театре
Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке

Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке
Говорим об исторических зданиях, пьющих классиках и новом театре

«Дачное место»: зачем ехать 
в Можайский район

«Дачное место»: зачем ехать в Можайский район

«Дачное место»: зачем ехать 
в Можайский район

«Дачное место»: зачем ехать в Можайский район

Подпишитесь на рассылку