Вызывающие перфомансы и «Лысая певица»: Как в Екатеринбурге появился театр без места Создатель «Места» Ольга Комлева: «Театр — это переживание, которое может случиться где угодно»

Вызывающие перфомансы и «Лысая певица»: Как в Екатеринбурге появился театр без места

В ноябре в Екатеринбурге откроется новый театр «Место» без постоянного места — как обещают создатели, спектакли будут стихийно возникать в музеях, клубах, парках, барах и торговых центрах. Проекты создают актеры, танцовщики, перформеры, художники — с формами театрального языка здесь обещают постоянно экспериментировать. «Место» откроется сразу двумя премьерами: вызывающим перформансом «Камон, Лотреамон!» и первой для Екатеринбурга постановкой абсурдистской пьесы «Лысая певица» в переводе уральских авторов. Стартовой площадкой станет помещение фонда «Культурный транзит» на Пушкина, 12 — в подвале пельменной «Замес» спектакль сыграют уже 1 ноября.

Уже после публикации этого материала представители театра сообщили, что банк, где хранились грантовые деньги «Места», прекратил свою работу из-за отзыва лицензии, и театралы потеряли около полумиллиона рублей за неделю до запуска. Создатели театра объявили о старте краудфандинга в поддержку проекта.

Создатель «Места» Ольга Комлева рассказала The Village, зачем Екатеринбургу нужен экспериментальный театр и как он будет устроен.

Фотографии и видео

Сергей Потеряев

О проекте

Театр «Место» возник из желания создавать новые профессиональные объединения в области современных перформативных, танцевальных и театральных практик. Идея назревала давно: в Екатеринбурге много талантливых творческих инициатив — мне хотелось объединить их в один независимый проект.

Специфика проекта в том, что постоянного места у «Места» нет — театр там, где мы. Мы уходим от театра в классическом понимании, от всеми заученной схемы со зрительным залом и сценой. Театр может стихийно возникнуть хоть где: в галерее, в торговом центре, на улице. Нам не важно, есть ли сцена или зрительный зал: театр — это переживание, которое может случиться в любом месте.

Сегодня у театра вообще нет строго обязательных звеньев — необязательны даже актеры. У итальянского режиссера Ромео Кастеллуччи был опыт, в котором вместо актеров действующими лицами спектакля становились станки. Зрители тоже не обязательны — это доказал театр Ежи Гротовского путем отказа от них. Это был личный эксперимент польского режиссера — актеры ему доверяли, для них был важен процесс, реакция и рефлексия сторонних людей были необязательны. Мы существовать без зрителей не можем — нам нужны деньги с продажи билетов, которые мы будем вкладывать в новые проекты. Но к экспериментам мы открыты и будем постоянно пробовать новое.

Люди создают театр, наполняя его энергией и идеями. Локации могут различаться, но где мы — там наше место. Мы будем менять площадки, вовлекать в театральное движение весь город. Сейчас мы заняли подвальное помещение фонда «Культурный транзит», которое нам предоставили на очень лояльных условиях. Но эта площадка накладывает свои ограничения и определяет формат: здесь мы можем показывать только камерные спектакли. Сейчас мы ведем переговоры с другими местами и получаем хороший отклик от музейных площадок, ресторанов, клубов. Такой формат театрального действия оказался востребован.

О команде, программе и премьерах

«Место» — это не театр, в котором ты знаешь, чего ждать от следующего спектакля. Все наши проекты будут разноформатными, создавать их будут разные люди: музыканты, художники, актеры, перформеры. Я в этом процессе выступаю медиатором — собрала вокруг себя много единомышленников, которые мыслят и говорят со мной на одном языке. У театра есть определенная эстетическая концепция и некие эстетические ориентиры: спектакли-перформансы Яна Фабра, Хайнера Геббельса, Кэти Митччел и других режиссеров-экспериментаторов, фильмы Гаспара Ноэ, Ларса фон Триера и Дэвида Линча, книги Юкио Мисимы и Германа Гессе. Мне ближе всего эстетика театра жестокости французского новатора и теоретика театра Антонена Арто, которая и легла в основу «Места».

В ноябре мы покажем сразу две премьеры. Первой станет постановка пьесы «Лысая певица» в переводе уральских авторов — докторов философских наук Сергея Вершинина и Татьяны Кругловой. В 1981 году молодые аспиранты философского факультета УрГУ Татьяна и Сергей перевели пьесу на русский язык — самиздат был первым переводом пьесы и опередил официальный перевод почти на десять лет. Здорово, что мы нашли связь «Лысой певицы» с Уралом, с нашей локальной историей.

«Лысая певица» — абсурдистский текст. Режиссером выступил артист и режиссер «Коляда-театра» Александр Вахов. В проекте участвуют Илья Белов, Сергей Колесов и Константин Итунин из «Коляда-театра», а также Дмитрий Безуглов. Саундтрек для спектакля мы пригласили написать Сергея Лоншакова, электронного музыканта из группы INABLVCKDOG. Все видео для этого спектакля снимала Саша Заец — молодой видеограф, которая снимает клипы для «Монеточки».

Александр Вахов

режиссер

Пьеса «Лысая певица» появилась после Второй мировой войны как отклик на хаос, кровь и смерть. Текст пьесы — это лишь повод к нашей постановке, мы создаем перформанс в нескольких сценах. То, что мы показываем, вырвано из контекста. Суть постановки в абсурдности, которая дает зрителю предчувствие катастрофы. Пожар на улице отражает пожар во всем мире, вокруг ощущение страха и безысходности.

Это попытка создать что-то новое — антипостановка антипьесы в антитеатре. Ничего не важно и важно все одновременно, просто два актера смотрят в зал и творят дичь и ахинею. Ты не понимаешь, почему и зачем, но оторвать глаз не можешь. Не нужны декорации, ничего не нужно: есть музыкальные паузы в перерывах, световое шоу и простые истины в стандартных предложениях из английского разговорника.

Сергей Лоншаков

композитор

Я познакомился с произведением и создавал музыку уже на основе текста. Нужно было улавливать настроение, отражать одновременно трагичность и комичность. Это не всегда получалось сразу: что-то мы обсуждали на репетициях, а после я переделывал. Работать с «Местом» мне было интересно — с театром я взаимодействовал впервые, но меня всегда интересовал саунд-дизайн с его технологичностью. Это искусство работы со звуков, а не просто песенки. Благодаря музыке зритель получает погружение в спектакль, испытывает более сильные эмоции.

Вторая премьера — перформанс «Камон, Лотреамон!» имеет совсем другое настроение и исследует знаковый для истории искусства текст Лотреамона «Песни Мальдорора», написанный еще в девятнадцатом веке. Текст оказал влияние на авангардные течения начала двадцатого века и стал предтечей сюрреализма. Его писал нигилист, анархист и панк, как бы мы его назвали сейчас. Мрачный, циничный — он богат множеством ярких гротескных образов и персонажей.

Для нашего города перформанс «Камон, Лотреамон!» — уникальная вещь, это перформанс-видеоинсталляция. Хореограф-постановщик и исполнитель главной роли — будущий секс-символ города танцовщик Кирилл Зайцев. Музыку к перформансу создавал Николай Бабак, бывший участник коллективов «4 Позиции Бруно» и «Птицу Емъ», известный своими экспериментами в области электронной музыки. Он написал десять треков — зубодробительных, сумасшедших.

Один из авторов перформанса художник Владимир Селезнев создал многоканальную видеоинсталляцию, которая проецируется на все стены камерного зала и создает эффект нахождения внутри пространства сюрреалистического комикса.

Владимир Селезнев

художник

Текст «Камон, Лотреамон!» я понимаю как свойственный юности вызов устоявшимся идеалам — сброс идолов с пьедестала. Какой-то демонический персонаж борется со всем миром и со своим внутренним «я». Книга появилась еще в 1860-х годах, но долгое время про нее не знали — общество было не готово. Уже после Бодлера и других проклятых поэтов текст всплыл заново: его открыли сюрреалисты и приняли в качестве своего манифеста.

Видеоинсталляция здесь — во многом замена декораций. Спектаклю она придает дополнительный смысл. Как референс я взял историю с сюрреалистами — подумал, что правильно будет сделать акцент на этапы формирования искусства и проиллюстрировать фрагменты текста различными произведениями, созданными века назад. Актеры взаимодействуют с картинками, которые постоянно всплывают и меняются. Зрителю это дает новые впечатления. Проекции — это мультимедийная среда, к которой мы привыкли, повсюду нас окружают экраны.

О деньгах и планах

Частные театры в России не могут существовать без грантовой поддержки, аншлаги и хорошие продажи есть только в МХТ и Мариинке. В Екатеринбурге молодец Николай Владимирович Коляда — у него все идет здорово, но все равно ему приходится вкладывать в театр собственные деньги.

Мы получили на создание театра два гранта — от Союза театральных деятелей (200 тысяч рублей) и от Фонда Прохорова (870 тысяч рублей). Грант Фонда Прохорова — это единственный грант, который можно потратить не на аренду, а на покупку техники, поэтому благодаря нему мы смогли обеспечить минимальный свет и звук. В будущем мы планируем существовать на деньги с продажи билетов. В месяц будем проводить восемь спектаклей, стоимость одного билета — 500 рублей. На «Лысой певице» будет сорок зрителей, на перформансе «Камон, Лотреамон!» — всего двадцать, потому что большее количество людей комфортно разместить посреди видеопроекции не получится. Показы будут проходить весь ноябрь, один раз в неделю, затем они возобновятся уже в новом году.

В России не так много частных театральных инициатив. Есть множество государственных театров, но далеко не все позволяют себе эксперименты. Мы не ограничиваем себя условностями и предлагаем уникальный контент. Я осознаю, что наш продукт очень специфичен, что наша аудитория ограничена. Будет здорово, если она расширится, но у меня нет иллюзий на этот счет. Можно делать корпоративы, вечеринки, но мне не хочется этим заниматься — мы про творческий поиск.

В декабре мы планируем программу для детей. Будем делать не то, что предлагают обычно — сказки и хороводы. С детьми мы будем общаться как со взрослыми. Атмосфера подвала, в котором происходит действие, добавляет секретности, таинственности — думаю, им понравится.

читайте ТАМ, ГДЕ УДОБНО:

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

Я работаю в здании Земской школы на берегу Исети
Я работаю в здании Земской школы на берегу Исети Бухгалтер, водитель и другие сотрудники уральского ГЦСИ — о курировании выставок, стоимости арт-объектов и побитом пингвине
Я работаю в здании Земской школы на берегу Исети

Я работаю в здании Земской школы на берегу Исети
Бухгалтер, водитель и другие сотрудники уральского ГЦСИ — о курировании выставок, стоимости арт-объектов и побитом пингвине

Нижний Тагил: Город-завод глазами художника
Нижний Тагил: Город-завод глазами художника Владимир Селезнев — об архитектуре Вагонки, работе сварщиком и Ленине на шаре
Нижний Тагил: Город-завод глазами художника

Нижний Тагил: Город-завод глазами художника
Владимир Селезнев — об архитектуре Вагонки, работе сварщиком и Ленине на шаре

«Улун — это не зеленый»: Как пьют чай в Екатеринбурге
«Улун — это не зеленый»: Как пьют чай в Екатеринбурге Почему каркаде — это не красный, улун — не зеленый, а пуэр не закапывают в землю
«Улун — это не зеленый»: Как пьют чай в Екатеринбурге

«Улун — это не зеленый»: Как пьют чай в Екатеринбурге
Почему каркаде — это не красный, улун — не зеленый, а пуэр не закапывают в землю

Гусь-бисексуал и продажа жизни на аукционе: Отличите ли вы новость от сюжета пьесы
Гусь-бисексуал и продажа жизни на аукционе: Отличите ли вы новость от сюжета пьесы Совместный тест Sandarina Festival и The Village Екатеринбург
Гусь-бисексуал и продажа жизни на аукционе: Отличите ли вы новость от сюжета пьесы

Гусь-бисексуал и продажа жизни на аукционе: Отличите ли вы новость от сюжета пьесы
Совместный тест Sandarina Festival и The Village Екатеринбург

Тэги

Сюжет

Новое и лучшее

Кира Коваленко — О войне, возвращении на Кавказ и советах Сокурова

Испорченная репутация: Почему модная индустрия перестала использовать текстиль из каннабиса?

Куда пойти в Москве на этой неделе? Собрали лучшие события

На кота, маникюр и психотерапию: Какие необычные выплаты можно получить в российских компаниях

Площадь перед Павелецким вокзалом наконец-то открылась. Вот как она выглядит

Первая полоса

Кира Коваленко — О войне, возвращении на Кавказ и советах Сокурова
Кира Коваленко — О войне, возвращении на Кавказ и советах Сокурова Большой разговор с режиссером фильма «Разжимая кулаки»
Кира Коваленко — О войне, возвращении на Кавказ и советах Сокурова

Кира Коваленко — О войне, возвращении на Кавказ и советах Сокурова
Большой разговор с режиссером фильма «Разжимая кулаки»

Испорченная репутация: Почему модная индустрия перестала использовать текстиль из каннабиса?
Испорченная репутация: Почему модная индустрия перестала использовать текстиль из каннабиса? И только недавно вновь вернулась к этому материалу
Испорченная репутация: Почему модная индустрия перестала использовать текстиль из каннабиса?

Испорченная репутация: Почему модная индустрия перестала использовать текстиль из каннабиса?
И только недавно вновь вернулась к этому материалу

Куда пойти в Москве на этой неделе? Собрали лучшие события
Куда пойти в Москве на этой неделе? Собрали лучшие события Ресторанный фестиваль, спектакль-рейв и девичник в «Доме культур»
Куда пойти в Москве на этой неделе? Собрали лучшие события

Куда пойти в Москве на этой неделе? Собрали лучшие события
Ресторанный фестиваль, спектакль-рейв и девичник в «Доме культур»

На кота, маникюр и психотерапию: Какие необычные выплаты можно получить в российских компаниях
На кота, маникюр и психотерапию: Какие необычные выплаты можно получить в российских компаниях
На кота, маникюр и психотерапию: Какие необычные выплаты можно получить в российских компаниях

На кота, маникюр и психотерапию: Какие необычные выплаты можно получить в российских компаниях

Площадь перед Павелецким вокзалом наконец-то открылась. Вот как она выглядит

Площадь перед Павелецким вокзалом наконец-то открылась. Вот как она выглядит

Площадь перед Павелецким вокзалом наконец-то открылась. Вот как она выглядит

Площадь перед Павелецким вокзалом наконец-то открылась. Вот как она выглядит

Минималистичная двухкомнатная квартира на Котельнической набережной
Минималистичная двухкомнатная квартира на Котельнической набережной
Минималистичная двухкомнатная квартира на Котельнической набережной

Минималистичная двухкомнатная квартира на Котельнической набережной

Зачем торговым сетям собственные бренды продуктов
Спецпроект
Зачем торговым сетям собственные бренды продуктов И почему такие товары стоят дешевле аналогичных
Зачем торговым сетям собственные бренды продуктов
Спецпроект

Зачем торговым сетям собственные бренды продуктов
И почему такие товары стоят дешевле аналогичных

Пивозавры

Пивозавры«В большом городе каждый третий — пивозавр»

Пивозавры

Пивозавры «В большом городе каждый третий — пивозавр»

«Разжимая кулаки»: Долгожданный фильм Киры Коваленко — выпускницы мастерской Сокурова
«Разжимая кулаки»: Долгожданный фильм Киры Коваленко — выпускницы мастерской Сокурова Теплая драма о молодой осетинке, скованной цепью с семьей
«Разжимая кулаки»: Долгожданный фильм Киры Коваленко — выпускницы мастерской Сокурова

«Разжимая кулаки»: Долгожданный фильм Киры Коваленко — выпускницы мастерской Сокурова
Теплая драма о молодой осетинке, скованной цепью с семьей

Нападения на журналистов, фальсификации и досрочное празднование победы единороссов: Как прошли выборы в Госдуму-2021
Нападения на журналистов, фальсификации и досрочное празднование победы единороссов: Как прошли выборы в Госдуму-2021
Нападения на журналистов, фальсификации и досрочное празднование победы единороссов: Как прошли выборы в Госдуму-2021

Нападения на журналистов, фальсификации и досрочное празднование победы единороссов: Как прошли выборы в Госдуму-2021

Важная встреча: Как устроить свидание с собой
Спецпроект
Важная встреча: Как устроить свидание с собой И какой аромат для этого выбрать
Важная встреча: Как устроить свидание с собой
Спецпроект

Важная встреча: Как устроить свидание с собой
И какой аромат для этого выбрать

«Есть подозрения, что вы торгуете наркотиками»: Как москвичке угрожали волгоградские полицейские
«Есть подозрения, что вы торгуете наркотиками»: Как москвичке угрожали волгоградские полицейские И что делать, если вас удерживают люди в штатском
«Есть подозрения, что вы торгуете наркотиками»: Как москвичке угрожали волгоградские полицейские

«Есть подозрения, что вы торгуете наркотиками»: Как москвичке угрожали волгоградские полицейские
И что делать, если вас удерживают люди в штатском

Ресторан Mina: Италия и Ливан на Малой Никитской
Ресторан Mina: Италия и Ливан на Малой Никитской Лучшее открытие лета
Ресторан Mina: Италия и Ливан на Малой Никитской

Ресторан Mina: Италия и Ливан на Малой Никитской
Лучшее открытие лета

Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»
Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики» Говорим о здоровом питании, панке и Comme Des Garçons
Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»

Гуляем с Алисой Йоффе вокруг «Электрозавода» и «Бумажной фабрики»
Говорим о здоровом питании, панке и Comme Des Garçons

14 кафе и ресторанов, где можно спокойно поработать за ноутбуком
14 кафе и ресторанов, где можно спокойно поработать за ноутбуком
14 кафе и ресторанов, где можно спокойно поработать за ноутбуком

14 кафе и ресторанов, где можно спокойно поработать за ноутбуком

Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке
Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке Говорим об исторических зданиях, пьющих классиках и новом театре
Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке

Гуляем c Михаилом Зыгарем по Покровке
Говорим об исторических зданиях, пьющих классиках и новом театре

Мой дом, мои правила:
Как осознанно обустроить свое жилье
Спецпроект
Мой дом, мои правила: Как осознанно обустроить свое жилье И стараться не вредить природе
Мой дом, мои правила:
Как осознанно обустроить свое жилье
Спецпроект

Мой дом, мои правила: Как осознанно обустроить свое жилье
И стараться не вредить природе

«Папа и Пингвин»: Сказки о внутренней свободе, написанные в минском СИЗО
«Папа и Пингвин»: Сказки о внутренней свободе, написанные в минском СИЗО
«Папа и Пингвин»: Сказки о внутренней свободе, написанные в минском СИЗО

«Папа и Пингвин»: Сказки о внутренней свободе, написанные в минском СИЗО

Lil Nas X, 3HCompany, Sex Education 
и другие релизы недели
Lil Nas X, 3HCompany, Sex Education и другие релизы недели Что слушать, смотреть и читать прямо сейчас
Lil Nas X, 3HCompany, Sex Education 
и другие релизы недели

Lil Nas X, 3HCompany, Sex Education и другие релизы недели
Что слушать, смотреть и читать прямо сейчас

До лучшей велодорожки в стране нужно ехать два часа из Москвы. Стоит ли оно того?
До лучшей велодорожки в стране нужно ехать два часа из Москвы. Стоит ли оно того? Когда-нибудь она станет частью велопути из Москвы в Петербург
До лучшей велодорожки в стране нужно ехать два часа из Москвы. Стоит ли оно того?

До лучшей велодорожки в стране нужно ехать два часа из Москвы. Стоит ли оно того?
Когда-нибудь она станет частью велопути из Москвы в Петербург

Подпишитесь на рассылку